Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:29, диссертация
Происходящие в мире глобальные процессы приводят к усилению влияния международного права, которое выработало общепризнанные принципы и нормы, определяющие место и роль человека в сфере труда.
10 июня 2008 г. в Женеве на 97-й сессии Международной конференции труда была принята Декларация Международной организации труда «О социальной справедливости в целях справедливой глобализации». В Декларации заявлено о всемирном характере Программы достойного труда: все государства-члены Организации должны проводить политику, направленную на решение стратегических задач в таких областях, как занятость, социальная защита, социальный диалог и права в сфере труда
В пятом параграфе «Понятие правоотношений в международном регулировании труда» с учетом позиции ученых[26] автор обосновывает тезис, согласно которому международному регулированию труда присущи регулятивно-защитные правоотношения. Они представляют собой правоотношения, возникающие между субъектами международного права (государствами, международными организациями) по поводу принятия международных трудовых норм, регулирования отношений в сфере труда и защиты трудовых прав граждан на основе международных трудовых норм.
Исходя
из теоретических предпосылок,[27]
Цель международных трудовых норм состоит в установлении трудовых стандартов, направленных на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и защиту трудовых прав работников, которая осуществляется на стадии применения международных и иных трудовых норм. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет, что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации об-
30
ращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Однако международные нормы о защите трудовых прав работников на международном уровне отсутствуют. Защита, в том числе и трудовых прав работников, осуществляется на региональном уровне — Европейским Судом по правам человека. Диссертант считает целесообразным предусмотреть защиту трудовых прав работников на международном уровне в документах МОТ. Это усилит защитную функцию международных трудовых норм, которые, по его мнению, необходимо включить в конвенцию МОТ о трудовых договорах.
Характерные признаки регулятивно-защитных правоотношений в международном регулировании труда сводятся к следующему: 1) возникают в связи с созданием международных трудовых норм, на основе которых они не только формируются, но и видоизменяются, а также прекращаются; 2) их субъектов связывают права и обязанности. Последние возникают: у государств, образующих международные организации; у образованных государствами международных организаций; 3) волевой характер международных правоотношений в сфере труда проявляется в воле государств, образующих ту или иную международную организацию, заключивших международный договор и выражающих эту волю в соответствующих международных трудовых нормах; 4) существуют благодаря поддержке государства и международных организаций (контрольный механизм); 5) носят определенный, конкретный характер.
Реализация прав и обязанностей, установленных международными трудовыми нормами, как считает автор, невозможна без ответственности государств, предусмотренной международными нормами и национальным законодательством.
Вторая глава «Международная правовая интеграция как форма влияния международных трудовых норм на трудовое право России» состоит их двух параграфов и посвящена рассмотрению форм, стадий международной правовой интеграции в сфере труда и коллизий международных трудовых норм и трудового законодательства России.
31
В первом параграфе «Основные формы международной правовой интеграции в сфере труда» предлагается авторская формулировка нового понятия «трудо-правовая интеграция». Это процесс взаимного приспособления трудового законодательства государств на основе международных трудовых норм путем сближения, гармонизации и унификации.
Трудо-правовая интеграция рассматривается в следующих формах:
1) глобальная интеграция; 2) региональная, то есть европейская, СНГ, Ев-рАзЭС и др.; 3) субрегиональная интеграция в сфере труда (например, в рамках Союзного государства России и Республики Беларусь).
Выделяются стадии трудо-правовой интеграции: 1) сближение; 2) гармонизация; 3) унификация. Сближение определяется как волеизъявление государств о необходимости трудо-правовой интеграции. Гармонизация — это процесс согласования национального трудового законодательства интегрирующихся государств путем принятия модельных, типовых законов. Унификация — принятие государствами единообразных нормативных правовых актов в сфере труда. Основой унификации в трудо-правовой сфере должны стать и становятся общепризнанные и основополагающие принципы трудового права.
Автором исследования
предложено понятие «синхронизация»
— одновременное осуществление
государствами
Базовым элементом трудо-правовой интеграции выступают международные трудовые нормы[28]. Интеграционное значение международных трудовых норм выражается в том, что их имплементация в национальное трудовое законодательство обеспечивает общность основных норм государств, воспринявших международные трудовые нормы, то есть эти нормы активно служат межгосударственной трудо-правовой интеграции.
32
Начальным этапом трудо-правовой интеграции государств является сближение их трудового законодательства. Затем возможны его гармонизация и унификация. Делается вывод о необходимости развития всех форм трудо-правовой интеграции.
Региональными международными организациями (объединениями государств) принят ряд документов, касающихся регулирования трудовых отношений. Однако они не всегда играют в полной мере интеграционную роль, так как носят рекомендательный характер (так называемые модельные, типовые законы) либо не были восприняты соответствующими государствами. В связи с этим, как считает автор исследования, необходимы дальнейшие усилия государств по углублению интеграционных процессов.
