Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть содержание и значение аудита, его виды, а также организацию аудита в Республике Беларусь;
определить пути совершенствования аудита в Беларуси.
Введение
Содержание и значение аудита.
1.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.
Виды аудита и его организация в Республике Беларусь.
Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Большую роль в становлении отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994г.). Он определил основы осуществления аудита на территории страны, установил правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность (независимо от форм собственности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторскими организациями – с другой.
Закон был изменён и дополнен в 2002 году. 25 июня 2007 года Президентом нашей страны был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».
Становление рыночных отношений привело к появлению большого количества новых нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учёта и отчётности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно в полном объёме доводятся до предприятий. Исходя из этого возникла необходимость создания аудита. Понятие аудит значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчётности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчётов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
Развитие
рыночных отношений в стране сопряжено
с ростом финансовых рисков, повышением
конкуренции между субъектами хозяйствования,
поэтому спрос на аудиторские услуги в
ближайшие годы значительно возрастёт.
Это потребует повышения квалификации
действующих аудиторов, подготовки новых
кадров аудиторской службы, а также совершенствования
правовых норм в сфере аудита [6, с.148].
1.1
Содержание и значение
аудита
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью.
Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик» [13, с.76].
В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по не зависимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости – и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [6, с.145].
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
Рис
1.1 Факторы, обусловившие потребность
аудита [4, с.7].
Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной необходимости в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать такого рода услуги. Аудиторские услуги – услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и даёт возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.
Для
обоснования необходимости
Компании, в которых администрация и собственники представлены одними и теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:
Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской деятельности (таблица 1). Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым можно отнести:
Законом
«О внесении изменений и дополнений в
Закон Республики Беларусь «Об аудиторской
деятельности» от 25.06.2007 года окончательно
разделены понятия «аудиторская деятельность»
и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту
Закона употребляется исключительно в
смысле аудиторской проверки. Предполагается,
что в дальнейшем словосочетание «аудиторская
проверка» из законодательства Республики
Беларусь будет исключено [10, с.76].
Таблица 1
Характеристика аудиторской деятельности
Содержание аудиторской деятельности | Аудит | Сопутствующие аудиторские услуги | |
Другие виды проверок | Другие сопутствующие работы | ||
Цель оказания услуг | Выражение мнения о достоверности отчётности | Обзор допущенных предпринимателем нарушений | В зависимости от вида сопутствующих услуг |
Степень выработки | До 100% с учётом величины (уровня) существенности | В зависимости от вида проверки по согласованию с заказчиком | Не установлена |
Доказательства типичных нарушений | Аудиторские доказательства на все виды нарушения | Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную часть – аудиторская информация | - |
Уровень гарантии достоверности отчётности | Больший уровень гарантии | Меньший уровень гарантии | - |
Формы отчёта | Аудиторское заключение | Отчёт аудиторской фирмы (аудитора) | Отчёт аудиторской фирмы (аудитора) |
Виды аудиторской деятельности | Аудиторская проверка | Выборочная проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка | Другие услуги, разрешённые действующим законодательством |
Источник:
[20, с.17]
2. Виды аудита
и его организация
в Республике Беларусь
Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования и анализа хозяйственной деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию.