Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов,
касающихся функционирования и положения экономического объекта
(самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о
таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным
независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит
заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно,
под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой
отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в определении
достоверности и правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а
также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного
права и налогового законодательства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Исторические аспекты возникновения аудита.

1.1 История возникновения аудита. 9
1.2 Происхождение и развитие аудита в США. 16
1.3 Возникновение и развитие аудита в странах Западной Европы. 19
1.4 Аудит в странах Азии и Восточной Европы. 30
1.5 Международные аудиторские организации, их роль в стандартизации
отрасли. 49

Глава 2. Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике
стран СНГ.

2.1 Необходимость аудита в переходный период к рыночной экономике. 61
2.2 Становление и развитие аудита в России. 70
2.3 Становление и развитие аудита в Республике Казахстан. 83

Глава 3. Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской
Республике.

3.1 Становление аудита в Кыргызской Республике и пути его развития как
предпринимательской деятельности. 94
3.2 Законодательная база аудита в Кыргызской Республике. 101
3.3 Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов в Кыргызской
Республике. 122
3.4 Анализ ситуации на рынке аудиторских услуг в Кыргызской
Республике. 130
3.5 Перспективы развития аудита в Кыргызской Республике 142

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

Список используемой литературы 159

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 314.07 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1.    Исторические аспекты возникновения аудита.

 

  1.1 История возникновения  аудита.    9

  1.2 Происхождение и  развитие аудита в США. 16

  1.3 Возникновение и  развитие аудита в странах  Западной Европы.   19

  1.4 Аудит в странах  Азии и Восточной Европы.    30

  1.5 Международные аудиторские  организации, их роль в стандартизации

  отрасли.  49

 

Глава 2.    Необходимость  аудита в переходный период к рыночной экономике

         стран  СНГ.

 

  2.1 Необходимость аудита  в переходный период к рыночной  экономике.     61

  2.2 Становление и развитие  аудита в России.     70

  2.3 Становление и развитие  аудита в Республике Казахстан.  83

 

Глава 3.    Анализ состояния  и перспектив развития аудита в Кыргызской

         Республике.

 

  3.1 Становление аудита  в Кыргызской Республике и  пути его развития как

        предпринимательской  деятельности.    94

  3.2 Законодательная база  аудита в Кыргызской Республике.   101

  3.3 Профессиональные организации  бухгалтеров и аудиторов в  Кыргызской

        Республике.    122

  3.4       Анализ  ситуации на рынке аудиторских  услуг в Кыргызской

  Республике.    130

  3.5 Перспективы развития  аудита в Кыргызской Республике    142

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 152

 

Список используемой литературы    159

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

      Аудит –  это вид деятельности, заключающийся  в сборе и  оценке  фактов,

касающихся   функционирования    и    положения    экономического    объекта

(самостоятельного хозяйственного  подразделения) или касающихся  информации  о

таком  положении   и   функционировании,   и   осуществляемый   компетентным

независимым лицом,  которое,  исходя  из  установленных  критериев,  выносит

заключение о качественной  стороне  этого  функционирования.  Следовательно,

под аудитом понимается независимая  проверка и выражение мнения о  финансовой

отчетности  предприятия.  Главная  цель   аудита   состоит   в   определении

достоверности и правильности  финансовой  отчетности  субъекта  проверки,  а

также в контроле за  соблюдением  клиентом  законов  и  норм  хозяйственного

права и налогового законодательства.

      Потребность   в  услугах  аудитора  возникла  в  связи  с  обособлением

интересов  тех,  кто  непосредственно  занимается  управлением  предприятием

(администрация, менеджеры),  кто  вкладывает  средства  в  его  деятельность

(собственники, акционеры,  инвесторы), а также  государства   как  потребителя

информации о результатах  деятельности предприятий.

      Наличие   достоверной  информации  позволяет   повысить   эффективность

функционирования   рынка   капитала   и   дает   возможность   оценивать   и

прогнозировать  последствия  принятия  экономических   решений.   Проведение

аудиторской  проверки  даже  в  тех   случаях,   когда   она   не   является

обязательной, несомненно, имеет  важное значение.

      В   условиях   рынка   предприятия,   кредитные   учреждения,   другие

хозяйствующие субъекты вступают  в  договорные  отношения  по  использованию

имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и  инвестиций.

Достоверность этих отношений  должна подкрепляться  возможностью  получать  и

использовать финансовую информацию всеми участниками  сделок.  Достоверность

информации подтверждается независимым аудитором.

