После
изучения положений данной учетной
политики, имеющих отношение к
аудируемому объекту, возник ряд
вопросов:
- как ведется
учет операционных доходов и расходов;
- каков способ
списания счетов 23 «Вспомогательные производства»
и 26 «Общехозяйственные расходы».
В
целом, по результатам изучения общих
моментов учета аудируемого объекта,
можно сделать вывод о хорошей
организации системы учета данного
объекта, несмотря на ряд недостатков,
которые возникают из-за недостаточно
понятного описания ведения учета аудируемого
объекта в учетной политике.
1.2. Нормативная
и информационная база
аудиторской проверки
формирования налогооблагаемой
прибыли и расчетов
по налогу на прибыль
Систему
налогообложения прибыли определяют
законодательные и иные нормативные акты
(в алфавитном порядке):
- Инструкция
МНС России от 15 июля 2000 г. № 62 «О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на
прибыль предприятий и организаций».
- Инструкция
МНС России по заполнению декларации по
налогу на прибыль организаций. Приказ
от 29 декабря 2001 г. № БГ-3-02/585.
- Методические
рекомендации по проверке налога на прибыль
и обязательств перед бюджетом при проведении
аудита и оказании сопутствующих услуг.
Одобрено Советом по аудиторской деятельности
при Минфине России, протокол № 25 от 22
апреля 2004 г.
- Методические
указания по определению величины сметной
прибыли в строительстве. МДС 81-25.2001. Постановление
Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15.
- Налоговый
Кодекс Российской Федерации. Ч. 2. Утвержден
Федеральным законом от 19.07.2000 № 171-ФЗ.
- Письмо МНС
России от 23.07.2002 г. № ШС-6-14/1059.
- План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности организаций и Инструкция
по его применению. Приказ Минфина России
от 31.10.2000 № 94н.
- Положение
«О бухгалтерском учете и отчетности в
РФ». Приказом Минфина России от 20.03.92 №
10.
- Положение
по бухгалтерскому учету «Доходы организации»
ПБУ 9/99. Приказ Минфина России от 06.05.99
№ 32н; В ред. от 30.03.2001 № 27н.
- Положение
по бухгалтерскому учету «Расходы организации»
ПБУ 10/99. Приказ Минфина России от 06.05.99
№ 33н; В ред. от 30.03.2001 № 27н.
- Положение
по бухгалтерскому учету «Учет договоров
(контрактов) на капитальное строительство»
ПБУ 2/94. Приказ Минфина России от 20.12.1994
№ 167.
- Положение
по бухгалтерскому учету «Учет основных
средств» ПБУ 6/01. Приказ Минфина России
от 30.03.2001 № 26н.
- Положение
по бухгалтерскому учету долгосрочных
инвестиций. Письмо Минфина России от
30.12.1993 № 160.
- Постановление
Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661
«О внесении изменений и дополнений в
Положение о составе затрат по производству
и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и порядке формирования
финансовых результатов при налогообложении
прибыли».
- Постановление
Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552
«Положение о составе затрат по производству
и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг), и порядке формирования
финансовых результатов при налогообложении
прибыли».
- Федеральные
правила (стандарты) аудиторской деятельности,
утвержденные Постановлением Правительства
РФ от 23 августа 2002 г. № 696.
- Федеральный
Закон РФ от 10 января 1997 г. № 13-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге
на прибыль предприятий и организаций».
- Федеральный
Закон РФ от 14 июня 1995 г. «О государственной
поддержке малого предпринимательства
в РФ».
- Федеральный
Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском
учете».
- Федеральный
Закон РФ от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства».
- Федеральный
Закон РФ от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ «О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге
на прибыль предприятий и организаций».
- Федеральный
Закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской
деятельности».
Учет
формирования налогооблагаемой прибыли
в ООО ПСП «Высота» организован
в соответствии с учетной политикой
организации и приказом об ее утверждении.