Эффективность международных трудовых норм призвана служить интеграции на всех уровнях, во всех формах. В трудо-правовой интеграции она должна выражаться в определенном результате (например, принятие объединениями государств соответствующих интеграционных документов, отражающих международные стандарты и гармонизационные трудовые нормы (нормы законодательства, модельные законы и др.)); закрепление в актах международных региональных организаций статуса принимаемых документов; отражение в национальном трудовом законодательстве стран-участниц трудо-правовой интеграции принимаемых документов.
По мнению
диссертанта, эффективными международные
трудовые нормы могут быть только
тогда, когда они воспринимаются
государствами и исполняются. Проблема
эффективности правового
33
Акцентируется внимание на общность целей, ради которых образованы органы и организации, принимающие международные трудовые нормы. Они получают свое закрепление в документах «глобальных» международных организаций, более детально развиваются в актах региональных международных организаций, договорах между государствами. Затем они должны занять свое место в национальном трудовом законодательстве стран-участниц трудо-правовой интеграции.
Интеграция государств в сфере правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений способствует гармонизации трудового законодательства государств. Это двусторонний процесс. Он идет не только в направлении воздействия международных трудовых норм на национальное трудовое законодательство, но и выражается в создании международных трудовых норм с учетом в них необходимых для унификации норм отдельных государств.
Во втором параграфе «Международные трудовые нормы и трудовое право России: коллизионные проблемы» указывается, что результатом влияния международных трудовых норм на трудовое право России могут быть: принятие нового нормативного акта; отмена действующего акта; принятие или отмена соответствующей нормы; возникшие коллизии.
Относительно легального определения юридических коллизий существуют различные мнения[31]. В диссертации под юридическими коллизиями понимаются ситуации, когда на решение вопроса претендуют несколько нормативных актов одной или различной юридической силы.
Соглашаясь
с высказанным в литературе мнением
о выделении родовых групп[32]
34
занных групп: 1) коллизии между международными нормами различной сферы действия; 2) коллизии между национальными и международными нормами; 3) коллизии целей, поставленных государствами в трудо-правовой интеграции; 4) коллизии в правотворчестве в рамках международных организаций; 5) коллизии между нормативными актами или отдельными правовыми нормами.
Рассматриваются
следующие виды коллизий между: 1) международными
трудовыми нормами различной
юридической силы; 2) международными
и национальными трудовыми
Коллизионность, по мнению автора, может проявляться в следующем: текстовое несоответствие международных трудовых норм; несоответствие международных норм по юридической силе (нормы различных международных организаций); несоответствие понятийного аппарата, содержащегося в международных трудовых нормах и нормах национального трудового законодательства; отсутствие национальной нормы, отражающей мировые стандарты.
Текстовое несоответствие международной и национальной нормы может возникать вследствие нескольких причин: проблемы перевода, изменений, происходящих в языке, и др. Существует коллизия и по причине, того, что государства-члены МОТ принадлежат к различным правовым семьям (системам): романо-германской, англосаксонской (общего права), обычно-традиционной, мусульманской, индусской, славянской. В различных правовых семьях юридические термины понимаются по-разному. Поэтому не всегда российское понимание того или иного юридического термина, относящегося к трудовому праву, совпадает с аутентичным текстом конвенции МОТ (несмотря на многочисленные согласования) или иного договора.
Коллизии международных трудовых норм различной юридической силы имеют место в связи с несоответствием содержания норм, принятых разными международными организациями. Коллизии между нормами трудового права различных государств (в случае применения труда иностранных граждан) затрудняют регулирование трудовых отношений мигрантов. В России проблема трудовых мигрантов стоит достаточно остро. Однако сегодняшнее трудовое право России не в состоянии решить проблему ре-
35
гулирования трудовых отношений мигрантов без взаимосвязи с другими отраслями права (международным частным правом, конституционным, административным и др.) и международными трудовыми нормами.
В третьей главе «Соотношение и взаимодействие международных трудовых норм и трудового законодательства России», состоящей из трех параграфов, в историческом аспекте рассматриваются современные проблемы взаимодействия международных трудовых норм и трудового законодательства, основные проблемы совершенствования трудового законодательства России под влиянием международных трудовых норм.
Первый параграф «Соотношение международных трудовых норм и трудового права России: исторический аспект» посвящен исторической ретроспективе взаимодействия международных и российских трудовых норм. Применительно к нормам права взаимная связь предполагает их взаимозависимое существование и действие. Международные трудовые нормы оказывают влияние на национальное трудовое законодательство, а национальное трудовое законодательство, в свою очередь, также оказывает влияние на международные нормы, хотя, с исторической точки зрения, правильнее будет сказать, что в первую очередь национальное трудовое законодательство способствовало появлению первых международных трудовых норм, а затем международные нормы стали оказывать влияние на трудовое законодательство различных стран.