Аудит финансовых вложений

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2012 в 15:59, курсовая работа

Краткое описание

В России идет процесс интенсивного формирования фондового рынка. Итогом массовой приватизации стало создание новых экономико-правовых механизмов и институциональных структур: корпоративного сектора экономики, биржевого и внебиржевого рынков ценных бумаг и т. п.

Оглавление

Введение………………………………………………………..……………….....4

Глава 1 Планирование аудита…………………………….………………….......6

Глава 2 Аудит финансовых вложений…………………..……………………...15

2.1 Цели и задачи аудита финансовых вложений…….……………………….15

2.2 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Гатика» …………………………………………………………………………22

2.3 План и программа аудита финансовых вложений………………….…..25

2.4 Источники информации для проверки………………………………………….32

2.5 Отчет аудитора………………………………………………………….…...33

Заключение…………………………………………………………………...….36

Список использованной литературы………………………………………......37

Приложения……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

аудит фин вложений.doc

— 267.50 Кб (Скачать)

           выписки из реестра акционеров;

           выписки из протоколов собраний акционеров, учредителей, совета директоров и т.п.;

           сертификаты акций и другие ценные бумаги;

           договоры займа;

           договоры о совместной деятельности (договоры постоянного товарищества).

3.           Учетные регистры, в том числе Главная книга, журналы-ордера, ведомости, машинограммы по счетам бухгалтерского учета 58 «Финансовые вложения», 59 «резервы под обесценение вложений в ценные бумаги», а также 55 «Специальные счета в банках», 91 «Прочие доходы и расходы» и т.д.

Состав учетных регистров определяется формой бухгалтерского учета (журнально-ордерная, мемориально-ордерная и т.п.),  а также статусом экономического субъекта (например, малое предприятие).

К этой группе можно отнести регистры налогового учета по налогу на прибыль.

4.  Формы учетной документации по инвентаризации:

           приказ о создании комиссии по инвентаризации;

           ведомость результатов инвентаризации;

           инвентаризационные описи ценных бумаг, бланков строгой отчетности и т.п.

5.           Прочие, например, Книга учета ценных бумаг и т.д[8].

 

                

1.3.1. Планирование аудита финансовых вложений.

 

Планирование аудиторской деятельности регулируется федеральным правилом (стандартом) «Планирование аудита» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696).

Планирование, будучи начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке: аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита; аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании аудита аудиторской организации следует выделять основные его этапы: предварительный, подготовка и составление общего плана аудита, подготовка и составление программы аудита.

На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию:

- внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

- внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями;

- организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

- видах деятельности;

- структуре капитала и курсе акций;

- технологических особенностях;

- уровне рентабельности;

- основных контрагентах экономического субъекта;

- порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта;

- существовании дочерних и зависимых организаций;

- системе внутреннего контроля;

- принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:

1) устав экономического субъекта;

2) документы о регистрации экономического субъекта;

3) протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собра­ний акционеров либо других аналогичных органов управления эко­номического субъекта;

4) документы, регламентирующие учетную политику;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность;

6) документы планирования деятельности экономического субъ­екта (планы, сметы, проекты);

7) контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

8) отчеты аудиторов, консультантов;

9) внутрифирменные инструкции;

10) материалы налоговых проверок;

11) материалы судебных и арбитражных исков;

12) документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

13) сведения, полученные из бесед с руководством и исполни­тельным персоналом экономического субъекта;

14) информация, полученная при осмотре экономического субъ­екта, его основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

Считая проведение аудита возможным, аудиторская организа­ция готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта

Когда аудиторская организация не считает возможным проведе­ние аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во вни­мание:

а) деятельность аудируемого лица, в том числе:

- общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на дея­тельность аудируемого лица;

- особенности аудируемого лица, его деятельности, финансовое состояние, требования к его финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности, вклю­чая изменения, произошедшие с даты предшествующего аудита;

- общий уровень компетентности руководства;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, в том числе:

- учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения;

- влияние новых нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета на отражение в финансовой (бухгалтерской) отчетности результатов фи­нансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

- планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контро­ля и процедур проверки по существу;

в) риск и существенность, в том числе:

- ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, опре­деление наиболее важных областей для аудита;

- установление уровней существенности для аудита;

- возможность (в том числе на основе аудита прошлых лет) существенных искажений или мошеннических действий;

- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера, например, при подготовке оценочных показателей;

г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:

- относительную важность различных разделов учета для проведения аудита;

- влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее спе­цифических особенностей;

- существование подразделения внутреннего аудита аудируемого лица и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполнен­ной работы, в том числе:

- привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, под­разделений, дочерних компаний аудируемого лица;

- привлечение экспертов;

- количество территориально обособленных подразделений одного аудируе­мого лица и их пространственную удаленность друг от друга;

- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с дан­ным аудируемым лицом;

е) прочие аспекты, в том числе:

- возможность того, что допущение о непрерывности деятельности аудируе­мого лица может оказаться под вопросом;

- обстоятельства, требующие особого внимания, например, существование аф­филированных лиц;

- особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования зако­нодательства;

- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствую­щих услуг аудируемому лицу;

- форму и сроки подготовки и представления аудируемому лицу заключений и иных отчетов в соответствии с законодательством, правилами (стандар­тами) аудиторской деятельности и условиями конкретного аудиторского за­дания[9].

Аудиторская организация определяет в общем плане и роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов в процессе проведения аудита. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и опре­деленные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета ди­ректоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эф­фективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и пол­ную разработку общего плана и программы аудита.

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно - средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы. Во второй части курсового проекта будет приведен пример составления плана и программы по аудиту финансовых вложений.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре. Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

В начале проверки аудиторы должны проанализировать данные первичных документов и учетных регистров и выяснить состав финансовых  вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; государственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи и акции; облигации, предоставленные займы; вклады по договорам простого товарищества и др.). Аудиторы знакомятся с организацией учета и хранения ценных бумаг.

Изучая порядок оформления этих операций, аудиторы производят взаимную сверку документов, которыми оформлялось движение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, ценные бумаги, сертификаты ценных бумаг, выписки из реестра акционеров, выписки по счету “депо” и т.д.

При этом обращается внимание на соответствие самих документов действующему законодательству, наличие в них всех необходимых реквизитов и правильность произведенных арифметических расчетов. Для проверки стоимости отдельных финансовых вложений (акции, доли в уставном капитале других предприятий, предоставленные займы) следует изучить договора купли, и т.п.

Если в счет оплаты за приобретаемые ценные бумаги передаются готовая продукция, основные средства и другое имущество, то эти операции отражаются в учете с использованием счетов реализации 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Аналогичная методика используется при учете вкладов в уставный капитал другого предприятия (или простое товарищество). При этом следует проверить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница списывается на счет 91 “Прочие доходы и расходы”. Сальдо по счету 58 “Финансовые вложения” должно подтверждаться аналитической информацией о составе, количестве и стоимости ценных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг.

Аудиторам следует подтвердить соответствие метода оценки себестоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, по итогам инвентаризации, в отдельности по каждому виду ценных бумаг, действительно котирующихся на бирже или специальных аукционах.  Подтверждением такого обстоятельства могут служить сведения, распространяемые в открытой печати, в специальных бюллетенях и т. п. Уменьшение ранее сформированного резерва под обесценение ценных бумаг допускается при росте рыночной стоимости ценных бумаг по сравнению с их стоимостью на момент формирования резерва.

Также аудиторам целесообразно самостоятельно инвентаризацию. Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.

Информация о работе Аудит финансовых вложений