Аудит, его содержание и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть содержание и значение аудита, его виды, а также организацию аудита в Республике Беларусь;
определить пути совершенствования аудита в Беларуси.

Оглавление

Введение
Содержание и значение аудита.
1.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.
Виды аудита и его организация в Республике Беларусь.
Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Аудит его содержание и значение.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     Когда качество белорусского аудита в полной мере будет соответствовать международным требованиям и аудиторскому заключению, подготовленному белорусскими аудиторами, будут доверять во всём мире, тогда стоимость аудиторских услуг можно будет оценивать по мировым ценам. 

     Таблица 4

     Сравнительная характеристика аудиторской деятельности в РБ за 2005-2007гг.

     
     
    2005 2006 2007
    Имеют лицензии аудиторские организации  
    98
     
    116
     
    130
    Имеют лицензии аудиторы – ИП  
    493
     
    491
     
    486
    Оказано аудиторских услуг, в т.ч.

    - аудиторскими  организациями

    - аудиторами  – ИП 

    17958 

    10604

    7381

    19348 

    11704

    7644

    23426 

    15336

    8090

    Оказано услуг, млрд.Br, в т.ч.

    - обязательный  аудит

    31,4 34,2 37,0

    18,9

    Проверено организаций 8290 8770 10244
    Установлено нарушений:

    - бухгалтерского  учёта

    - налогового  законодательства

    4822

    4520

    5096

    4738(>38 млрд.р)

    5783

    4394(>40 млрд.р)

     Источник: собственная разработка. 

     В 2004 году Указом Президента Республики Беларусь положено начало созданию государственных  аудиторских организаций. Сейчас на белорусском рынке аудиторских услуг активно работают две государственные организации.

     Законодательство Беларуси не содержит ограничений на занятие аудиторской деятельностью субъектами хозяйствования в зависимости от формы собственности. Получившие лицензию государственные организации проводят аудиторские проверки, руководствуясь тем же законодательством по аудиту, что и аудиторские организации иных форм собственности. Ими тоже соблюдаются принципы конфиденциальности в отношении полученной информации.

     В республике Беларусь зарегистрированы и действуют два общественных объединения аудиторов. Однако их деятельность не очень активна. Общественные объединения могли бы взять на себя часть функций по регулированию аудиторской деятельности (как это сделано, например, в России). Но пока, к сожалению, ими не решаются даже такие вполне посильные задачи, как повышение квалификации аудиторов, организация семинаров и конференций по обмену опытом, разработка современных методик проведения аудиторских проверок, повышающих их качество и удовлетворяющих всё возрастающие требования заказчика.

     На сегодняшний день никакого противостояния в отечественном аудите нет. Всем субъектам хозяйствования, осуществляющим аудиторскую деятельность на территории Республики Беларусь, созданы равные условия для работы. Другое дело, что с развитием белорусской экономики и её интеграцией в международное экономическое сообщество изменяются требования заказчиков к предоставляемым аудиторским услугам. Заказчики начинают всё более осознанно подходить к проблеме выбора аудиторской организации, соизмеряя свои финансовые возможности с качеством оказываемых аудиторских услуг. Что касается аудиторов – индивидуальных предпринимателей, то с учётом функционирования в республике малого предпринимательства у аудиторов есть возможность выгодно продать свои услуги.

     1 октября 2007 года лидер белорусского  рынка аудита – компания САБ вошла в состав одной из ведущих мировых аудиторских фирм – KPMG International. 29 ноября в Минске состоялась презентация белорусского офиса KPMG. KPMG – это всемирная сеть фирм, оказывающих профессиональные услуги в сфере аудита, налогообложения и консультирования. Компания была создана в 1840г. В офисах KPMG, действующих в 145 странах мира, работает 123000 человек.

     Аудиторско-консалтинговая компания САБ широко известна на белорусском рынке благодаря успешному 10-летнему опыту работы. Теперь компания КПМГ САБ стала частью региональной практики KPMG в Прибалтике и Беларуси. Это позволит воспользоваться обширными знаниями бизнес-среды этих государств, а также использовать богатый опыт международных проектов KPMG и связи со специалистами стран СНГ и других государств Центральной и Восточной Европы.

     Возможности компании позволяют оказывать весь спектр профессиональных услуг предприятиям различных отраслей экономики и  направлений бизнеса в соответствии с их нуждами и целями, включая  предприятия, выходящие на международные рынки.

     Сегодня КПМГ САБ, глубоко понимая специфику бизнеса, имея обширный опыт оказания услуг в разных областях и многопрофильные группы квалифицированных специалистов, широко использует в своей деятельности мировые ресурсы фирм – членов KPMG. При оказании аудиторских и консультационных услуг КПМГ САБ использует проверенные технические навыки, значительный практический опыт и обширные отраслевые знания, что помогает клиентам компании в осуществлении своей деятельности, обеспечивая дополнительные конкурентные преимущества.

     Сегодня КПМГ САБ имеет возможность оказывать весь спектр услуг предприятиям различных отраслей экономики и направлений бизнеса так, чтобы они наилучшим образом соответствовали целям и нуждам клиентов, включая тех, кто выходит на международные рынки. Количество заказов - наилучшая оценка работы компании САБ, которая последние 5 лет является неизменным лидеров аудиторского рынка Республики Беларусь.

