Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:29, диссертация
Происходящие в мире глобальные процессы приводят к усилению влияния международного права, которое выработало общепризнанные принципы и нормы, определяющие место и роль человека в сфере труда.
10 июня 2008 г. в Женеве на 97-й сессии Международной конференции труда была принята Декларация Международной организации труда «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации». В Декларации заявлено о всемирном характере Программы достойного труда: все государства-члены Организации должны проводить политику, направленную на решение стратегических задач в таких областях, как занятость, социальная защита, социальный диалог и права в сфере труда
Точкой
отсчета для выявления
Уже в первые месяцы существования Советского государства начали формироваться нормы трудового законодательства. Они были достаточно прогрессивными для того времени, например, Декрет СНК РСФСР от 29 октября 1917 г. «О восьмичасовом рабочем дне»[33]. Впервые закрепля-
36
лись нормы относительно возраста приема на работу, рабочем времени, льготы при применении женского труда, охране материнства, определенные гарантии для несовершеннолетних, страховании, инспекции труда).
К 1934 г., то есть к моменту вступления СССР в МОТ, в национальном трудовом законодательстве существовали почти все нормы, отражающие общемировые тенденции, принятые в конвенциях Международной организации труда. Отдельные положения трудового законодательства того времени были более прогрессивными, чем международные трудовые нормы. Причем большинство норм советского трудового права были приняты еще до образования МОТ, что позволяет диссертанту сделать вывод о том, что многие нормы трудового законодательства РСФСР указанного периода повлияли на первые конвенции МОТ.
Период с 1956 до 1969 г. стал «золотым веком» в ратификации Советским Союзом конвенций МОТ: за это время было ратифицировано большинство конвенций, действующих на сегодняшний день в Российской Федерации.
Во втором параграфе «Международные трудовые нормы и современное трудовое законодательство России» отмечается, что в эпоху глобализации актуальными становятся национальные интересы, включающие защиту трудовых прав работников.
Социальная
сфера оказалась одной из главенствующих
в деятельности государства (об этом
говорят и разработанные на сегодняшний
день программы национальных приоритетов).
Такие проблемы, как демография,
миграция, отток из России молодого
трудоспособного населения, старение
работающих кадров, требуют скорейшего
разрешения. В этой связи, по мнению
диссертанта, по-прежнему важно включение
международных норм и стандартов
в законодательство России с учетом
национальных особенностей, юридических
традиций, ментальности. Следует учитывать
и нормы трудового
Процессы интеграции в Европе, а также в рамках других региональных организаций, где Россия является участником, идут, хотя, как уже отмечалось, не очень успешно и играют определенную роль в жизни общества. Однако региональные нормы и стандарты, содержащиеся в Европейской социальной
37
хартии, созданы, прежде всего, для Европы. Поэтому российскому законодателю необходимо внимательно относиться к ним и думать о том, как их учитывать, что именно принять и включить в наше законодательство.
Региональные
и международные нормы и
Для интеграции важны общие принципы международного права, относящиеся к правовому регулированию трудовых отношений: 1) добровольность принятия на себя обязательств, мирное разрешение международных споров, невмешательство во внутренние дела государства (ст. 2 Устава ООН); 2) свобода и равенство в правах, право на жизнь, запрещение рабства, равенство перед законом, право на равную судебную защиту, право на свободное передвижение, равенство мужчин и женщин, право на социальное обеспечение, право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения, право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов, право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск, право на образование, право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы могут быть полностью осуществлены. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности; 3) труд не является товаром, свобода слова и профсоюзной деятельности, борьба с нищетой и нуждой путем постоянных и объединенных международных усилий, при которых представители рабочих и предпринимателей, пользующиеся рав-
38
ными правами с представителями правительств, присоединятся к ним в свободном обсуждении и принятии демократических решений в целях содействия общему благосостоянию и др. Автором рассматривается соотношение с трудовым законодательством РФ: 1) общепризнанных принципов (общих принципов) и норм международного права; 2) международных договоров; 3) международных трудовых норм.
Международные трудовые нормы влияют на трудовое право России по следующим направлениям: внесение изменений в действующий нормативный акт; отмена действующего акта; принятие нового нормативного акта.
