Расходы бюджета на финансирование социальной сферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Описать процесс финансирования социальной сферы;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Оглавление

Введение
1. Характеристика социальной сферы
1.1 Социальная инфраструктура
1.2 Содержание и цели управления финансами в социальной сфере
2. Направления расходования бюджета в социальной сфере
2.1 Расходы на образование
2.2 Расходы в области социально-культурной системы
2.3 Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт
3. Расходы на социальную политику
3.1 Фонд обязательного медицинского страхования
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);

 

оплата путевок на санаторно-курортное  лечение работников;

 

участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;

 

частичное финансирование санаториев-профилакториев, оздоровительных лагерей для  детей.

3.1 Фонд обязательного медицинского  страхования

 

Медицина - область науки и лечебной практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Понятие медицины связано с понятием здравоохранения. Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека.

 

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения  в случае потери здоровья от любой  причины.

 

Медицинское страхование ставит целью  гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий. Медицинское страхование в Российской Федерации введено в соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан РСФСР" (в ред. Закона РФ от 2 апреля 1993 г). Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации. Условием осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием, служит специальный Фонд медицинского страхования. В соответствии с Законом РФ "О медицинском страховании граждан в РСФСР", вступившим в действие с 1 января 1993 года, в России создаются фонды обязательного медицинского страхования:

 

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

 

территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

 

Заключение

 

В данной курсовой работе было проведено  исследование финансирования социальной сферы, которое включило в себя теоретическую и практическую части. Цели работы достигнуты, задачи выполнены.

 

В заключении хочется немного добавить о социальных реформах.

 

Поспешность в проведении так называемых соц. реформ весьма опасна для стабильности российского общества. Перевод на рыночную, чисто коммерческую основу ЖКХ, образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения вообще сомнителен как принцип. В расходах на образование доля государства даже в США достигает 75%. Медицинское страхование для работающих и пенсионеров гарантируется автоматически. Также гарантируется стабильность основной части пенсии и т.д. Отмечающаяся в последнее время поспешность в проведении соц. реформ в России совершенно неоправданна. Любые действия государственной власти по коммерциализации соц. значимых услуг должны быть прямо увязаны с возможностями резкого повышения доходов всего населения. Судя даже по начальной реакции российского общества на подобные планы, обязательным предварительным условием их реализации должно быть общественное мнение. Очень многие люди, имеющие большой потенциал, не имеют возможности платить за свое образование большие деньги. Государство должно помогать своим гражданам в саморазвитии, иначе вся наша наука "вымрет", что, к сожалению, и происходит в последнее время. О соц. помощи могу сказать, что размеры пособий просто смешны, особенно на ребенка. Безусловно, адресность получения пособий должна быть, но никого нельзя лишать права на пособие. Те, кому не нужны такие маленькие деньги, не стремятся их получать. Социальная политика государства должна строиться таким образом, чтобы не навредить гражданину, наоборот, находить пути помощи. Финансирование соц. сферы не должно полностью переходить на региональный и местный уровень, ведь условия жизни разные, есть богатые регионы и, к сожалению, есть очень необеспеченные, где доля финансирования соц. сферы не дотягивает до общего федерального. Таким регионам нужны дотации и субвенции на соц. сферу из федерального бюджета. Проблем в области социальной сферы очень много и решать их должны грамотные политики, которые уважают и ценят свое общество.

 

Список литературы

 

1.  Бюджетный кодекс РФ по  состоянию на 1 февраля 2009 г.

 

2.  Федеральный Закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О Федеральном Бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

 

3.  Салжаницын А.И. Основные  формы и методы государственного  регулирования процессов финансирования  отраслей социальной сферы. Москва 2003г.

 

4.  Врублевкая О.В., Романовский  М.В. Бюджетная система Российской  Федерации. Москва 2004г.3-е издание.

 

5. Лившиц А.Я. Основные ориентиры финансовой политики, Финансы, №1, 1997г.

 

6.  Павлова Л. Бюджетное финансирование  и проблема государственного  долга; Экономист, 1998г.

 

7.  Подпорина И. Современные  проблемы бюджетного регулирования;  Экономист, 1998г.

 

8.  Панскова Р.Г. Проблемы формирования расходов бюджета. 1997 г.

 

9.  Государственный бюджет: Учебное  пособие для учреждений, обеспечение  получение высшего образования  по специальности "Финансы  и кредит" / Т.В. Сорокина, 2006г.

 

10.  Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 2001г.

