Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:39, лекция

Краткое описание

1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов
2 Классификация внебюджетных фондов
3 Пенсионный фонд России
4 Фонд государственного социального страхования РФ
5 Фонды обязательного медицинского страхования
1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Внебюджетные фонды.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

     Организационная структура внебюджетного фонда может быть централизованной и относительно децентрализованной.

     Централизованная  структура предполагает существование  единого бюджета внебюджетного  фонда, создаваемого на уровне федеральной  власти. Так, ПФР и ФСС имеют  один централизованный бюджет. На уровне территорий в этом случае действуют территориальные подразделения – управления и отделения этих фондов.

     Децентрализованная  структура предполагает формирование самостоятельных бюджетов государственных  и территориальных внебюджетных фондов на уровне Федерации и ее субъектов. Такую структуру имеет ФОМС и имел ранее существовавший ГФЗН.

     В 2001 году был упразднен ГФЗН. Причины:

     - низкая эффективность функционирования  в результате того, что регионы  не выполняли своих обязательств  по формированию федеральной части фонда

     - высокие расходы по управлению  фондом (до 15% всех расходов) 

     Другой  аспект классификации внебюджетных фондов - по целевому назначению – на экономические и социальные.

     Наиболее  значимыми внебюджетными фондами в любом государстве являются социальные фонды. Это связано с общей тенденцией роста социальных расходов и социальных обязательств государства в условиях рынка.

      Фонды социального страхования являются главным элементом финансовой системы социального страхования. Специфика фондов социального страхования заключается в:

  • трехсторонних отношениях по их формированию между работниками, работодателями и государством;
  • действии принципа «ограниченной эквивалентности» между взносами и выплатами в соответствии с общественно установленными гарантиями;
  • строгом соответствии взносов и выплат нормам государственного законодательства;
  • определении меры покрытия социальных рисков не столько на базе актуарных расчетов, сколько путем государственного регулирования уровня компенсации ущерба;
  • обязательной подотчетности и подконтрольности фондов органам государственной власти.

      Экономические фонды могут создаваться по самым  разным вопросам общественной жизни: дорожные фонды, фонды технологического развития, фонды финансирования научных исследований, фонды развития исполнительного производства, фонды пожарной безопасности и др.

     В РФ органы исполнительной власти и  коммерческие организации могут  создавать совместно внебюджетные фонды для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок действует (Порядок образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок (утв. постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1156)(с изменениями от 20 февраля 2002 г.))

     3 Пенсионный фонд России

   Пенсионный  фонд Российской Федерации (России). Пенсионный фонд РФ образован Постановлением Парламента России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

      ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. ПФР подотчетен Парламенту и Правительству России. Его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов.

     - аккумуляции страховых взносов  и финансирование расходов, предусмотренных  Положением о нем;

     - взыскание с граждан, виновных в причинении вреда здоровью других граждан сумм государственных пенсий по инвалидности или по случаю потери кормильца;

     - капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц:

     - контроль за своевременным и  полным поступлением в ПФР  страховых взносов, за правильным  и рациональным расходованием его средств;

     - организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР:

     - международное сотрудничество по  вопросам, относящимся к компетенции  ПФР;

   - проведение научно-исследовательской  работы в области государственного пенсионного страхования.

   ПФР может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

   Руководство ПФР осуществляется его правлением и исполнительной дирекцией.

   В состав правления ПФР входят: председатель, его заместители, исполнительный директор и управляющие отделений ПФР. В состав правления ПФР могут входить представители общественных и религиозных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Состав правления ПФР утверждается Парламентом Российской Федерации.

      Помимо  самого Фонда в настоящее время  организационная структура пенсионной системы включает в себя:

      •   Региональные отделения ПФР в  субъектах Федерации;

      •   Региональные   управления   ПФР,   осуществляющие   непосредственное назначение и выплату пенсий, а также сбор страховых платежей;

      •   Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры  которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого имеет свои счета;

      •   Региональные отделения Сбербанка;

      •   Федеральную    службу    почтовой    связи,    через    отделения   которой осуществляется практически все виды пенсионных выплат. Основной задачей регионального  отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования управлений, осуществляющих непосредственно выплату пенсий.

