Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:39, лекция

Краткое описание

1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов
2 Классификация внебюджетных фондов
3 Пенсионный фонд России
4 Фонд государственного социального страхования РФ
5 Фонды обязательного медицинского страхования
1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Внебюджетные фонды.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

    безвозмездные поступления:

    межбюджетные  трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования  Российской Федерации;

    прочие  поступления;

    3) в бюджет Федерального фонда  обязательного медицинского страхования:

    налоговые доходы:

    единый  социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

    доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;

    налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;

    минимального  налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 2 процента;

    единого налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;

    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 0,2 процента;

    неналоговые доходы:

    недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования;

    доходы  от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

    безвозмездные поступления:

    межбюджетные  трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

    прочие  поступления;

    4) в бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов обязательного  медицинского страхования:

    налоговые доходы:

    единый  социальный налог - по ставке, установленной  Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

    доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации, поступающие  от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 процента;

    налога, взимаемого в виде стоимости патента  в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 4,5 процента;

    минимального  налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 18 процентов;

    единого налога на вмененный доход для  отдельных видов деятельности - по нормативу 4,5 процента;

    единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 3,4 процента;

    неналоговые доходы:

    недоимки  и пени по взносам в территориальные  фонды обязательного медицинского страхования;

    доходы  от размещения временно свободных средств  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования;

    штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

    безвозмездные поступления:

    межбюджетные  трансферты из Федерального фонда обязательного  медицинского страхования;

    межбюджетные  трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

    прочие  поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 

    Статья 147. Расходы бюджетов государственных  внебюджетных фондов 
 

    Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно  на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. 

 

    Статья 148 в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ в части, касающейся кассового  обслуживания исполнения бюджетов государственных  внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, применяется начиная  с 1 января 2010 года.

 

    Статья 148. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов

 

    (в  ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

 

    Кассовое  обслуживание исполнения бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

 
 

     Внебюджетные  фонды – форма перераспределения и использования государственных финансовых ресурсов, не включаемых в бюджет для целевого финансирования некоторых общественных потребностей.

     Особенности внебюджетных фондов:

     - появление дополнительных средств  для государственного регулирования  экономики и социальной сферы;

     - автономность от бюджета и  некоммерческий характер функционирования, что исключает фактически перераспределение этих средств на другие нужды государства и одновременно предполагает более эффективный контроль за целевым использованием средств фондов;

     - дополнительная возможность привлечения  средств для покрытия дефицита  бюджета.

     Формирование автономных фондов в системе государственных финансов может происходить двумя путями: путем выделения из бюджета особо важных расходов и путем формирования собственных доходов на определенные цели. Первый путь – создание целевых бюджетных фондов. Второй непосредственно связан с внебюджетными фондами.

     Доходы  внебюджетных фондов формируются по трем основным направлениям:

     - отчисления юридических и физических  лиц 

     - доходы от инвестиционной деятельности  фондов

     - поступления из бюджетов, связанные  с выполнением определенных социальных обязательств

     Особенность формирования доходной части внебюджетного  фонда состоит в том, что эти платежи непосредственно связаны с направлениями их использования. Это способствует:

     1) более стабильному финансированию  необходимых расходов

     2) большей собираемости этих средств,  так как плательщики знают,  куда будут использованы уплачиваемые  ими отчисления

     3) возвратности средств к плательщикам

     Последнее предполагает формирование внебюджетного  фонда на страховых началах. Переход на налоговые методы формирования фондов (как это произошло в РФ с введением ЕСН) нарушает этот принцип.

     Спорным и проблемным является вопрос о количестве внебюджетных фондов. Необходимость создания внебюджетных фондов, отделения этих средств от средств бюджетов обусловлена особой важностью и приоритетностью отдельных государственных расходов, главным образом, социальных. В то же время это создает неравные условия конкуренции для других статей государственных расходов. Кроме того, множественность фондов создает определенные трудности:

     - финансовые проблемы с формированием их доходов и расходов;

     - требуются дополнительные расходы на управление ими и содержание материально-технической базы;

     - также затрудняется финансовый контроль за поступлением и использованием их ресурсов.

      Созданию  внебюджетных фондов в РФ с 1991 года положил начало закон "Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". До 2000 года вопросы функционирования ВБФ регулировал также Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4807-I "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления". В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества фондов. Однако в связи с вышеуказанными проблемами их количество было ограничено путем объединения с бюджетами в 1993 году части внебюджетных фондов (в основном экономических: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.).

     В 2000 году внебюджетные фонды были включены в состав бюджетной системы РФ и в настоящее время их деятельность регулируются Бюджетным Кодексом и соответствующими законодательными актами. Внебюджетные фонды по основным направлениям своей деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных пошлин. Исполнение бюджетов – казначейское. Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей во внебюджетные фонды осуществляют уполномоченные государственные органы.

     С 2001 года страховые платежи были объединены в ЕСН и одновременно полномочия по контролю за сбором средств во внебюджетные фонды переданы налоговым органам. Это позволило:

     во-первых, упростить процедуру контроля за правильностью исчисления взносов, так как подоходный налог и страховые взносы начисляются с одной базы (фонд оплаты труда). При этом, предприятие будут проверять по фонду оплаты труда не пять организаций (внебюджетные фонды и налоговые органы), а всего одна;

     во-вторых, снизить затраты на содержание фондов за счет того, что уменьшаются расходы  на работу с налогоплательщиками  и при этом специалисты фондов смогут сконцентрироваться на своей  основной работе (с пенсионерами, инвалидами, безработными и малообеспеченными);

     в-третьих, ужесточить контроль за уплатой обязательных взносов путем сверки информационных баз налогоплательщиков, что помогает выявить случаи укрывательства от уплаты страховых взносов.

     При всей привлекательности этого эксперимента существуют и проблемы, связанные с тем, что налоговые органы могут контролировать только поступления страховых взносов во внебюджетные фонды, но не другие их доходы. Кроме того введение ЕСН подрывает страховые начала формирования внебюджетных фондов.

     Реформирование  системы внебюджетных фондов РФ с  начала 90-х годов включает следующие  ключевые моменты:

     - ограничение их количества путем объединения с бюджетами в 1993 году и упразднение с 2001 года ГФЗН

     - введение ЕСН в 2001 году взамен страховых платежей

     - включение внебюджетных фондов  в состав бюджетной системы  РФ

      

     2 Классификация внебюджетных  фондов

     Внебюджетные  фонды подразделяются по уровням управления - на государственные и региональные, федеральные и территориальные

     Государственные (федеральные) внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне госуправления, входят в состав первого уровня бюджетной системы РФ и предназначены для решения общегосударственных задач путем перераспределения финансовых ресурсов в масштабах всего государства.

     Региональные (территориальные) внебюджетные фонды  создаются на уровне субъектов Федерации, включаются в состав второго уровня бюджетной системы РФ и  предназначены для решения задач социально-экономического развития территории.

Информация о работе Внебюджетные фонды