Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:39, лекция
1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов
2 Классификация внебюджетных фондов
3 Пенсионный фонд России
4 Фонд государственного социального страхования РФ
5 Фонды обязательного медицинского страхования
1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов
Организационная структура внебюджетного фонда может быть централизованной и относительно децентрализованной.
Централизованная структура предполагает существование единого бюджета внебюджетного фонда, создаваемого на уровне федеральной власти. Так, ПФР и ФСС имеют один централизованный бюджет. На уровне территорий в этом случае действуют территориальные подразделения – управления и отделения этих фондов.
Децентрализованная структура предполагает формирование самостоятельных бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов на уровне Федерации и ее субъектов. Такую структуру имеет ФОМС и имел ранее существовавший ГФЗН.
В 2001 году был упразднен ГФЗН. Причины:
-
низкая эффективность
- высокие расходы по управлению фондом (до 15% всех расходов)
Другой аспект классификации внебюджетных фондов - по целевому назначению – на экономические и социальные.
Наиболее значимыми внебюджетными фондами в любом государстве являются социальные фонды. Это связано с общей тенденцией роста социальных расходов и социальных обязательств государства в условиях рынка.
Фонды
социального страхования
Экономические фонды могут создаваться по самым разным вопросам общественной жизни: дорожные фонды, фонды технологического развития, фонды финансирования научных исследований, фонды развития исполнительного производства, фонды пожарной безопасности и др.
В РФ органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать совместно внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок действует (Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1156)(с изменениями от 20 февраля 2002 г.))
3 Пенсионный фонд России
Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Парламента России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. ПФР подотчетен Парламенту и Правительству России. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов.
- аккумуляции страховых взносов и финансирование расходов, предусмотренных Положением о нем;
- взыскание с граждан, виновных в причинении вреда здоровью других граждан сумм государственных пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца;
- капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц:
-
контроль за своевременным и
полным поступлением в ПФР
страховых взносов, за
- организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР:
-
международное сотрудничество
-
проведение научно-
ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Руководство ПФР осуществляется его правлением и исполнительной дирекцией.
В состав правления ПФР входят: председатель, его заместители, исполнительный директор и управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных и религиозных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Состав правления ПФР утверждается Парламентом Российской Федерации.
Помимо
самого Фонда в настоящее время
организационная структура
• Региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
• Региональные управления ПФР, осуществляющие непосредственное назначение и выплату пенсий, а также сбор страховых платежей;
• Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;
• Региональные отделения Сбербанка;
• Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляется практически все виды пенсионных выплат. Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования управлений, осуществляющих непосредственно выплату пенсий.
Районные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный уровень, а затем спускаются в районы для осуществления платежей. В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в те регионы, которым требуется дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.
Финансовые потоки между элементами пенсионной системы выглядит следующим образом: собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделения ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Центральным Банком, поступают в региональные управления ПФРФ, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберегательные кассы - 10-15%, на альтернативные службы доставки- 4-5% /29,с.47/.
Доходы
бюджета Пенсионного фонда
• страховых взносов;
• средств федерального бюджета;
• сумм пеней и иных финансовых санкций;
• доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
• добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
• иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Ставки ЕСН при налоговой базе до 100тысяч рублей в год
всего 35,6%, в том числе: ФБ – 28%, ФСС – 4%, ФФОМС – 0,2%, ФТОМС – 3,4%
Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:
всего – 26,1%, в том числе: ФБ - 20,6%, ФСС – 2,9%, ФФОМС – 0,1%, ТФОМС – 2,5%.
Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:
- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
• доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;
• финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
• иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Введение
накопительного элемента – отличительный
признак реформируемой
Накопительная пенсионная система позволит:
1) гражданам самим позаботиться о своей пенсии в работоспособном возрасте;
2) работодателям
напрямую позаботиться о
3)
ликвидировать зависимость
4)
обеспечить дифференциацию
5)
уменьшить число людей,
6) получить долгосрочные инвестиционные ресурсы в виде страховых резервов, сформированных по договорам пенсионного страхования.
Базовая часть финансируется за счет ЕСН по ставке 14% и является одинаковой для всех.
Остальные 14% ЕСН направляются на финансирование страховой и накопительной части.
Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
В результате реформы трудовая пенсия состоит из трех составляющих:
1) базовая часть: 2) страховая часть; 3) накопительная часть.
При этом лицам 1952 г. рождения и старше у мужчин и 1956 г. рождения и старше у женщин начисление доли страхового платежа для финансирования накопительной части трудовой пенсии не предусматривается. Все 14% страховых платежей, сделанных работодателями в их интересах, зачисляется на их счет для финансирования страховой части пенсии.
Для мужчин с 1953 по 1956 г. рождения и женщин с 1956 г. по 1966 г. рождения предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета 2% из 14%. Наибольшая величина накопительного взноса установлена для более молодых возрастных генераций — для лиц 1967 г. рождения и моложе. В 2002 г. им направлялось 3% из 14% страхового платежа, а к 2006 г. эту величину предстоит повысить до 6% при ежегодном увеличении накопительного взноса на 1%.
С 01.01.2002 г. около 70% работающих граждан начали формирование обязательных пенсионных накоплений за счет отчислений страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии.
В настоящее время в России реально сложился и действует особый социально-финансовый институт негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в составе 270 некоммерческих организаций, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение в 49 субъектах Российской Федерации. Совокупные пенсионные резервы всех НПФ составляют более 70 млрд. руб. Негосударственным пенсионным обеспечением сегодня охвачено 5 млн. человек населения страны. Большая часть НПФ находится в Москве - 112 фондов, в Санкт-Петербурге - 20, Ростовской и Нижегородской областях - по 10, в Самарской - 9, в Свердловской - 5.