 

11.  http://www.Schpalata/Zakluchenia.ru

 

Приложение

 

Структура расходов федерального бюджета  на 2008 - 2011 годы по разделам классификации  расходов бюджетов Российской Федерации  представлена в следующей таблице. млрд. рублейНаименование 2008 г (№ 198-ФЗ с изм) 

В%

 

к итогу 2009 г 

В%

 

к итогу 2010 г 

В%

 

к итогу 2011 г 

В%

 

к итогу

 

Расходы, всего

 

(без учета условно утвержденных  расходов)  7 021, 9 100,0 9 024,7 100,0 10 062,3 100,0 10 751,8 100,0

 

Общегосударственные вопросы

 

(без процентных расходов)  690,4 9,8 1119,5 12,4 1022,8 10,0 895,8 8,3

Национальная оборона 1016,7 14,5 1277,5 14,2 1390,7 13,8 1480,5 13,8

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 827,2 11,8 1085,9 12,0 1198,3 11,9 1266,1 11,8

Охрана окружающей среды 9,9 0,1 13,8 0,1 14,7 0,1 15,1 0,1

Образование 336,1 4,8 423,1 4,7 468,8 4,7 484,9 4,5

Культура, кинематография, средства массовой информации 93,7 1,3 113,9 1,3 114,4 1,1 114,4 1,1

Здравоохранени, физическая культура и спорт 229,9 3,3 365,8 4,1 379,4 3,8 382,2 3,6

Социальная политика 275,6 3,9 297,7 3,3 338,6 3,4 307,9 2,9

 

 

 

Структура расходов федерального бюджета  на 2009 - 2011 годы остается достаточно стабильной. По объему расходов первое место занимают бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств по межбюджетным трансфертам: 33,0% общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов) - в 2009 году, 36,0% - в 2010 году и 37,2% - в 2011 году; на втором месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной обороны, соответственно 14,2% в 2009 году, 13,8% в 2010 - 2011 годах, на третьем месте - бюджетные ассигнования, направляемые на исполнение расходных обязательств в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, - соответственно 12,0% в 2009 году, 11,9% в 2010 году, 11,8% в 2011 году. На исполнение расходных обязательств в области национальной экономики предусмотрены бюджетные ассигнования в 2009 году 11,5% общей суммы расходов (без учета условно утвержденных расходов), в 2010 году - 11,7%, в 2011 году - 12,9%.

 

Динамика расходов федерального бюджета  по законопроекту и Федеральному закону № 198-ФЗ (с изменениями) по разделу "Образование" приведена в следующей  таблице.  Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

1. Законопроект, млрд. рублей  423,1 468,8 484,9

1.1 к предыдущему году, млрд. рублей  87,0* 45,7 16,1

1.2 к предыдущему году,%  125,9* 110,8 103,4

1.3 темпы роста к 2008 году,%  125,9* 139,5* 144,3*

2. Закон № 198-ФЗ (с изм), млрд. рублей 336,1 322,6 349,3 

2.1 к предыдущему году, млрд. рублей 49,0 -13,5 26,7 

2.2 к предыдущему году,% 117,1 96,0 108,3 

3. Законопроект к Закону № 198-ФЗ    

3.1 млрд. рублей  100,6 119,6 

3.2 %  31,2 34,2 

4. Доля расходов раздела в общем объеме расходов (без учета условно утвержденных расходов),%    

4.1 законопроект  4,7 4,7 4,5

4.2 Закон № 198-ФЗ (с изм) 4,8 4,4 4,5 

5. Доля расходов в ВВП,%    

5.1 законопроект  0,82 0,79 0,72

5.2 Закон № 198-ФЗ (с изм) 0,80 0,66 0,63 

* К Закону № 198-ФЗ (с изм)    

 

 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному  разделу показывает, что расходы  значительно увеличиваются как  по сравнению с соответствующим  предыдущим годом, так и по сравнению  с расходами, утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями). Приведенные в пояснительной записке к законопроекту данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля 2008 года по данному разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на 3%, в 2009 году - на 34%, в 2010 году - на 36,9%. Расходы федерального бюджета по разделу "Образование" в соответствии с ведомственной структурой в 2009 и в 2010 годах будут осуществлять 58 главных распорядителей бюджетных средств, в 2011 году - 51. Наиболее крупные из них - Министерство обороны Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, на которые в 2009 - 2011 годах будет приходиться 79 - 82% расходов по данному разделу. В 2009 - 2011 годах сокращаются расходы федерального бюджета на поддержку общего образования в регионах, например, по таким направлениям приоритетного национального проекта "Образование", как оснащение школ учебным оборудованием, поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования, внедрение инновационных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В то же время из-за сокращения числа общеобразовательных учреждений сохраняется проблема доступности получения общего образования в сельской местности. Для решения этой проблемы целесообразно разработать и утвердить программу развития образования на селе, включив решение данной задачи в действующие федеральные и региональные целевые программы развития образования и социального развития села.