      Районные  отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся  из районов на региональный уровень, а затем спускаются в районы для осуществления платежей. В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в те регионы, которым требуется дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

     Финансовые  потоки между элементами пенсионной системы выглядит следующим образом: собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделения ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Центральным Банком, поступают в региональные управления ПФРФ, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберегательные кассы - 10-15%, на альтернативные службы доставки- 4-5% /29,с.47/.

      Доходы  бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

      •    страховых взносов;

      •   средств федерального бюджета;

         •    сумм пеней  и иных финансовых санкций;

      •   доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

      •   добровольных взносов физических лиц  и организаций, уплачиваемых ими  не в качестве страхователей или  застрахованных лиц;

      •   иных   источников,   не   запрещенных   законодательством   Российской Федерации.

      Ставки  ЕСН при налоговой базе до 100тысяч  рублей в год

всего 35,6%, в том  числе: ФБ – 28%, ФСС – 4%, ФФОМС – 0,2%, ФТОМС – 3,4%

    Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:

    всего – 26,1%, в том числе: ФБ - 20,6%, ФСС  – 2,9%, ФФОМС – 0,1%, ТФОМС – 2,5%.

      Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации имеют целевое назначение и направляются на:

        - выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных    пособий    на    погребение    умерших    пенсионеров,    не работавших на день смерти;

      •   доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации;

      •    финансовое      и      материально-техническое      обеспечение      текущей  деятельности страховщика (включая  содержание его центральных и  территориальных органов);

      •   иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

  Введение  накопительного элемента – отличительный  признак реформируемой пенсионной системы.

  Накопительная пенсионная система  позволит:

1) гражданам  самим позаботиться о своей пенсии в работоспособном возрасте;

2) работодателям  напрямую позаботиться о достойной старости своих сотрудников;

  3) ликвидировать зависимость пенсионного обеспечения от демографической ситуации в стране;

  4) обеспечить дифференциацию пенсий в зависимости от того, сколько сумел накопить человек и насколько эффективно были инвестированы его накопления;

  5) уменьшить число людей, зависящих от государственной поддержки; не "раздувать" государственные социальные программы;

  6) получить долгосрочные инвестиционные ресурсы в виде страховых резервов, сформированных по договорам пенсионного страхования.

      Базовая часть финансируется за счет ЕСН  по ставке 14% и является одинаковой для всех.

Остальные 14% ЕСН направляются на финансирование страховой и накопительной части.

      Федеральный закон от 15.12.2001  г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»

      Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

      Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

      Федеральный закон от 24.07.2002  г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»

      Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «О негосударственных пенсионных фондах»

        В результате реформы  трудовая пенсия состоит из трех составляющих:

  1) базовая часть: 2) страховая часть; 3) накопительная часть.

      При этом лицам 1952 г. рождения и старше у  мужчин и 1956 г. рождения и старше у  женщин начисление доли страхового платежа для финансирования накопительной части трудовой пенсии не предусматривается. Все 14% страховых платежей, сделанных работодателями в их интересах, зачисляется на их счет для финансирования страховой части пенсии.

      Для мужчин с 1953 по 1956 г. рождения и женщин с 1956 г. по 1966 г. рождения предусмотрено  начисление на специальную, накопительную  часть их лицевого счета 2% из 14%. Наибольшая величина накопительного взноса установлена для более молодых возрастных генераций — для лиц 1967 г. рождения и моложе. В 2002 г. им направлялось 3% из 14% страхового платежа, а к 2006 г. эту величину предстоит повысить до 6% при ежегодном увеличении накопительного взноса на 1%.

      С 01.01.2002 г. около 70% работающих граждан  начали формирование обязательных пенсионных накоплений за счет отчислений страховых  взносов в накопительную часть  трудовой пенсии.

      В настоящее время в России реально  сложился и действует особый социально-финансовый институт негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в составе 270 некоммерческих организаций, осуществляющих негосударственное пенсионное обеспечение в 49 субъектах Российской Федерации. Совокупные пенсионные резервы всех НПФ составляют более 70 млрд. руб. Негосударственным пенсионным обеспечением сегодня охвачено 5 млн. человек населения страны. Большая часть НПФ находится в Москве - 112 фондов, в Санкт-Петербурге - 20, Ростовской и Нижегородской областях - по 10, в Самарской - 9, в Свердловской - 5.

Информация о работе Внебюджетные фонды