      Собственники  и прежде всего  коллективные  собственники  –  акционеры,

пайщики, а также кредиторы  не в состоянии самостоятельно  убедиться  в  том,

что все операции  предприятия,  многочисленные  и  зачастую  очень  сложные,

законны и правильно отражены в отчетности,  так  как  они  обычно  не  имеют

доступа к учетным записям  и соответствующего опыта, а  поэтому  нуждаются  в

услугах аудиторов.

      Независимое   подтверждение  информации  о   результатах   деятельности

предприятий и соблюдение ими  законодательства  необходимо  государству  для

принятия  решений  в  области  экономики  и   налогообложения.   Аудиторские

проверки  необходимы  и  государственным  органам,  судьям,   прокурорам   и

следователям для  подтверждения  достоверности  интересующей  их  финансовой

отчетности.

      Исторический  путь аудита — как науки,  сложен и  извилист.  Аудиторский

процесс, касающийся общественных явлений,  явлений  производства  и  обмена,

социально-экономического устройства общества, касающийся  множества  фактов,

наблюдений,  привел  человеческую  мысль  к  тому,  что  само  производство,

благосостояние людей  подчинены каким-то могущественным,  но  скрытым  от  их

непосредственного   взора,   общественным   факторам,   глубинным    законам

экономического развития. Для того чтобы  выявить  эти  законы,  недостаточно

простого наблюдения, описания явлений. Нужна наука, способная  проникнуть  в

суть происходящих процессов  и выявить их движущие силы. Такой  наукой  должен

стать - аудит. История развития и становления  аудита  уходит  в  древние  и

средние века.

      Всем известно, что  ведение  бухгалтерского  учета,  требует  солидных

профессиональных  знаний.  В  них  не  всегда,  точнее  далеко  не   всегда,

объективно,  достоверно  и  рационально  отражает   реальные   хозяйственно-

финансовые процессы. А  это  порождает  необходимость  создания  контрольных

органов, своеобразных и  самостоятельных  структур,  осуществляющих  как  бы

«надзор»,   последующий   контроль   за   правильностью    ведения    самого

бухгалтерского учета,  за  правильностью  составления  баланса  и  отчета  о

финансовых результатах, а главное для  глубокого  анализа  этих  результатов

(размера прибыли и факторов, ее повышающих, и особенно убытков   и  факторов,

их   порождающих).   Эти   контрольные   функции   выполняются   специальной

аудиторской службой.

      Переход  к рыночной экономике обусловил  появление новой для нас отрасли

научных  знаний  и  практической  деятельности,  с  которыми  прежде  мы  не

встречались. Это — АУДИТ. В специальных литературах  последних  лет  издания

понятие аудита определяется  как  проверка,  ревизия,  анализ  хозяйственной

деятельности. В некоторых  источниках,  излагающих  иностранный  опыт,  аудит

необходимо понимать как  комплексно-экономический анализ.

      Аудит - независимая  экспертиза и  анализ  бухгалтерской   и  финансовой

отчетности  хозяйствующего  субъекта   на   договорных   началах,   проверка

состояния  внутреннего  контроля   и   соответствия   бухгалтерского   учета

действующим законодательствам, а  также  оказание  консультационных  и  иных

услуг на контрактной основе.

      Отсутствие  концепции  предпринимательства,  несовершенная  организация

бухгалтерского учета  и его неправильное  ведение  чревато  злоупотреблениями

или прямыми хищениями  имущества, развал работы,  банкротства  и  прекращения

деятельности  предприятий  вызвали  потребность  организации   новой   формы

контроля за работой хозяйствующих  субъектов – независимых аудиторских  фирм.

      Достоверная  информация о работе и доходах  предприятий нужна не  только

руководству предприятий, банкам, но и государству, так как  через  налоговые

инструменты формируется  государственный бюджет.

      Система  контроля за расходованием материальных, финансовых и  трудовых

ресурсов складывалось  в  Кыргызской  Республике  на  протяжении  нескольких

десятков   лет.   Она   была   жесткой   и   направленной   на    достижение

узковедомственных  целей.  Слабость  такого   контроля   в   том,   что   он

сосредотачивал внимание главным образом на вскрытии случаев  злоупотреблений

и бесхозяйственности, оставляя  без  внимания  экономический  анализ  причин

сложившегося положения.

      В условиях  перехода  к  рыночной  экономике   важное  место  отводится

аудиторским  службам,  призванным  осуществлять  независимую  экспертизу   и

анализ бухгалтерской  отчетности предприятий и организаций,  профессиональных

консультаций   по   налоговым,    бухгалтерским    вопросам,    соответствию

деятельности предприятия  нормативным  документам  и  законодательным  актам.

Создание  рынка  ценных  бумаг,   выработка   этики   деловых   коммерческих

отношений,  поведение  производителей   товаров   и   услуг,   продавцов   и

покупателей,  обеспечиваются  создаваемой   для   этого   сложной   рыночной

инфраструктурой,  развитие  которой  требует  теоретического  обоснования  и

реальных практических действий.

