Аудит, его содержание и значение

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение сущности аудита, его значение и развитие в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач (которые и определяют структуру работы):
рассмотреть содержание и значение аудита, его виды, а также организацию аудита в Республике Беларусь;
определить пути совершенствования аудита в Беларуси.

Оглавление

Введение
Содержание и значение аудита.
1.1 История развития и место аудита в рыночной экономике.
Виды аудита и его организация в Республике Беларусь.
Направления развития и совершенствования аудита в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Аудит его содержание и значение.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

     В экономической литературе выделяют два основных вида аудита: внешний и внутренний (табл.2). 

     Таблица 2

     Особенности внутреннего и внешнего аудита

    Факторы Внутренний  аудит Внешний аудит
    Постановка  задач Определяется  собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления Определяется  договором между предприятием и  аудиторской фирмой (аудитором)
    Объект Решение отдельных  функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия Главным образом система учёта и отчетности предприятия
    Цель Определяется  руководством предприятия Определяется  законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчётности и подтверждение соблюдения действующего законодательства
    Средства  Выбираются  самостоятельно (либо определяются стандартами аудита) Определяются  общепринятыми стандартами аудита
    Вид деятельности Исполнительская деятельность Предпринимательская деятельность
    Организация работы Выполнение конкретных заданий руководства Определяется  аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки
    Взаимоотно-шения Подчинённость руководству предприятия, зависимость от него Равноправное  партнёрство, независимость
    Субъекты Сотрудники, находящиеся в штате предприятия Независимые эксперты, имеющие соответствующий аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства
    Квалифика-ция Определяется  по усмотрению руководства предприятия Регламентируется  государством
    Оплата  Начисление  зарплаты по штатному расписанию Оплата предоставленных услуг по договору
    Ответствен-ность Перед руководством за выполнение обязанностей Перед клиентом и перед третьими лицами
    Методы  Методы  могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач
    Отчётность  Перед собственниками и (или) руководством Итоговая часть  аудиторского заключения может быть опубликована, аналитическая часть передаётся клиенту

     Источник: [20,с.37]. 

     Внешний аудит — это независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией или аудитором по договорам. Внешний аудит не зависим по отношению к контролируемому предприятию, но он несет ответственность перед внешними потребителями его информации.

     Внешний аудит проводится сотрудниками аудиторских  фирм или аудиторами-предпринимателями, имеющими лицензию на право занятия аудиторской деятельностью на территории Республики Беларусь.

     Целью внешнего аудита является проверка достоверности  учетной информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также правильности ведения учета.

     Объектом  внешнего аудита являются все операции с активами и пассивами, от которых зависит финансовая отчетность субъекта хозяйствования и инвестиционная привлекательность предприятия.

     Основными задачами внешнего аудита являются:

  • проверка учетных записей и дача заключения о достоверности бухгалтерского баланса и финансовой отчетности предприятия;
  • оценка соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь;
  • определение уровня организации бухгалтерского учета, его качества, правильности составления бухгалтерских записей, отражающих производственно-коммерческую деятельность предприятия и ее результаты;
  • проверка правильности исчисления себестоимости продукции (работ, услуг), расчета прибыли и ее распределения;
  • проверка правильности и своевременности расчетов с бюджетом, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, разными дебиторами и кредиторами, рабочими и служащими;
  • проверка законности внешнеэкономических операций, расчетов с зарубежными контрагентами, правильности расчетов в иностранной валюте и правильности отражения операций по покупке и продаже валюты на бирже;
  • оказание помощи субъектам хозяйствования в создании ими совместных предприятий с зарубежными фирмами, участие в обсуждении кандидатур возможных деловых партнеров и контрагентов;
  • подтверждение своевременности и полноты формирования уставного капитала субъектами хозяйствования;
  • оказание помощи в оценке эффективности деятельности клиентов, защита интересов собственников и государства;
  • выражение мнения аудитора по финансовым отчетам и хозяйственным операциям на предмет их соответствия действующим и применяемым нормативным актам;
  • составление финансовой отчетности и деклараций о доходах;
  • анализ финансово-хозяйственной деятельности;
  • оценка активов и пассивов предприятия;
  • консультирование по правовым и организационно-экономическим аспектам;
  • постановка учета, оказание практической помощи бухгалтерским работникам в совершенствовании учета, консультирование по отдельным вопросам его организации, налогообложения, расчетов;
  • обеспечение клиентов нормативными и инструктивными материалами;
  • организация бухгалтерского учета у предприятий-клиентов при отсутствии квалифицированных кадров или по другим причинам;
  • восстановление учета на основе предоставленной первичной документации.

     Внутренний  аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля, создаваемая в рамках субъекта хозяйствования. Она подотчетна ему и несет ответственность за достоверность информации перед администрацией и собственниками.

     Цель  внутреннего аудита — оказание помощи административному аппарату субъекта хозяйствования в организации и поддержании эффективного контроля над различными звеньями управления и направлениями функционирования предприятия.

     Объектом внутреннего аудита является финансовая, хозяйственная, инвестиционная и производственная деятельность предприятия [9, с.17].

     Главная задача внутренних аудиторов — удовлетворение потребностей администрации и собственников  в части предоставления достоверной информации по интересующим их вопросам.

     Работниками органов внутреннего аудита выполняются  следующие функции:

  • проверка состояния активов и пассивов подведомственных предприятий, организаций и учреждений, филиалов;
  • анализ производственной, финансовой и коммерческой деятельности, выполнения хозяйственных и финансовых планов;
  • проверка соблюдения законности и исполнительской дисциплины, состояния работы по повышению эффективности, рентабельности производства, осуществлению строжайшего режима экономии;
  • поиск резервов упрощения структуры и удешевления содержания управленческого аппарата;
  • контроль за сохранностью имущества предприятий;
  • выявление финансовых и хозяйственных нарушений, недостач, излишков, фактов бесхозяйственности и установление причин и условий, способствующих данным злоупотреблениям;
  • контроль правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности, выявление внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.