В
ходе изучения документооборота по данному
объекту учета были выявлены следующие
первичные документы:
а)
По учету ремонтно-строительных работ:
- акт о приемке
выполненных работ (форма № КС-2);
- справка о
стоимости выполненных работ и затрат
(форма № КС-3);
- общий журнал
работ (форма № КС-6);
- журнал учета
выполненных работ (форма № КС-6а);
- акт о сдаче
в эксплуатацию временного (нетитульного)
сооружения (форма № КС-8);
- акт о разборке
временных (нетитульных) сооружений (форма
№ КС-9);
- акт об оценке
подлежащих сносу (переносу) зданий, сооружений
и насаждений (форма № КС-10);
- акт приемки
законченного строительством объекта
(форма № КС-11);
- акт приемки
законченного строительством объекта
приемочной комиссией (форма № КС-14);
- акт о приостановлении
строительства (форма № КС-17);
- акт о приостановлении
проектно-изыскательских работ по неосуществленному
строительству (форма № КС-18).
б)
По учету использования рабочего
времени и расчетов с персоналом
по оплате труда:
- Табель учета
рабочего времени и расчета оплаты труда;
- Расчетная
ведомость;
- Платежная
ведомость;
- Журнал регистрации
платежных ведомостей;
- Лицевой счет;
в)
Сводная ведомость о начислении
ЕСН.
г)
По учету основных средств:
- Акт о приеме-передаче
объекта основных средств (кроме зданий,
сооружений);
- Акт о приеме-передаче
здания (сооружения);
- Акт о приеме-передаче
групп объектов основных средств (кроме
зданий, сооружений);
- Накладная
на внутреннее перемещение объектов основных
средств;
- Акт о приеме-сдаче
отремонтированных, реконструированных,
модернизированных объектов основных
средств;
- Акт о списании
объекта основных средств (кроме автотранспортных
средств);
- Инвентарная
карточка учета объекта основных средств;
- Инвентарная
карточка учета группы объектов основных
средств;
- Инвентарная
книга учета объектов основных средств;
- Акт о приеме-поступлении
оборудования;
- Акт о приеме-передаче
оборудования в монтаж;
- Акт о выявленных
дефектах оборудования.
д)
Связанные с исчислением налогов:
- Налоговая
карточка 1-НДФЛ;
- Справка 2-НДФЛ;
- Налоговая
карточка по учету ЕСН.
Проверка
первичных документов проводится выборочным
способом. Для обеспечения репрезентативности
аудиторской выборки использован систематический
отбор: изучается каждый пятый документ
соответствующей категории.
Учетные
регистры, применяемые в ООО ПСП
«Высота», которые будут использованы
при аудиторской проверке формирования
налогооблагаемой прибыли и расчетов
с бюджетом по налогу на прибыль, показаны
на рис. 2.
Рис.2.
Учетные регистры, используемые в
ООО ПСП «Высота».
Для проведения аудиторской проверки
необходимо изучить правильность заполнения
следующих статей бухгалтерского баланса:
- стр. 110 Нематериальные
активы;
- стр. 120 Основные
средства;
- стр. 210 Запасы;
- стр. 230 и 240
Дебиторская задолженность;
- стр. 470 Нераспределенная
прибыль отчетного года;
- стр. 620 Кредиторская
задолженность.
Отчет
о прибылях и убытках, как и
налоговую декларацию по налогу на
прибыль организаций необходимо
изучить в полном объеме и тщательнейшим
образом.
2. Аудит формирования
налогооблагаемой
прибыли и расчетов
по налогу на
прибыль
2.1.
Цель и задачи
аудиторской проверки
Целью
аудита формирования налогооблагаемой
прибыли и расчетов с бюджетом
по налогу на прибыль является подтверждение
достоверности информации бухгалтерской
и налоговой отчетности, которая
является одним из главных критериев
качественности информации.
