Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов,
касающихся функционирования и положения экономического объекта
(самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о
таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным
независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит
заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно,
под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой
отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении
достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а
также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного
права и налогового законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита.

1.1 История возникновения аудита. 9
1.2 Происхождение и развитие аудита в США. 16
1.3 Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы. 19
1.4 Аудит в странах Азии и Восточной Европы. 30
1.5 Международные аудиторские организации, их роль в стандартизации
отрасли. 49

Глава 2. Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике
стран СНГ.

2.1 Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике. 61
2.2 Становление и развитие аудита в России. 70
2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан. 83

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской
Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как
предпринимательской деятельности. 94
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. 101
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской
Республике. 122
3.4 Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской
Республике. 130
3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

Список используемой литературы 159

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 314.07 Кб (Скачать)

секреты, на которых  и  строится  их  репутация,  клиентура,  следовательно,

богатство  (признание  рынком).  Поэтому  они  не  склонны   делиться   этой

информацией: ни тренингов,  ни  обучающих  курсов  с  их  стороны  ждать  не

приходится  -  такие  знания  ими   не   распространяются,   так   как   это

интеллектуальный капитал. Именно последнему уделяется слишком  мало  внимания

со стороны государства  и некоторых предпринимателей  –  ими  не  осознается,

что многое строится  на  знаниях  и  умениях.  И  это  необходимо  стараться

развивать своими силами, не ожидая помощи со  стороны,  помощи,  которая  не

значительна.

      Правда, во  время подготовки проекта Закона  «Об аудите» к основателям  с

консультациями приезжали  представители КРМG  –  одного  из  членов  «большой

пятерки», их помощь была эффективна, но касалась исключительно  регулятивной

базы, а не секретов аудиторской  деятельности.

      Все это  до сих пор сказывается на  уровне  нашего  аудита.  Возьмем,  к

примеру,   представительства    крупных    международных    организаций    и

транснациональных  корпораций,  которые,  теоретически,   могли   бы   стать

клиентами кыргызских  аудиторских компаний.  Но  их  руководство не  знает

местных аудиторов, в них  не уверены, считают, что они не могут  предоставить

услуги высокого качества, т.к. современных технологий международного  уровня

аудита они не знают.  Это  относится,  конечно,  не  только  к  определенным

компаниям, а к большинству  компаний  Кыргызской  Республики.  Безусловно,  у

кыргызских  аудиторов есть  свои  технологии,  но  они пока  не   отвечают

международным  стандартам.  Простой  пример:  национальные  компании   часто

проигрывают в международных  тендерах по примитивной причине  –  форма  подачи

заявки не соответствует  требованиям заказчика. При  этом  само  исследование

вполне может отвечать всем нормам, но  его  оформление  -  нет,  и  это  все

перечеркивает. Вот и думаешь,  почему  бы  Всемирному  банку,  например,  не

провести семинар о  собственных требованиях к оформлению заявки на участие  а

тендере и не обучить методике работы аудиторов.

      Нужно заметить, что строить новое на  пустом  месте  очень  сложно,  и

закон разрабатывался когда  и четкого понятия об аудите в  обществе  не  было.

Но это субъективно, а  объективно  дело  обстоит  так:  как  и  в  отношении

остальной  нормативной  базы,  создание  закона  было  инициировано   снизу,

Палатой аудиторов, а официальным  инициатором стал депутат Омурбек  Текебаев.

Они старались  создать  максимально  приемлемый  вариант  закона,  для  чего

организовали две (!) международные  экспертизы  проекта  закона,  которые  он

успешно прошел. На уровне 1997-1998 годов этот  закон  был  одним  из  самых

прогрессивных в СНГ. При  желании в нем можно, конечно, найти  слабые  места,

но кто может назвать  совершенный действующий закон  в Кыргызстане?

      Тем  не  менее,  следствием  закона  стало   создание   Государственной

комиссии по аудиту  –  еще  одного  звена  в  процессе  институционализации.

Появление закона и комиссии  означало  окончательное  оформление  профессии,

признание ее обществом и  государством.

      В этом  отношении комиссия очень   много  делала  для  развития  аудита.

Хотя, конечно,  издержки  руководства  были.  Например,  лицензирование  для

неустоявшегося вида бизнеса, стоимость лицензии была слишком высока  – 200

долларов. В целом, за все  виды лицензий только компании  Ледневой  Н.Е.  АКФ

«Кыргызаудит» пришлось выложить казне около  2  тысяч  долларов.  Это  очень

значительная сумма  для  аудиторской  фирмы  в  то  время.  Сейчас  ситуация

изменилась, как  трансформировалась  и  сама  комиссия,  которую  26  Указом

Президента  влили  во  вновь  образованную  Государственную   комиссию   при

правительстве КР по стандартам финансовой отчетности и аудиту.

