Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:39, лекция
1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов
2 Классификация внебюджетных фондов
3 Пенсионный фонд России
4 Фонд государственного социального страхования РФ
5 Фонды обязательного медицинского страхования
1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Другое
направление улучшения
Помимо этого существует проблема ценообразования на медицинские услуги в новой системе обязательного медицинского страхования. Механизм формирования цен должен носить противозатратный характер для стимулирования экономии финансовых ресурсов в данной системе. Опыт развитых стран показывает, что данная система не обязательно связана с установлением цен на медицинские услуги, это, скорее, разработка механизма возмещения расходов на медицинские услуги, носящего противозатратный характер.
Дальнейшее развитие реформы обязательного медицинского страхования в России связано с оптимальным выбором из 4 существующих сегодня в субъектах Федерации моделей его реализации. Первая из них, действующая на 22 территориях, ориентирована на страховые медицинские компании, вторая существует в 12 регионах и ориентирована на фонды ОМС и их филиалы в качестве страховщиков. Третья модель — смешанная модель и используется в 42 территориях. Четвертая модель применяется в 13 регионах РФ и связана с перечислением взносов на ОМС в бюджет здравоохранения регионов.
Можно выделить следующие направления реформы отечественной модели медицинского страхования:
- изменения принципов организации и финансирования системы ОМС
Система здравоохранения, основанная на страховых принципах, позволяет добиться качественного медицинского обслуживания при ощутимо меньших, чем при частном финансировании, затратах. Страны Европы с развитой системой страховой медицины тратят около 6—9% ВВП ежегодно на охрану здоровья (исключением является ФРГ, где на здравоохранение расходуется около 11% ВВП), тогда как в США с либеральной системой здравоохранения и с широким применением частной оплаты медицинских услуг затраты составляют около 14% от ВВП при аналогичном качестве медицинских услуг.
Финансирование ежегодно утверждаемой Правительством России Программы государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи (ПГГ) для всего населения РФ невозможно, поэтому необходимо отказаться от декларации предоставления всем гражданам одинакового объема бесплатной медицинской помощи, неосуществимого на практике. В абсолютном большинстве регионов эта программа, а в ее рамках и Базовая программа ОМС, не обеспечивается государственными средствами. Так, в 2002 г. расчетная стоимость ПГГ в части ОМС составила 166,1 млрд.руб., а реальный уровень финансирования Базовой программы ОМС - только 127,9 млрд.руб. (75% от потребности). Дефицит средств по этой программе покрывается вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг. Легальная и теневая оплата населением медицинских услуг и лекарственных средств составляют по различным оценкам от 25 до 45% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение.
Система ОМС в России функционирует на основе метода распределения поступающих средств: текущие расходы на оказание медицинской помощи покрываются текущими доходами (поступающими страховыми взносами). При том, что размер страхового взноса одинаков для всех застрахованных, объем оказываемых каждому из них медицинских услуг значительно различаются. Как правило, более молодые и здоровые застрахованные финансируют медицинскую помощь пожилым людям, страдающим хроническими заболеваниями. В связи с этим в составе страхового взноса предлагается выделить некую сберегательную часть, из которой будет формироваться индивидуальный резерв капитала для повышенных расходов на медицинские услуги в пожилом возрасте. Это позволяет избежать дефицита больничных касс и обеспечить покрытие повышенных расходов на медпомощь пожилым застрахованным и людям, страдающим хроническими заболеваниями.
- обеспечения взаимосвязи между обязательным и добровольным медицинским страхованием
Совместные программы ОМС и ДМС в будущем стали бы основой построения финансовых взаимоотношений в системе медицинского страхования и финансирования системы здравоохранения. Средства ДМС - это перспективный источник дополнительного финансирования системы здравоохранения.
Для повышения финансовой устойчивости российской системы ОМС в качестве дополнения к бюджетным средствам предлагается прилечь государственное пенсионное страхование к софинансированию взносов на ОМС неработающих пенсионеров. Кроме получения дополнительного источника средств, данная мера позволит, используя реестр застрахованных Пенсионного фонда, ввести их персонифицированный учет в ОМС по всей стране.
Предлагается разработать многоуровневую программу медицинского страхования с перечнем услуг, предоставляемых всему населению РФ бесплатно в объеме базовой программы ОМС, и перечнем услуг, оказываемых сверх этого в рамках ДМС или за счет личных средств граждан.
Необходимо введение в России в законодательном порядке единой организационно-финансовой модели МС на всех территориях. Это будет способствовать улучшению функционирования всей системы ОМС в целом и облегчит взаимодействие внутри системы между ее субъектами. В настоящее время и в России представляется возможным переложить функции, выполняемые страховыми медицинскими организациями, на территориальные фонды ОМС, что позволит снизить организационные расходы системы ОМС и упростить механизмы внутреннего и внешнего контроля. Единая система ОМС позволит также обеспечить на практике право застрахованного на свободный выбор страховщика, базового медицинского учреждения и лечащего врача.
- защиты прав застрахованных.
Важным аспектом обеспечения качества медицинской помощи и защиты прав пациентов является то, что, каждый практикующий врач обязан страховать свою профессиональную ответственность. Это позволит обеспечить защиту не только прав пациента, но и защиту профессиональных и имущественных прав медработников.