Делается
вывод о том, что влияние международных
трудовых норм на действующее трудовое
законодательство России и их соотношение
имеют позитивное значение. Это означает
совершенствование трудового
В третьем параграфе «Основные проблемы совершенствования трудового законодательства и международных актов о труде»рассматриваются перспективы дальнейшего совершенствования трудового законодательства России.
Отношения
между государствами и
В настоящее время получают (и в последующем получат) динамичное развитие межгосударственные региональные объединения, что позволяет констатировать наличие и прогнозировать дальнейшее расширение объема и содержания международных трудовых норм регионального характера. Поэтому автор считает, что есть основание выделить в международном трудо-правовом регулировании международное региональное регулирование, которое, несомненно, будет развиваться.
Развитие трудового законодательства России неотделимо от мировых тенденций, от экономических реалий сегодняшнего и завтрашнего дня. Глобализационные процессы в перспективе будут оказывать все большее влияние на экономику нашего государства, а, значит, можно будет прогнозировать усиление влияния международных трудовых норм на трудовое законо-
39
дательство России. Потребуется адаптация международных трудовых норм к трудовому законодательству России и социально-экономическим условиям, историческому развитию, состоянию экономики.
Мировые тенденции
и проблемы в большей степени
затронут регионы. Это проблемы занятости
(особенно молодежи, лиц с пониженной
трудоспособностью, женщин с детьми),
моногородов, трудовой миграции. Прежде
всего, это будет актуально для
так называемых «не востребованных»
регионов, которые через 15-20 лет могут
стать ведущими. Проблемы освоения
этих регионов будут связаны с
трудовой миграцией. В связи с
этим ощутимое влияние международные
трудовые нормы будут оказывать
на региональное законодательство в
сфере труда, а также на коллективные
договоры и соглашения на фоне начавшегося
процесса укрупнения субъектов РФ.
Поэтому, по мнению диссертанта, необходимо
предусмотреть соотношение
Интеграция
России в мировое экономическое
пространство ведет к увеличению
количества ТНК, в том числе российских,
и действующих на ее территории зарубежных
корпораций. Исследования в области
трудового права
Анализ
деятельности ТНК позволил диссертанту
прийти к выводу о том, что расширение
сферы деятельности ТНК привело
к возникновению «
40
гранты из одного региона или близлежащих регионов становятся доминирующей составляющей в государстве приема. Они влияют на принятие политических решений государства-приема по оказанию помощи стране постоянного проживания. В результате экономические и торговые отношения государств способствуют усилению интеграции[34].
Прослеживается тенденция трудо-правовой интеграции государств с участием России, которая, очевидно, будет развиваться на основе международных трудовых норм. Значение международных трудовых норм проявляется в том, что они служат основанием правового обеспечения межгосударственной трудо-правовой интеграции. Диссертант считает, что итогом и главным достижением трудо-правовой интеграции призвана стать гармонизация не только самих норм, но и терминологии трудового законодательства, которая должна произойти как на международном, так и на национальном уровне.
Для последующей гармонизации в трудо-правовой сфере потребуется внесение изменений в уставы международных организаций для определения юридической природы принимаемых ими документов в области регулирования трудовых отношений. Кроме того, необходимо, чтобы уставные документы содержали намерения государств-членов и организаций привести свое национальное трудовое законодательство в соответствие с актами, принимаемыми организациями, членами которых государства являются.
В этой связи
актуальным, по мнению автора, становится
закрепление в уставных документах
организаций такого понятия как,
«синхронизация» —
41
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для работника предусмотрено более льготное положение, должны применяться нормы российского трудового законодательства».
Одна из
проблем дальнейшего развития международных
трудовых норм — их кодификация. Это
проявляется, в частности, в правовом
регулировании труда моряков. Фактически
в рамках МОТ принят Кодекс труда
моряков. Это окажет влияние на трудовое
право России. После ратификации
соответствующей Конвенции
Автор настоящего исследования считает полезным и целесообразным проведение инвентаризации актов МОТ с целью их последующей кодификации. В этой связи предлагается создать при МОТ Центр по кодификации, унификации и мониторингу трудового законодательства, результатом работы которого должна стать модернизация существующих конвенций Международной организации труда. Работа Центра будет способствовать, на наш взгляд, проведению сравнительно-правовых исследований трудового законодательства государств, а также станет дополнительным контрольным механизмом МОТ.