Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 09:48, курсовая работа
Цель данной работы – выявление путей и резервов роста объема производства продукции.
Предмет исследования – анализ производства продукции.
Основными задачами работы являются:
– определение понятия производства и качества;
– рассмотрение методик анализа производства и качества продукции;
– изучение возможностей роста объема производства и качества;
– проведение анализа производства и качества продукции.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...5
1 Роль производства продукции в хозяйственном обороте организации……………………………………………………………………..6
1.1 Роль и значение производства продукции в хозяйственной деятельности организации…………………………………………………………………………..6
1.2 Показатели, характеризующие производство продукции…………………….7
1.3 Значение, цели, задачи и источники информации для анализа производства продукции………………………………………………………………………….....8
2 Анализ производства продукции в ОАО «Гомельский жировой комбинат»………………………….….….….….….….…...……..11
2.1 Анализ объема и динамики производства продукции…………………...11
2.2 Анализ выпуска продукции по структуре и ассортименту………………….13
2.3 Анализ качества продукции……………………………………………………...15
3 Пути и резервы роста объема производства продукции………………………………………………………………………19
3.1 Пути роста выпуска продукции…………………………………………….....19
3.2 Анализ резервов увеличения объема производства продукции в ОАО «Гомельский жировой комбинат»…………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников……………………………….25
где ТП – выпущенная продукция;
ГП – стоимость готовых изделий (готовая продукция);
ПФс – полуфабрикаты собственной выработки, отпущенные на сторону, капитальному строительству и непроизводственным хозяйствам своего предприятия;
Сп.с.м.з – стоимость переработки сырья и материалов заказчика;
Пв.ц – стоимость инструмента, штампов, моделей, приспособлений, отпущенных на сторону или зачисленных в основные фонды предприятия (продукции вспомогательных цехов);
Рп.хар – стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону, млн.руб.
Там, где остатки незавершенного производства незначительны по размерам или не имеют больших колебаний в отчетных периодах, выпущенная и валовая продукция имеют одинаковый состав, в остальных случаях расчет валовой продукции следует исчислять с учетом остатков незавершенного производства. Тогда валовая продукция исчисляется по следующей формуле:
ВП = ТП
± Ио.нз.п + Сс.м.з, |
(2) |
где ВП – стоимость валовой продукции;
Ио.нз.п – изменение остатков незавершенного производства;
Сс. м. з – стоимость сырья и материалов заказчика.
Для выявления взаимосвязи между показателями произведенной и реализованной продукции рассчитываются коэффициенты–показатели, определяющие соотношение одного показателя к другому. Раскроем экономическое содержание рассчитываемых коэффициентов [8].
Коэффициент соотношения валовой продукции (вся продукция, произведенная предприятием за определенный период независимо от степени ее готовности) и валового оборота (суммарная стоимость всех видов продукции предприятия независимо от того, отпущена ли она на сторону или использована для дальнейшей обработки на предприятии) характеризует величину валовой продукции, приходящейся на 1 руб. валового оборота [8, с.58].
Обратная величина – коэффициент внутрипроизводственного кооперирования показывает, сколько стадий производства проходит исходный материал до его превращения в результат труда. Как уже говорилось, показатели валовой продукции и валового оборота определяются предприятием по необходимости, если имеет место внутрипроизводственное кооперирование и значительна величина незавершенного производства.
Коэффициент товарности определяет величину выпущенной продукции, приходящейся на 1 руб. валовой продукции. Чем меньше разрыв между этими показателями, тем эффективнее работает предприятие.
Коэффициент отгрузки, определяемый соотношением величины отгруженной продукции к выпущенной, свидетельствует в определенной мере об эффективности принимаемых управленческих решений в области сбыта продукции.
Коэффициент продажи рассчитывается отношением выручки от продаж к отгруженной продукции. Величина этого показателя показывает сколько выручки приходится на 1 руб. отгруженной продукции и свидетельствует об уровне работы финансовых служб.
Итак,
объем производства промышленной продукции
может выражаться в натуральных, условно–натуральных
и стоимостных измерителях. Основными
показателями объема производства является
произведенная, валовая и реализованная
продукция.
1.3 Значение,
цели, задачи и источники информации
для анализа производства
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет важное значение.
Цель анализа производства продукции состоит в выявлении наиболее эффективных путей увеличения объема выпуска продукции и улучшения ее качества, в изыскании внутренних резервов роста объема производства.
