Соотношение международных трудовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:29, диссертация

Краткое описание

Происходящие в мире глобальные процессы приводят к усилению влияния международного права, которое выработало общепризнанные принципы и нормы, определяющие место и роль человека в сфере труда.
10 июня 2008 г. в Женеве на 97-й сессии Международной конференции труда была принята Декларация Международной организации труда «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации». В Декларации заявлено о всемирном характере Программы достойного труда: все государства-члены Организации должны проводить политику, направленную на решение стратегических задач в таких областях, как занятость, социальная защита, социальный диалог и права в сфере труда

Файлы: 1 файл

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.docx

— 100.99 Кб (Скачать)

    Наиболее  существенные выводы, отражающие научную  новизну работы, заключаются в следующих положениях, выносимых на защиту:

    1. Под воздействием международных трудовых норм национальные трудовые нормы подвергаются постоянной трансформации и модернизации. Вместе с тем динамизм развития национальных трудовых норм не может не влиять на развитие международных трудовых норм (обратная связь).

    Выявление характерных черт (признаков), присущих трудовым нормам, позволило сформулировать их определение как общеобязательных правил поведения, регулирующих общественные отношения между субъектами трудового  права, установленных государством или в договорном порядке, выраженных в строго определенной письменной форме, находящихся под защитой государства  и развивающихся под влиянием международных норм.

    10

    2. Проведенное исследование дало возможность автору выявить признаки международных трудовых норм и предложить следующее определение понятия: международные трудовые нормы — это правила, предназначенные для регулирования отношений в сфере труда, принятые государствами в рамках международных организаций или на основе межгосударственных договоренностей, в строго определенном порядке (процедуре), в форме международных договоров, носящих обязательный характер, устанавливающие права и обязанности для принявших их государств, исполнение которых обеспечивается контрольным механизмом международных организаций (международного договора).

    3. Рассмотрение вопроса о понятии международных трудовых норм позволило прийти к следующим выводам:

    по содержанию международные трудовые нормы подразделяются на общие и специальные. Общие нормы классифицируются по кругу решаемых на их основе вопросов следующим образом: общие вопросы труда; занятость; трудовой договор; право на объединение; рабочее время; время отдыха; заработная плата; охрана труда; защита от дискриминации и принудительного труда. Дифференциация позволяет учесть в международных трудовых нормах указанные объективные и субъектные особенности. Называются следующие критерии дифференциации специальных норм: тендерные; семейные обязанности; состояние здоровья; возраст; виды работ; работники-мигранты;

    специальные международные нормы охватывают не все категории работников, труд которых нуждается в особом регулировании. Например, отсутствуют международные  нормы о труде работников гражданской  авиации, выполняющих международные  рейсы. Что касается международных  трудовых норм общего характера, то в  них, с нашей точки зрения, имеются  существенные пробелы. Так, МОТ не приняты  в достаточном объеме документы, регулирующие порядок заключения трудового  договора, его содержания, изменения  и расторжения. Принятые конвенции  не решают всех этих проблем;

    среди существующих функций международных трудовых норм в современных условиях представляется необходимым выделить информационную функцию. Она касается не только ратифицированных международ-

    11

    ных договоров, но и нератифицированных, так как позволяет более полно учесть международные нормы в национальном трудовом законодательстве и отразить то, что не учтено в ратифицированном акте.

    4. Проведена периодизация становления и развития международных трудовых норм, дана характеристика основных этапов их развития:

    первоначальный  этап (1904-1918 гг.) — это период до образования  Лиги Наций и Международной организации  труда, который можно назвать  временем зарождения международных  трудовых норм (так называемого международного рабочего права);

    второй  этап — период с 1919 по 1943 г. После окончания Первой мировой войны и переустройства послевоенной Европы начались процессы перемещения капитала и людских потоков. Образуется МОТ. Позже появляются и другие международные организации, так или иначе затрагивающие своей деятельностью международный аспект регулирования в сфере трудовых отношений. Международные трудовые нормы, принимаемые в обозначенный период, в основном носят общий характер — это нормы о принудительном труде, пределах рабочего времени, труде женщин и его ограничениях, труде подростков, страховании по болезни, инвалидности, потере кормильца, безработице, профессиональных заболеваниях, о бюро найма;

    третий  этап — период с 1944 по 1976 г., когда МОТ также отреагировала на вызовы времени. Одним из важных документов того времени является Декларация «О целях и задачах Международной организации труда» (Филадельфия, 10 мая 1944 г.)[5];

    четвертый этап — 1977-1992 гг. В 80-е годы в новых  исторических и экономических условиях МОТ принимает Трехстороннюю  декларацию принципов, касающихся многонациональных  корпораций и социальной политики (Женева, 16 ноября 1977 г.)[6], и другие документы;

    пятый этап (1993-2000 гг.) характеризуется развитием  международного нормотворчества в  сфере труда. В этот период к нормотворческой деятельно-

    12

    сти МОТ и ООН в области труда присоединяется Европейский Союз, а позже Содружество Независимых Государств, Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество. МОТ принимает Декларацию «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г.[7];

    шестой  этап — с 2001 г. по настоящее время. Основными направлениями в развитии международных трудовых норм в этот период можно назвать следующие: занятость; недопущение дискриминации; решение проблем детского труда; трудовая реабилитация инвалидов; развитие социального партнерства; решение проблем работников-мигрантов и членов их семей; тендерное равенство; деятельность ТНК в сочетании с государственной политикой и международными стандартами. В этот период МОТ принимает Декларацию о социальной справедливости в целях справедливой глобализации (Женева, 10 июня 2008 г.)[8], Глобальный пакт о рабочих местах (Женева, июнь 2009 г.)[9].