     Одним из направлений деятельности КПМГ САБ  является аудит информационных технологий, включая:

  • контроль процессов управления IT в работе компании и в системе обработки финансовой информации;
  • оценку функционирования информационных систем, информационной безопасности;
  • разработку прикладных решений и управление изменениями;
  • оценку бизнес-процессов, анализ данных.

     Среди услуг KPMG в Беларуси, прежде всего, следует назвать аудит промышленных предприятий и банков.

     Специалисты компании имеют значительный опыт аудита многих крупных предприятий страны в различных секторах экономики: нефтехимия, машиностроение, энергетика, металлургия и др. Преимуществами КПМГ САБ являются отличные знания особенностей местного законодательства, всестороннее понимание деятельности проверяемых компаний, знаний международных стандартов учёта и аудита, а также возможность использовать знания и опыт мировой сети KPMG для предоставления широкого спектра профессиональных услуг [4, с.22].

     Опыт  показывает, что правила аудиторской  деятельности, позволяют поддерживать аудит на должном уровне, обязывают специалистов постоянно повышать свои знания и квалификацию. Кроме того, они облегчают работу аудиторов.

     Сегодня в Беларуси сложилась прочная  законодательная и методологическая база аудита. Её основу составляют Закон «Об аудиторской деятельности » и 38 правил аудиторской деятельности, разработанных Минфином. Качество аудита во всём мире определяется тем, как аудиторы соблюдают свои профессиональные стандарты. К сожалению, есть немало упущений. По результатам 78 проверок, проведённых Минфином, 3 аудиторские фирмы и 4 предпринимателя были лишены лицензий. У многих других тоже обнаружены нарушения в порядке заключения договоров, в ведении рабочей документации, планирования, определения уровня существенности, несоблюдении формы аудиторских заключений и т.д. Нарушались лицензионные требования, особенно в части численности работников и страховании ответственности.

     Нередко нарушения связаны с малочисленностью аудиторских фирм. Сегодня лишь 9 из 141 организации имеют в штате  более 10 аудиторов, а в 100 – по 3 (минимум, требуемый Законом). И то, порой эти единицы существуют только при подаче документов на лицензию. Между тем квалификационными аттестатами аудиторов обладают 1230 человек.

     Нередко у директоров фирм нет опыта аудиторской  деятельности. Поэтому было бы целесообразно закрепить в законодательстве требование о том, что для руководства аудиторской фирмой, помимо квалификационного аттестата, требуется и определённый стаж работы аудитором. Другая причина нарушений – слабость внутреннего контроля качества аудиторских услуг, а порой и полное его отсутствие. Такие проблемы обнаружены в 8 аудиторских организациях из 12 проверенных. Малочисленные фирмы вообще не в состоянии обеспечить в полной мере требования правила «Внутренний контроль качества аудита».

     Несоблюдение  аудиторами требований по обеспечению  внутреннего контроля качества приводит к некачественному проведению аудита. Согласно инспекции МНС, за период, проверенный аудиторами, только столичными налоговиками в 2007 году установлены нарушения налогового и иного законодательства у более, чем 500 субъектов предпринимательской деятельности.

     В нарушение принципа независимости, запрещающего аудиторам проводить  проверки организаций, имеющих общих  с аудиторской фирмой учредителей, ООО «АксиумАудитСтандарт» проводило  аудит ООО «АксиумАудит». Кроме того, были обнаружены многочисленные нарушения законодательства об аудиторской деятельности, и подозрительно скромные зарплаты штатных сотрудников в сочетании со значительными расходами на их обучение.

     В ходе проверок 10 аудиторских организаций  у 8 были выявлены нарушения порядка  формирования и применения цен. Сумма штрафов за нарушения ценового законодательства составила 57,5 млн. Br. Вопрос с ценами по-прежнему является больным местом белорусского аудита. С одной стороны, сложность работ и риск ошибок требуют адекватной оплаты. С другой стороны, пока уровень рентабельности услуг по обязательному аудиту ограничен 30%, а у их клиентов расходы предприятий на аудит нормируются.

     По  результатам проверок за грубые нарушения  законодательства, регулирующего аудиторскую  деятельность, и нарушения лицензионных требований и условий Минфином аннулировано действие лицензий двух аудиторов – ИП. 

 

      Заключение 

     Формирование  рыночных отношений повышает потребность  в достоверной учётной и отчётной информации о деятельности предприятий.

     Особая  роль в повышении эффективности производства, рациональном и экономном использовании сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов, обеспечении сохранности собственности, укреплении дисциплины принадлежит аудиту и ревизии. Аудит и ревизия способствуют повышению эффективности производственной и финансово-коммерческой деятельности субъектов хозяйствования. Проверка соблюдения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, выявление нарушений и злоупотреблений, их причин и виновных в этом лиц, вскрытие внутрипроизводственных резервов повышения эффективности деятельности предприятий, разработка конкретных предложений по устранению имеющихся недостатков и нарушений требуют глубоких знаний методологии и техники проведения контрольно-ревизионной работы.

     По  мере развития финансового рынка  в Республике Беларусь и его интеграции в общемировую сферу финансовых услуг, все больше будет возрастать роль аудита независимой экспертизы и анализа финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений.

     В Беларуси аудит выступает как  специфическая форма финансового  контроля, осуществляемая в виде независимой  проверки с учетом мнения аудитора о финансовой отчетности предприятия.

     Основная  задача аудита – сбор достоверной информации производственно-хозяйственной деятельности предприятия и формирование на основе данной информации выводов о финансовом положении предприятия, о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчётности.

Информация о работе Аудит, его содержание и значение