 

Динамика расходов федерального бюджета  по законопроекту и Федеральному закону № 198-ФЗ (с изменениями) по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" приведена  в следующей таблице.  Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

1. Законопроект, млрд. рублей  113,9 114,4 114,4

1.1 к предыдущему году, млрд. рублей  20,2* 0,5 0,0

1.2 к предыдущему году,%  121,6* 100,4 100,0

1.3 темпы роста к 2008 году,%  121,6* 122,1* 122,1*

2. Закон № 198-ФЗ (с изм), млрд. рублей 93,7 73,2 67,8 

2.1 к предыдущему году, млрд. рублей 22,9 -20,5 -5,4 

2.2 к предыдущему году,% 132,4 78,1 92,6 

3. Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)    

3.1 млрд. рублей  40,8 46,7 

3.2 %  55,7 68,8 

4. Доля расходов раздела в общем объеме расходов (без учета условно утвержденных расходов),%    

4.1 законопроект  1,3 1,1 1,1

4.2 Закон № 198-ФЗ (с изм) 1,3 1,0 0,9 

5. Доля расходов в ВВП,%    

5.1 законопроект  0,22 0, 19 0,17

5.2 Закон № 198-ФЗ (с изм) 0,22 0,15 0,12 

* К Закону № 198-ФЗ (с изм)    

 

 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному  разделу показывает, что изменение  расходов в 2009 - 2011 годах незначительно, в то же время они значительно  увеличиваются по сравнению с  расходами, утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями). Приведенные в пояснительной записке к законопроекту данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля 2008 года по данному разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на 0,5%, в 2009 году - на 55,7%, в 2010 году - на 68,8%. Расходы федерального бюджета по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" в соответствии с ведомственной структурой в 2009 году будут осуществлять 30 главных распорядителей бюджетных средств, в 2010 году - 29, в 2011 году - 22. Наиболее крупные из них - преобразованные Министерство культуры Российской Федерации и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, а также Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, на которые в 2009 - 2011 годах будет приходиться 84% - 87% расходов по данному разделу. Динамика расходов федерального бюджета по законопроекту и Федеральному закону № 198-ФЗ (с изменениями) по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт" приведена в следующей таблице.  Показатели 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год

1. Законопроект, млрд. рублей  365,8 379,4 382,2

1.1 к предыдущему году, млрд. рублей  135,9* 13,6 2,8

1.2 к предыдущему году,%  159,1* 103,7 100,8

1.3 темпы роста к 2008 году,%  159,1* 165,0* 166,2*

2. Закон № 198-ФЗ (с изм), млрд. рублей 229,9 254,8 305,8 

2.1 к предыдущему году, млрд. рублей -46,7 24,9 51,0 

2.2 к предыдущему году,% 83,1 110,8 120,0 

3. Законопроект к Закону № 198-ФЗ    

3.1 млрд. рублей  111,0 73,6 

3.2 %  43,5 24,1 

4. Доля расходов раздела в общем объеме расходов (без учета условно утвержденных расходов),%    

4.1 законопроект  4,1 3,8 3,6

4.2 Закон № 198-ФЗ (с изм) 3,3 3,5 4,0 

5. Доля расходов в ВВП,%    

5.1 законопроект  0,71 0,64 0,57

5.2 Закон № 198-ФЗ (с изм) 0,54 0,52 0,55 

* К Закону № 198-ФЗ (с изм)    

 

 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному  разделу показывает, что расходы  увеличиваются как по сравнению  с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению с расходами, утвержденными Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями). Приведенные в пояснительной записке к законопроекту данные уточненной бюджетной росписи по состоянию на 1 июля 2008 года по данному разделу превышают объемы, утвержденные Федеральным законом № 198-ФЗ (с изменениями), в 2008 году на 30,3%, в 2009 году - на 42,7%, в 2010 году - на 24,7%. Расходы федерального бюджета по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт" в соответствии с ведомственной структурой в 2009 и 2010 годах будут осуществлять 39 главных распорядителей бюджетных средств, в 2011 году - 32. Наиболее крупные из них - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, реорганизованные Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на которые в 2009 - 2011 годах будет приходиться 80 - 82% расходов по данному разделу. Бюджетные ассигнования из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на исполнение расходных обязательств по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью предусматривается увеличить к 2011 году до 3,9% ВВП, что выше уровня 2007 года (3,5% ВВП), но существенно ниже уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения (5 - 6% ВВП). Сохранятся высокие темпы роста тарифов на платные медицинские услуги гражданам в 2009 году - 8,6%, в 2010 году - 7,8%, в 2011 году - 7,3% (в 2008 году - 8,4%). Как показали проверки Счетной палаты и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, предоставляемые гражданам платные медицинские услуги и медицинская помощь в рамках добровольного медицинского страхования не являются дополнительными к гарантируемым государством объемам бесплатной медицинской помощи. Так, в 2010 по сравнению с 2009 годом расходы по данному подразделу снизятся на 20,8%, в 2011 году по сравнению с 2010 годом - на 12,7%. Данное снижение обусловлено в основном сокращением объема средств, выделяемых Росспорту на строительство федеральных учебно-тренировочных центров: в 2010 году - на 18%, в 2011 году - почти в 2 раза. Почти в 10 раз сократятся расходы на создание федерального Центра по хранению, учету и обработке данных по выдаче спортивных паспортов, так как на 2009 год планируется завершение работ по созданию Центра, а с 2010 года начнется его эксплуатация. В связи с отсутствием в Российской Федерации единых нормативных требований к возводимым спортивным сооружениям не обеспечивается право каждого на свободный доступ к физкультуре и спорту.

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование социальной сферы