     Однако  внутренний аудит не может заменить внешний, так как он создан внутри субъекта хозяйствования по его желанию и подотчетен ему [4, с.12].

     Кроме того, в экономической литературе выделяют и другие виды аудита. 

     Таблица 3

     Классификация видов аудита

    Классификационный признак Классификационная группа
    1. В зависимости от назначения аудита Внешний и внутренний
    2. По степени необходимости проверок Обязательный  и инициативный
    3. В зависимости от сферы деятельности Финансовый  и производственный
    4. По видам деятельности субъектов  хозяйствования Банковский, страховой, фондовый и общий
    5. По направлениям аудита Подтверждающий, организационно-правовой, налоговый, финансово-аналитический, инвентаризационный (запасный), затратный, операционный, маркетинговый, экологический
    6. В зависимости от интересов  клиента Бухгалтерской отчетности и специальный аудит
    7. По частоте проведения Систематический, периодический, эпизодический
    8. По методу проверки Сплошной и  выборочный
    9. По временным этапам и отношению  к процессу управления Предварительный, последующий и прогнозный
    10. По охвату проверяемых вопросов Полный (комплексный) и частичный (тематический)
    11 . В зависимости от способа  получения информации Документальный  и фактический
    12. По способу работы с информацией Ручной и  автоматизированный
    13. В зависимости от инициаторов проверки Аудит по инициативе руководства организации, проверка по требованию государственных органов, аудит по инициативе собственников  и акционеров
    14. В зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования Аудит хозяйственных  товариществ и обществ, проверка государственных и коммунальных унитарных предприятий, аудит производственных кооперативов, проверка некоммерческих организаций
    15. По количеству проведенных проверок  в организации Впервые проводимый и очередной
    16. По пользователям финансовой отчетности, подтвержденной аудитом Руководство организации  и структурных подразделений, собственники и акционеры, инвесторы и кредиторы и другие заинтересованные пользователи

     Источник:[4, с.15]. 

     Организация аудита в Беларуси

     Деятельность  аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей регламентируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», а также Правилами аудиторской деятельности. Правила аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, в т.ч. к планированию и документированию аудита, составлению рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, а также к оценке качества проведения аудита и (или) оказания сопутствующих услуг и к профессиональной подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

     Правила аудиторской деятельности подразделяются:

  • республиканские правила аудиторской деятельности;
  • внутренние правила аудиторской деятельности объединения аудиторских организаций или аудиторов;
  • правила аудиторской деятельности аудиторской организации или аудитора – индивидуального предпринимателя.

     Республиканские правила аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц [9, с.87].

     Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Главное управление аудита Министерства финансов Республики Беларусь.

     Основными задачами Главного управления аудита являются: лицензирование аудиторской деятельности; разработка методологии аудита; контроль за соблюдением аудиторами и аудиторскими организациями требований действующего законодательства Республики Беларусь при осуществлении ими аудиторской деятельности.

     Главное управление аудита в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • организует работу по лицензированию аудиторской деятельности;
  • ведёт государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций;
  • разрабатывает методологию аудита субъектов хозяйствования;
  • контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;
  • разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам осуществления аудиторской деятельности;
  • участвует в работе по подготовке нормативной базы по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;
  • участвует в работе по сотрудничеству с международными аудиторскими организациями, организует сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;
  • рассматривает в пределах своей компетенции письма, заявления граждан и юридических лиц.

     Главное управление аудита имеет право:

  • требовать от структурных подразделений министерства необходимые разъяснения по представленным на рассмотрение и визирование материалы;
  • получать от должностных лиц и работников министерства информацию и материалы, необходимые для выполнения возложенных на управление задач;
  • привлекать в установленном порядке работников структурных подразделений для участия в подготовке проектов нормативных и законодательных актов;
  • вносить предложения руководству министерства об отмене ведомственных нормативных актов, противоречащих законодательству или принятых с нарушением установленного порядка.

     Главное управление аудита возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый Министром финансов Республики Беларусь, который:

  • обеспечивает чёткую организацию работы по выполнению задач и функций, возложенных на управление;
  • вносить предложения о назначении, освобождении и перемещении работников управления, применении к ним мер ответственности и поощрения;
  • совместно с управлением кадров организует подбор и расстановку кадров, разработку и проведение мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации работников управления;
  • утверждает положение об отделах и должностные обязанности работников управления;
  • в установленном порядке получает от структурных подразделений министерства необходимые для осуществления деятельности управления документы и материалы, а также знакомится с документами и материалами, находящимися в их пользовании и на хранении;
  • вносит предложения для обсуждения у руководства министерства и на коллегиях Минфина Республики Беларусь;
  • участвует в совещаниях, созываемых руководством министерства по вопросам, касающихся компетенции управления,
  • организует и проводит в установленном порядке совещания, семинары и другие подобные мероприятия; принимает участие в аналогичных мероприятиях, организуемых другими структурными подразделениями министерства по вопросам, касающимся компетенции Главного управления аудита;
  • даёт работникам управления обязательные для исполнения указания и требует отчёт об их выполнении;
  • подписывает документы текущей переписки по вопросам, не требующим решения руководства Минфина РБ, а также адресованные непосредственно управлению;
  • несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач, а также за обеспечение сохранения государственной тайны.

Информация о работе Аудит, его содержание и значение