      В аудиторском  контроле ново то, что  в   условиях  перехода  Кыргызской

Республики к рыночной  экономике  он  обеспечивает  реализацию  практической

общественной   потребности   –   подтверждение   достоверности    финансовой

информации о характере  и результатах деятельности  хозяйствующих  субъектов,

заинтересованных цивилизованно  и эффективно работать ради прибыли.

      Независимый   аудиторский   контроль   –    это    предпринимательская

деятельность, осуществляемая на коммерческой основе и  за  счет  проверяемых

экономических субъектов.

      Аудит как  новая форма организации контроля  и как всякое новое  явление

требует изучения, научного обоснования путей формирования и результатов  его

развития  в  Кыргызской  Республике.  При   этом   особое   значение   имеют

исследования таких проблем, как  обобщение  опыта  организации  за  рубежом,

роль аудита в отношении  эффективности  экономики  страны,  совершенствование

методики и механизма  организации аудиторских проверок.

      Все это  определяет актуальность  темы  исследования,  теоретическая   и

практическая значимость, которая возникает  вследствие  того,  что  проблемы

аудита и его роль  в  развитии  экономики  Кыргызской  Республики  пока  еще

только изучаются.

      Трудно переоценить  роль аудиторов в проведении  реформы  бухгалтерского

учета.   Во-первых,   аудиторы   принимают   участие   в   совершенствовании

нормативной  правовой   базы,   и   это   постоянный   процесс.   Во-вторых,

профессиональные  саморегулируемые  организации бухгалтеров   и   аудиторов

занимаются  переподготовкой  специалистов  на  рынке.  Ведущие   специалисты

Объединения бухгалтеров  и аудиторов (ОБА) и Палаты бухгалтеров  и  аудиторов

(ПБА) при  поддержке   Американского  агентства   по  международному  развитию

(USAID) и корпорации ПРАГМА  прошли  обучение,  сертификацию  и  в  настоящее

время проводят переподготовку специалистов по вопросам, касающихся  перехода

на МСФО. В - третьих, они  непосредственно заняты работой  по  реформированию

системы  бухгалтерского  учета,  оказывая  услуги  по  конверсии.  Именно  в

вопросах  конверсии  аудиторы  играют  важную   роль   в   оказании   помощи

предприятиям. Поэтому все  это – реальный вклад аудиторов  в реформу.

      В Кыргызской  Республике официальной датой   рождения  аудита  считается

январь 1993 г.,  когда  постановлением  правительства  было  утверждено  его

положение, где были даны определения аудита,  его  организационные  формы  и

его носители. Фактически отдельные  аудиторские  фирмы  в  республике  начали

работать с 1990 года. Например, «Аудит ЛТД».

      Анализ толкований  аудита свидетельствует о достаточно  большом разнобое

в трактовке  такого  важного  вопроса.  Определений  понятия  «аудит»  почти

столько, сколько авторов.

      Рынок аудиторских  услуг в Кыргызской Республике  делает начальные  шаги

своего развития, а для  динамичного  роста  необходимо  создать  нормативную

правовую базу, что является одной  из  основных  функций  Госкомиссии.  Есть

определенные  успехи  в  этом  деле:  прежде  всего  принятие   Закона   «Об

аудиторской  деятельности»,  где   заложены   нормы,   не   дискриминирующие

присутствие  иностранных  аудиторских  фирм.  Международные   аудиторско   -

консалтинговые компании, в этом  отношении,  в  равных  условиях  с  нашими,

отечественными, и могут  осуществлять свою  деятельность  в  Кыргызстане  при

соблюдении всех требований законодательства.

      Вопрос о  необходимости большого  числа   аудиторских  и  консалтинговых

фирм, а не достаточности  одной - двух, приглашенных из-за  рубежа  -  нельзя

допустить того, чтобы было  на  рынке  аудиторских  услуг  только  несколько

фирм, а особенно из-за рубежа. Допускать, чтобы  работали  только  одна  или

две  приглашенные  фирмы   нельзя,   так   как   это   означает   отсутствие

национального рынка с  одной стороны, с другой – монополию  со  стороны  этих

компаний.

      Если это  допустить, потеряется элемент  здоровой конкуренции,  и  тогда

не быть нормальному развивающемуся рынку аудиторских  услуг  в  Кыргызстане.

Именно по этому,  сейчас  существует  более  40  аудиторских  фирм  (из  них

крупных более 20) на этом рынке, и я думаю, этот рынок хоть пока  еще  и  не

Информация о работе Анализ состояния и перспектив развития аудита в Кыргызской Республике