Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 14:39, лекция

Краткое описание

1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов
2 Классификация внебюджетных фондов
3 Пенсионный фонд России
4 Фонд государственного социального страхования РФ
5 Фонды обязательного медицинского страхования
1 Содержание и социально-экономическое значение внебюджетных фондов

Файлы: 1 файл

Лекция 5 Внебюджетные фонды.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

      В Оренбургской области официально зарегистрированы 4 НПФ: «Покровитель», «Доверие», «Надежда»  и «Защита». На территории Оренбургской области проживают примерно 20 тыс. участников НПФ (0,4 процента от общего количества участников НПФ России и 1,8 процента от числа работающих области).

      Государство жестко контролирует деятельность негосударственных  пенсионных фондов. Это регламентируется Законом РФ № 75-ФЗ от 07.05.98 «О негосударственных  пенсионных фондах», многочисленными нормативными актами.

      Инвестиционные компании, которые будут участвовать в обязательном пенсионном страховании накопительной части трудовой пенсии, будут инвестировать пенсионные резервы по следующим направлениям:

-    государственные  ценные бумаги РФ, субъектов РФ (не более 40%);

-    облигации  и акции Российских эмитентов  (в том числе региональные) - до 40%;

-    паи  индексных инвестиционных фондов - до 40 %;

-    векселя  предприятий - до 50%;

-    ипотечные  ценные бумаги до 40%;

-    денежные  средства в рублях на счетах  кредитных организаций;

-    депозиты  в рублях в кредитных организациях;

-    недвижимость -до 50%

-    иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.

      

     4 Фонд государственного социального страхования РФ

      Фонд  социального страхования Российской Федерации был создан в 1990 году, он является вторым по значимости внебюджетным фондом.

Основные  документы:

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному  социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у  индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан"

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах  обязательного социального страхования" (с изм. и доп. от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

Указ  Президента РФ от 7 августа 1992 г. N 822 "О  Фонде социального страхования  Российской Федерации" (с изм. и  доп. от 28 сентября 1993 г., 5 августа 1995 г.)

Положение о Фонде социального страхования  Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101)

Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

   Фонд  социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования России. Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства Фонда являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов.

   В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

   - региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования па территории субъектов РФ:

   - центральные отраслевые отделения,  управляющие средствами государственного социального страхования в отраслях экономики;

    - филиалы  отделений, создаваемые региональными  и центральными отраслевыми отделениями Фонда.

   Основными задачами Фонда являются:

    - обеспечение  гражданам государственных пособий,  санаторно-курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;

    - участие  в разработке и реализации  государственных программ охраны  здоровья работников;

   - осуществление мер, обеспечивающих  финансовую устойчивость Фонда;

   - разработка предложений о размерах  тарифа страховых взносов;

   - подготовка и повышение квалификации  специалистов системы государственного  социального страхования;

    - сотрудничество  с аналогичными фондами других  государств и международными  организациями по вопросам социального  страхования. 

      Средства  Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов в других установленных законом случаях;
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).

           С 1 января 2001 года страховые взносы  работодателей и граждан, зачисляемые  в Фонд социального страхования  РФ в составе единого социального  налога, уплачиваются в порядке,  установленном Налоговым кодексом РФ.

   Средства  Фонда направляются на:

      выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении  ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

      оплату  дополнительных выходных дней по уходу  за ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

      частичное содержание находящихся на балансе  страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия  этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

      частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся  на территории Российской Федерации, для  детей работающих граждан;

      частичное содержание спортивных детско-юношеских  школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

      оплату  проезда к месту лечения и  обратно;

      создание  резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.

      обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

      финансирование  деятельности подразделений органов  исполнительной власти;

      проведение  научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования  и охраны труда;

      участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

      Средства, полученные от взимания пеней и наложения  финансовых санкций (в размере 20%), образуют фонд развития Фонда социального страхования РФ.

      Региональные  отделения Фонда образуются в субъектах Российской Федерации, а центральные отраслевые отделения Фонда в отдельных отраслях.

Руководство отделениями Фонда осуществляют управляющие.

     Отделения Фонда и их филиалы:

- осуществляют  регистрацию страхователей и  организуют банки данных по ним;

- осуществляют  финансовую деятельность по обеспечению  социального страхования в регионе или отрасли;

- устанавливают  для страхователей нормативы  расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;

- обеспечивают  полноту и своевременность уплаты  взносов, исполнение бюджетов органов Фонда;

- осуществляют  аккумуляцию страховых взносов  для создания резервов, принимают  решения об использовании свободных  денежных средств;

- разрабатывают  проекты бюджетов органов Фонда и смет расходов на их содержание;

- производят  расчеты со страхователями, органами  Фонда и прочими организациями;

- осуществляют  прием на работу и увольнение  работников аппарата отделений Фонда, руководителей филиалов;

- информируют о своей деятельности Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, профессиональный союз.

   Сегодня более 70% средств Фонда находятся в распоряжении страхователей (предприятий и организаций), социальные пособия составляют 65% его расходов. Средний уровень пособия по временной нетрудоспособности равен 80% заработной платы. Но при этом другие пособия зависят от размера минимальной заработной платы, что определяет их низкий уровень. Так например, уровень пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет равен двум минимальным заработным платам. В связи с этим имеется предложение приблизить его к средней заработной плате работавших матерей.

Другая  проблема Фонда социального страхования  связана с отсутствием закона, регулирующего его деятельность. Важная проблема данного фонда связана с его функциями в системе социального страхования, которые очень близки к функциям фондов обязательного медицинского страхования РФ. Первый и вторые связаны с одними и теми же видами социальных рисков — заболеваемостью и временной нетрудоспособностью — и с одинаковым типом социального страхования - страхованием здоровья. В системах социального страхования западноевропейских стран данные фонды объединены. Раздельное существование фондов социального и медицинского страхования в России обусловлено историческими условиями развития страны и имеет сегодня следующие негативные последствия: финансовый дефицит обязательного медицинского страхования и общественного здравоохранения, дублирование органов и рост административных расходов в системе обязательного страхования здоровья, трудности в реализации единой политики социального страхования и здравоохранения в стране и др.

     Важным  направлением реформы медицинского страхования является объединение Фонда социального страхования с фондами обязательного медицинского страхования РФ на основе разработки общего закона о социальном страховании.

 

     5 Фонды обязательного медицинского страхования

   Для выполнения задач по обязательному  медицинскому страхованию в РФ образованы Федеральный и территориальные фонды обязательною медицинского страхования.

   Федеральный Фонд образован Парламентом РФ и  Правительством РФ. Он является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, юридическим лицом и подотчетен Парламенту РФ и Правительству РФ.

Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском  страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции от 2 апреля 1993 г.) (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 1 июля 1994 г., 29 мая 2002 г., 23 декабря 2003 г.)

   Основными задачами Федерального Фонда являются:

   - реализация Закона РФ "О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации";

   - обеспечение прав граждан в  системе обязательного медицинского страхования;

   - достижение социальной справедливости  и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;

   - участие в разработке и осуществлении  государственной политики обязательного медицинского страхования;

   - осуществление мероприятий по  обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

   Федеральный Фонд обязательного  медицинского страхования:

   - осуществляет выравнивание условий  деятельности территориальных фондов но обеспечению финансирования его программ;

   - проводит финансирование целевых  программ обязательного медицинскою страхования;

     - утверждает Типовые правила обязательного  медицинского страхования граждан;

     - организует разработку нормативно-методических  документов;

принимает участие в разработке базовой  программы обязательного медицинского страхования;

Информация о работе Внебюджетные фонды