    5. Проанализированы формы выражения (закрепления) международных трудовых норм. Это позволило предложить классификацию международных актов в области регулирования труда по следующим критериям: по количеству сторон, принимающих участие в заключении международного договора (двусторонние и многосторонние договоры); по степени охвата или распространения (универсального характера, регионального характера); по сроку действия (с неопределенным сроком действия, с определенным сроком действия); по вопросам, разрешаемым международными договорами (о необходимости создания международной организации, занимающейся трудовыми вопросами непосредственно или в качестве одной из уставных задач, о принципах трудовой деятельности граждан на территории договаривающихся государств, о гармонизации трудовой и социальной политики договаривающихся государств, сближении (унификации) трудового законодательства и вопросов, касающихся регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений); по степени общности норм, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения на общие и

    13

    специальные (общие посвящены общим вопросам международно-правового регулирования  труда и обращены ко всем работникам, работодателям, правительствам государств, специальные регулируют особенности  трудовых отношений с учетом субъектного  состава трудовых отношений, территории, условий труда и др.); по сфере  действия (акты универсальных организаций, акты организаций регионального  характера, международные договоры государств); по способу имплементации (вступающие в силу без ратификации, вступающие в силу после проведения соответствующих государственных — на основе национального права — процедур).

    6. Обоснован вывод о том, что одним из путей решения проблем глобализации служат международные трудовые нормы. Многие из существующих в национальных законодательствах различий в правовом регулировании трудовых отношений могут быть устранены и уже устраняются с помощью межгосударственной унификации в рамках международных организаций. Ведущее место международного унификатора принадлежит МОТ. В этой связи представляется уместным предложить создание при МОТ Центра по кодификации, унификации и мониторингу трудовых норм, результатом работы которого могла бы стать модернизация существующих конвенций МОТ, стремление к большему единообразию национального трудового законодательства. На этот Центр было бы целесообразно возложить проведение сравнительно-правовых исследований трудового законодательства государств, а также дополнительный контроль за соблюдением конвенций МОТ.

    7. Отношения между государствами и международными организациями регулируются международным публичным правом. В результате появляются нормы международного уровня — международные трудовые нормы.

    В настоящее  время получают (и в последующем  получат) динамичное развитие межгосударственные региональные объединения, что позволяет  констатировать наличие и прогнозировать дальнейшее расширение объема и содержания международных трудовых норм регионального  характера. Поэтому есть основание  выделить в международном трудо-правовом регулировании международное региональное регулирование, которое, несомненно, будет развиваться.

    8. Сформулировано понятие «трудо-правовая интеграция» государств — это процесс взаимного приспособления трудового законодатель-

    14

    ства государств на основе международных трудовых норм, путем сближения, гармонизации и унификации.

    Трудо-правовая интеграция рассматривается в следующих видах: всеобщая — глобальная интеграция; в региональном масштабе — европейская интеграция, государств СНГ, ЕврАзЭС; субрегиональная — интеграция в рамках Союзного государства России и Беларуси. Выделяются стадии трудо-правовой интеграции: 1) сближение; 2) гармонизация; 3) унификация. Сближение определяется как процесс выражения волеизъявления государств о необходимости трудо-правовой интеграции. Гармонизация — это процесс согласования национального трудового законодательства интегрирующихся государств путем принятия модельных, типовых законов. Унификация рассматривается как принятие единообразного нормативного правового акта в сфере труда. Обосновано понятие синхронизации — одновременное принятие государствами внутригосударственных процедур по ратификации соответствующих международных договоров в сфере труда. Предлагается понятия синхронизации и интеграции закрепить в уставных документах СНГ и ЕврАзЭС.

    Констатируется, что за годы действия указанных организаций  был принят ряд документов, касающихся регулирования трудовых отношений. Однако в полной мере интеграционными  они пока не стали, так как носят  рекомендательный характер (модельные  нормы) либо не были восприняты соответствующими государствами.

    Базовым элементом  трудо-правовой интеграции выступают международные трудовые нормы. Интеграционное значение международных трудовых норм выражается в том, что их имплементация в национальное трудовое законодательство обеспечивает общность основных норм государств, воспринявших международные трудовые нормы, то есть эти нормы активно служат межгосударственной трудо-правовой интеграции.

    9. Социальный аспект правовых норм отражен в ряде федеральных программ («Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса» и др.). Эти программы влияют на совершенствование трудовых отношений. Необходимы и другие программы и концепции. По нашему мнению, в Российской Федерации требуется Концепция государственной поли-

    15

    тики достойного труда, которая должна быть направлена на повышение уровня существующих трудовых прав и гарантий работников, дальнейшее совершенствование трудовых отношений  и их правовое регулирование[10].

    На VII съезде Федерации Независимых Профсоюзов России Постановлением от 14 января 2011 г. был утвержден Программный документ «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны»[11], который служит подтверждением необходимости принятия Концепции государственной политики достойного труда, предложенной диссертантом.

    Концепция государственной политики достойного труда определяется автором как  правовая, целевая, долгосрочная, научно обоснованная, закрепленная в правовых формах деятельности органов государственной  власти Российской Федерации, субъектов  РФ, органов местного самоуправления, направленная на реализацию положений  Конституции РФ, международных норм, федеральных законов и обеспечение  государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных  условий труда, защиту прав и интересов  работников и работодателей. Необходимо, чтобы этот аспект был учтен и реализован не только в последующих федеральных Программах и Концепциях, но и в нормах трудового законодательства и в первую очередь — нормах Трудового кодекса РФ.

Информация о работе Соотношение международных трудовых норм