      Первая,  бывшая,  Госкомиссия  совершила   несколько  негативных  шагов

которые существенно сказались  на восприятии  профессии  аудитора  обществом.

Дело  в  том,  что  комиссия  создала  условия  для  индивидуалов.  То  есть

достаточно было получить лицензию и  –  вперед,  занимайся  аудитом.  Но  на

каком уровне  –  главное  в  этой  профессии  глубокое  знание  и  понимание

производственного процесса,  чтобы  удовлетворить  требования  заказчиков  –

качество  аудиторской  деятельности.  Аудиторы-индивидуалы  не  вступали   в

общественные организации, проследить качество их услуг  было  невозможно,  в

итоге –  страдали  клиенты.  А  от  разочарованных  и  возмущенных  клиентов

волнами расходилась дурная слава обо всех аудиторах,  которая  автоматически

распространялась и  на  честные,  грамотные  фирмы.  Словом,  профессии  был

нанесен ущерб, который быстро  не  исправишь.  Эта  ситуация  показала,  что

этика аудитора очень важный элемент в аудиторской деятельности.

      Постановлением  правительства Кыргызской Республики  от 26  января  1993

г. № 33 было утверждено «Временное положение об аудиторской  деятельности  в

Республике Кыргызстан». На основании вышеуказанного  постановления  приказом

Министра экономики и  финансов Кыргызской Республики от 13 сентября  1993  г.

№ 47 — п/3  утверждено  «Положение  о Совете  по  аудиторской деятельности

Кыргызской Республики», и приказом от  13  сентября  1993  г.  №  48  —  п/3

утверждено «Положение о  порядке лицензирования аудиторской  деятельности  на

территории Кыргызской Республики».

      Решением  Совета по аудиторской деятельности  в ноябре  1993  г.  выданы

первые  лицензии  на  право  занятий  аудиторской  деятельностью   следующим

юридическим   лицам:   Аудиторско-консультационной   фирме    «Кыргызаудит»,

Обществу  с  ограниченной   ответственностью   «Аудит   ЛТД»,   Обществу   с

ограниченной ответственностью  аудиторской  фирме  «Эсеп  ЛТД».  Ныне  число

действующих отдельных  аудиторских  фирмы  42  и  наиболее  крупные  из  них

приведены ниже:

      Список аудиторских  компаний

      - Метроном

      - МФИ-Аудит

      - Проф-Аудит

      - Устат-Аудит

      - Битекс-Аудит

      - AZAN

      - Национальная  Аудиторская компания

      - Промторг-Аудит

      - Учет-Аудит-Бишкек

      - Консалтинговая  компания ACS

      - Аудит ЛТД

      - Международный  центр консалтинга и аудита

      - Социум-Консалт

      - Марка-Аудит  Бишкек

      - Владимир  Аудит ЛТД

      - Аудит-Прайс

      - Ош-Эсеп

      - Аудитекс

      - Альпари

      - Инаудит

      - Эврика-Аудит

      - Эсеп ЛТД

      - В.Якобс-Аудит

      - Кыргызбанкаудит

      - Кыргызаудит

      - Аудит-Консалтинг

 

      В настоящее  время аудиторская деятельность  регулируется  Законом  «Об

аудиторской  деятельности»,  принятым  Законодательным   Собранием   Жогорку

Кенеша Кыргызской Республики 28 июня 2002 года.

 

3.2   Законодательная  база аудита в Кыргызской Республике.

 

 

      Международная  практика показывает,  что   для  ведения  цивилизованного

аудита требуются две  принципиальные группы нормативных  документов.

      1. К первой  группе относятся законодательные  акты государства,  прежде

всего  закон  «Об  аудиторской  деятельности»,  необходимость   которого   в

различных аспектах связана  с совершенствованием и развитием  отрасли.

      2. Вторую  группу документов составляют  аудиторские стандарты и  другие

регуляторы,  т.е.  основополагающие  принципы  и  приемы,   которым   должен

следовать аудитор при  проведении проверки, сборе аудиторских  свидетельств  и

при  составлении  заключения   (т.е.   вообще   в   своей   профессиональной

деятельности).

 

      Так от  26  января  1993  г  Постановлением  правительства  Кыргызской

Республики.  №  33  было  утверждено  «Временное  положение  об  аудиторской

деятельности и организации  независимого контроля в  Республике  Кыргызстан».