Основными задачами анализа объема производства продукции на предприятиях являются [1, c.35]:
– оценка динамики по основным показателям объема, структуры продукции;
– проверка сбалансированности и оптимальности бизнес–планов, плановых показателей, их напряженности и реальности;
–
выявление степени
– выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
– разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
В процессе анализа производства и реализации продукции должны быть вскрыты причины, тормозящие рост производства, а именно:
– недостатки в организации производства и труда,
– нерациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов,
– брак продукции.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции являются:
– унифицированная статистическая форма отчетности № 1–П (стр. 810, 821 – объемы производства продукции в сопоставимых ценах и в действующих, данные о новой (стр. 801) и сертифицированной продукции (стр. 825), объем отгруженной продукции по странам (стр. 850–855);
– форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (данные об объеме выручки от реализации (стр. 030), себестоимости реализованной продукции (стр. 040), прибыли от реализации продукции (стр. 070), прибыли отчетного года (стр. 200);
– данные бизнес-плана, где отражается информация об основных технико-экономических показателях работы, объеме производства и реализации, объеме производства в натуральных единицах;
– оперативные планы-графики.
Объекты
анализа производства можно представить
в виде рисунка 1.
Рисунок 1 – Объекты анализа объема производства и реализации продукции
Источник: собственная разработка
Объемы
производства изучаются в определенном
диапазоне деловой активности, т.е.
в границах min–max, представляющих временной
ряд. Анализ может производиться не только
в границах абсолютного min–max, но и в пределах
неизменных постоянных издержек. Временной
ряд составляют: минимально допустимый,
максимально допустимый, оптимальный
и фактический объемы выпуска и реализации
продукции.
2
Анализ производства
продукции в ОАО
«Гомельский жировой
комбинат»
2.1 Анализ
объема и динамики
Анализ производства и качества продукции в ОАО «ГЖК» произведем по методике Л.Н. Чечевицыной [1] на основе данных отчета о производстве и отгрузке промышленной продукции за 2008 год, представленного в приложении А, и отчета о производстве и отгрузке промышленной продукции за 2009 год, представленного в приложении Б.
Данные
о динамике производства важнейших
видов продукции представлены в
таблице 2.1.
Таблица
2.1 – Производство
продукции в натуральном
выражении за 2007–2009
гг
Наименование продукции | Год | ||
2007 | 2008 | 2009 | |
Маргарины столовые, тонн | 5491 | 6593 | 6993 |
Маргарины бутербродные, тонн | 36 | 36 | 42 |
Кулинарные жиры (вкл. кондитерские), тонн | 688 | 418 | 549 |
Майонез, тонн | 3955 | 4696 | 5309 |
Масло растительное расфасованное, тонн | 3180 | 5944 | 4878 |
Мыло туалетное, тонн | 1302 | 1505 | 1923 |
Мыло хозяйственное, тонн | 4044 | 3640 | 4076 |
Источник:
собственная разработка
Анализируя данные, можно сделать вывод, что предприятие постепенно наращивает объемы производства масложировой продукции. Объемы роста производства майонезной продукции выглядят наиболее впечатляющими, по сравнению с 2007 годом объем производства в 2009 году увеличился на 34,2%. Относительно другой производимой на комбинате продукции можно сказать, что, несмотря на некоторые колебания в объемах производства, ОАО «ГЖК» в ближайшем будущем будет поддерживать их производство, о чем говорит проведенная модернизация технологических линий (в 2009 году была введена линия по переработке и очистке рапса (ранее сырье закупалось на ОАО «Витебский маслоэкстракционный завод» и Украине), введена линия по производству майонезной продукции и кетчупов в упаковке «дой-пак» с дозатором, а также линия по производству жидкого бутылированного мыла) и реконструкция ОАО «ГЖК».
Проведем
оценку выполнения плана по выпуску
продукции в таблице 2.2.
Таблица
2.2 – Оценка плана по
выпуску продукции
Продукция | Объем производства продукции в сопоставимых ценах, млн. руб. | Темп изменения, % | Отклонение, | ||
2008 год | 2009 год | абс. | отн., % | ||
Маргарины столовые | 19295 | 21715 | 112,5 | +2420 | +12,5 |
Маргарины бутербродные | 152 | 194 | 127,6 | +42 | +27,6 |
Кулинарные жиры (вкл. кондитерские) | 1493 | 2139 | 143,3 | +646 | +43,3 |
Майонез | 15112 | 18407 | 121,8 | +3295 | +21,8 |
Масло растительное расфасованное | 21853 | 15728 | 71,9 | –6125 | –28,1 |
Мыло туалетное | 6516 | 9120 | 139,9 | +2604 | +39,9 |
Мыло хозяйственное | 7869 | 9432 | 119,9 | +1563 | +19,9 |
Итого | 72290 | 76735 | 106,2 | +4445 | +6,2 |
Источник:
собственная разработка
Информация о работе Анализ производства продукции ОАО «Гомельский жировой комбинат»