Цель
аудита формирования налогооблагаемой
прибыли и расчетов с бюджетом
по налогу на прибыль достигается
путем решения в ходе аудита следующих
основополагающих задач по проверке:
- соблюдения
действующего законодательства в части
формирования налогооблагаемой прибыли
и расчетов с бюджетом по налогу на прибыль;
- правильности
оформления первичных документов, на основании
которых начисляется налог на прибыль,
определение необлагаемых налогами сумм,
налоговых вычетов и льгот по налогу;
- ведения в
установленном порядке учета доходов
(расходов) и объектов налогообложения;
- правильности
формирования налоговой базы, отсутствие
неправомерно исключенных статей;
- правильности
расчета сумм, подлежащих уплате в бюджет;
- правильности
отражения задолженности перед бюджетом
по налогу на прибыль в учете и отчетности.
- наличия представления
в налоговый орган по месту учета в установленном
порядке налоговых деклараций, бухгалтерской
отчетности, а также документов, необходимых
для исчисления и уплаты налога на прибыль.
- полноты и
своевременности уплаты экономическим
субъектом в бюджет налога на прибыль.
2.2.
Планирование аудиторской
проверки
На
этапе планирования аудитор разрабатывает
как общую стратегию аудита, так
и детальный подход к ожидаемому
характеру, временным рамкам и объему
работ по каждой из областей аудита.
Для
успешного планирования аудита в
области налога на прибыль и обязательств
перед бюджетом аудитору необходимо:
- четко понимать
цель, для которой будет использоваться
информация, содержащаяся в рабочих документах
аудитора (для аудиторского заключения
в рамках общих результатов по аудиту
финансовой отчетности или для составления
отчета по специальному заданию);
- обладать
знаниями о бизнесе аудируемого лица;
- дать оценку
аудиторского риска и разработать процедуры
необходимые для его снижения до минимально
низкого уровня;
- определить
ключевые по значимости области проверки;
- рассчитать
уровень существенности и определить
его взаимосвязь с аудиторским риском;
- составить
детальную программу по проверке налога
на прибыль и обязательств перед бюджетом,
которая будет служить инструкцией для
аудитора, а также средством внутреннего
контроля за надлежащим выполнением работы.
Знакомство
с системой бухгалтерского учета
ООО ПСП «Высота» включило в себя
изучение, анализ и оценку сведений о следующих
сторонах хозяйственной деятельности
проверяемого экономического субъекта:
- Учетная политика
и основные принципы ведения бухгалтерского
учета.
- Организация
подготовки, оборота и хранения документов,
отражающих хозяйственные операции.
- Порядок отражения
хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского
учета, формы и методы обобщения данных
таких регистров.
- Порядок подготовки
периодической бухгалтерской отчетности
на основе данных бухгалтерского учета.
- Роль и место
средств вычислительной техники в ведении
учета и подготовки отчетности.
- Критические
области учета, где риск возникновения
ошибок или искажений бухгалтерской отчетности
особенно высок.
- Средства
контроля, предусмотренные в отдельных
областях системы учета.
В
ходе планирования аудиторской проверки
было проверено соответствие организации
системы бухгалтерского учета проверяемого
экономического субъекта действующим
нормативным документам, случаи нарушений
выявлены не были.
Система
бухгалтерского учета экономического
субъекта считается эффективной, т.к. в
ходе фиксации хозяйственных операций
выполняются следующие требования:
- Операции
в учете правильно отражают временной
период их осуществления.
- Операции
в учете зафиксированы в правильных суммах.
- Операции
правильно и в соответствии с действующими
нормативными положениями и учетной политикой
отражены на счетах бухгалтерского учета.
- Зафиксированы
детали операций, имеющие существенное
значение для учета и отчетности.
- Ограничена
возможность появления злоупотреблений.
В
начале планирования аудиторской проверки
получено общее представление о
специфике и масштабе деятельности
экономического субъекта и системе
его бухгалтерского учета. По итогам
первоначального знакомства принимается
решение о том, что полагаться
на систему внутреннего контроля экономического
субъекта, подлежащего проверке, не стоит.
Далее аудит планируется таким образом,
чтобы аудиторское мнение не основывалось
на доверии к этой системе. Надежность
системы внутреннего контроля оценивается
как «низкая» и более удобно и экономически
оправдано не полагаться на эту систему.