На основании вышеуказанного  постановления  приказом  Министра  экономики  и

финансов Кыргызской Республики от 13 сентября 1993 г. № 47 — п/3  утверждено

«Положение о Совете по аудиторской деятельности  Кыргызской  Республики»,  и

приказом от 13 сентября 1993 г. № 48 — п/3 утверждено «Положение  о порядке

лицензирования   аудиторской   деятельности   на    территории    Кыргызской

Республики».

      Затем  18   сентября   1997   года   в   Министерстве   юстиции   было

зарегистрировано  Положение  «О  Совете  по  аудиторской  деятельности   КР»

приказом Минфина КР от 7 июля 1997 года за № 236/п,  в котором указывались

основные функции совета по аудиту:

      -      Разработка  и   утверждение   квалификационных   требований   к

           физическим  лицам  и  специальных   требований   к   аудиторским

           организациям.

      -     Разработка Положения о лицензировании  аудиторской  деятельности

           на территории Кыргызской Республики

      -      Разработка  и  утверждение   нормативных  документов,   норм   и

           стандартов, регулирующих  аудиторскую   деятельность  в  пределах

           своей компетенции.

      -     Разработка порядка аттестации  на право осуществления аудиторской

           деятельности,   формирование    Аттестационной    комиссии    по

           банковскому  аудиту,  аудиту  рынка  ценных   бумаг,   страховых

           организаций, бирж, инвестиционных  фондов и общему аудиту.

      -     Разработка программы подготовки  кадров аудиторов по  всем  видам

           аудиторской деятельности для  Кыргызской Республики.

      -      Создание  Аттестационной  комиссии  с  разработкой  допуска   к

           экзаменам  и  процедуры   проведения  экзаменов  по   банковскому

           аудиту;  аудиту  субъектов   рынка   ценных   бумаг,   страховых

           организаций, бирж, инвестиционных  фондов и общему аудиту.

      -      Создание  и  утверждение   Дисциплинарной  комиссии,  в   случае

           возникновения претензий заказчика  к аудиторской фирме, аудитору,

           а также в случае аннулирования  лицензии у допустившей  нарушения

           аудиторской фирмы, аудитора.

      -     Развитие международных контактов  с целью повышения  квалификации

           и обмена опытом

      -     Совет по аудиту по поручению   Министерства  финансов  Кыргызской

           Республики   организовывает   независимую   экспертную    оценку

           законопроектов,        положений,        финансово-экономической

           обоснованности  проектов  государственных   программ  и  решений,

           проводит анализ экономического  положения по  отраслям  народного

           хозяйства.

      -      В  установленном  законом   порядке   вносит   предложения   по

           совершенствованию аудита и бухгалтерского  учета, аналитические и

           нормативные документы в Жогорку Кенеш и Правительство Кыргызской

           Республики.

      -      Совет  по  аудиту  разрешает   разногласия,  возникающие   между

           аудиторами  и  их  заказчиками   по  вопросам  толкования  статей

           годового баланса или положений  годового отчета.

      -      Совет  по  аудиту  имеет   специальный   казначейский   счет   и

           производит затраты согласно  утвержденной сметы.

      -     Решение других вопросов, входящих  в компетенцию Совета по аудиту

           Кыргызской Республики

      Потом вышло  постановление №120 от 2 марта 1999 года  «О Госкомиссии  по

аудиторской деятельности при  Правительстве КР».

      Следующим  законодательным актом было -  положение  «О  Государственной

комиссии при Правительстве  Кыргызской Республики  по  стандартам  финансовой

отчетности и аудиту», утвержденное постановлением  Правительства  Кыргызской

Республики от 28 февраля 2001  года  №67  по  которому  определены  основные

функции ГКА:

      а)  разработка  проектов  нормативных  правовых  актов,   регулирующих

      аудиторскую  деятельность в Кыргызской Республике;

      б)  обеспечение   реализации  Закона  "Об  аудиторской   деятельности",

      обобщение  практики  его  применения  и  подготовка  для  Правительства

      Кыргызской  Республики  предложений  по  совершенствованию   правового

      регулирования  аудиторской деятельности;

      в) организация  публикаций в средствах массовой  информации  сведений  о

      выдаче   (аннулировании)   лицензий   на   осуществление   аудиторской

      деятельности, а также о  зарегистрированных  аудиторах  и  аудиторских

      организациях;

      г) организация  ведения государственных реестров  аудиторов, аудиторских

      организаций;

      д)  осуществление в установленном порядке   деловых   контактов   с

      международными  организациями,  действующими   в   сфере   аудиторской

Информация о работе Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике