Аудит, его содержание и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть содержание и значение аудита, его виды, а также организацию аудита в Республике Беларусь;
определить пути совершенствования аудита в Беларуси.

Оглавление

Введение
Содержание и значение аудита.
1.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.
Виды аудита и его организация в Республике Беларусь.
Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Аудит его содержание и значение.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     Большую роль в становлении отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994г.). Он определил основы осуществления аудита на территории страны, установил правила и порядок его проведения, регулирования отношений, возникающих, с одной стороны, между предприятиями, учреждениями и организациями, ведущими самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность (независимо от форм собственности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторскими организациями – с другой.

     Закон был изменён и дополнен в 2002 году. 25 июня 2007 года Президентом нашей страны был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности».

     Становление рыночных отношений привело к  появлению большого количества новых  нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учёта и отчётности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно в полном объёме доводятся до предприятий. Исходя из этого возникла необходимость создания аудита. Понятие аудит значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчётности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчётов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.

     На  макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

  1. бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
  2. бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
  3. степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

     Развитие  рыночных отношений в стране сопряжено  с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъектами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастёт. Это потребует повышения квалификации действующих аудиторов, подготовки новых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита [6, с.148]. 

     1.1 Содержание и значение аудита 

     В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу  предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

     Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью.

     Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик» [13, с.76].

     В новой редакции Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности»  уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по не зависимой проверке бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности других документов организации, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости – и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности и соответствии совершённых финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

     В сфере аудиторской деятельности функционируют:

     а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое  и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

     б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор [6, с.145].

     Потребность в услугах аудитора возникла в  связи со следующими обстоятельствами:

  • возможность необъективной информации со стороны её составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
  • зависимость последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;
  • необходимость специальных знаний для проверки информации;
  • отсутствие у пользователей информации доступа к ней для оценки её качества.
 

     

     Рис 1.1 Факторы, обусловившие потребность аудита [4, с.7]. 

     Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной необходимости в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказывать такого рода услуги. Аудиторские услуги – услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.

     Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и даёт возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

     Для обоснования необходимости аудита была создана теория агентов. Аудитор  является агентом, действующим, как  правило, от имени акционеров. По мере того как управляющие-собственники привлекают дополнительное внешнее финансирование, они постепенно теряют контроль над некоторыми аспектами бизнеса, особенно над вопросами финансовой отчётности и дальнейшего привлечения капитала. По мере увеличения внешних источников капитала растёт и потребность в современной и надёжной финансовой информации. Более того, последующие держатели акций и кредиторы, как правило, получают меньше, чем предыдущие, гарантий и прав на приоритетное получение выплат при возможном банкротстве предприятия. Для компенсации соответствующего риска акционеры и кредиторы требуют от администрации предприятия предоставления регулярной финансовой информации, а также настаивают, чтобы эта информация была подтверждена независимым третьим лицом (аудитором) таким образом, чтобы её можно было считать достаточно надёжной для принятия управленческих решений. Если, не управляя предприятием, собственники могут быть уверены в честности и аккуратности своих управляющих, а также в отсутствии фальсификации в периодически составляемой и предоставляемой им финансовой отчётности, то, согласно теории агентов, очевидна необходимость аудита. Но, объяснение с помощью этой теории функций аудита не ограничивается частным, коммерческим сектором экономики. Правительство и местные органы власти осуществляют управление с помощью прямых и косвенных налогов, взимаемых с избирателей. Последние требуют подтверждения со стороны независимого органа достоверности публикуемых сведений о пользе той или иной компании.

     Компании, в которых администрация и  собственники представлены одними и  теми же лицами (т.е. отсутствует традиционный для больших компаний конфликт интересов), проводят аудит потому, что это обеспечивает им целый ряд преимуществ:

  • возможность избежать споров между партнёрами, особенно в ситуациях со сложным соглашением о распределении прибыли, благодаря тому, что счета подвергаются объективному анализу со стороны независимого аудитора;
  • упрощение процедуры привлечения нового партнёра благодаря предоставляющейся возможности изучить выводы аудитора о финансовом состоянии компании;
  • упрощение процедуры финансовой помощи благодаря представлению заверенных аудитором документов о финансовом положении компании;
  • упрощение отношений с налоговыми органами, так как проверенные аудитором счета вызывают большее доверие;
  • возможность получить квалифицированную помощь в решении различных проблем аудитора часто приглашают в качестве арбитра при разборе специфических спорных вопросов между партнёрами [20, с.10].

     Следует разграничивать понятия самого аудита и аудиторской деятельности (таблица 1). Их нельзя отождествлять, поскольку аудиторская деятельность, помимо проведения аудита, включает еще и так называемые сопутствующие услуги, к которым можно отнести:

  • услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета;
  • составление декларации о доходах и бухгалтерской отчетности;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • оценку активов и пассивов экономического субъекта;
  • консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и хозяйственного законодательства Республики Беларусь;
  • проведение обучения;
  • оказание других услуг по профилю своей деятельности.

     Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 25.06.2007 года окончательно разделены понятия «аудиторская деятельность» и «аудит». Термин «аудит» по всему тексту Закона употребляется исключительно в смысле аудиторской проверки. Предполагается, что в дальнейшем словосочетание «аудиторская проверка» из законодательства Республики Беларусь будет исключено [10, с.76].  

 

      Таблица 1

     Характеристика  аудиторской деятельности

    Содержание  аудиторской деятельности Аудит Сопутствующие аудиторские услуги
    Другие  виды проверок Другие сопутствующие  работы
    Цель  оказания услуг Выражение мнения о достоверности отчётности Обзор допущенных предпринимателем нарушений В зависимости от вида сопутствующих услуг
    Степень выработки До 100% с учётом величины (уровня) существенности В зависимости  от вида проверки по согласованию с  заказчиком Не установлена
    Доказательства  типичных нарушений Аудиторские доказательства на все виды нарушения Аудиторские доказательства на часть типичных нарушений, на остальную  часть – аудиторская информация -
    Уровень гарантии достоверности отчётности Больший уровень  гарантии Меньший уровень  гарантии -
    Формы отчёта Аудиторское заключение Отчёт аудиторской фирмы (аудитора) Отчёт аудиторской  фирмы (аудитора)
    Виды  аудиторской деятельности Аудиторская проверка Выборочная  проверка отдельных сторон деятельности, тематическая проверка, комплексная проверка Другие услуги, разрешённые действующим законодательством

     Источник: [20, с.17] 

 

      2. Виды аудита  и его организация  в Республике Беларусь 

     Аудит проводится по инициативе и требованию руководства организации для внутреннего пользования и анализа хозяйственной деятельности, а также проводится аудит, заключение о котором необходимо представлять в вышестоящие органы и в налоговую инспекцию.

Информация о работе Аудит, его содержание и значение