Технология финансового планирования (бюджетирования) на примере ООО «Альфа»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

При этом каждый из указанных промежутков разбивается на менее продолжительные периоды, например, год разбивается на 12 месяцев. Основная цель такого планирования состоит в том, чтобы оценить нехватку денежных ресурсов и предусмотреть пути дополнительного финансирования. Бюджетирование является вторым шагом в сложной проблеме планирования деятельности предприятия, после анализа безубыточности и целевого планирования прибыли Существенно отметить, что в качестве конечного результата рассматривается не прибыль, а чистый денежный поток.

Оглавление

Введение
1. Теоретико-методические основы финансового планирования в организации
1.1 Понятие финансового бюджета предприятия
1.2 Состав финансового бюджета предприятия
1.3 Порядок составления финансового бюджета предприятия
2. Технология финансового планирования (бюджетирования) на примере ООО «Альфа»
2.1 Характеристика ООО «Альфа» как объекта исследования
2.2 Методика составления текущих (операционных) бюджетов ООО «Альфа»
2.3 Составление общего (финансового) бюджета предприятия на примере ООО «Альфа»
3. Совершенствование формирования бюджета
3.1 Оценка эффективности реализации системы бюджетирования

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

Полученный  бюджет является дефицитным, что видно  из анализа данных табл. 10. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию. Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок – “финансирование”, в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения. В табл. 11 приведен бюджет, предусматривающий дополнительное финансирование.

 Работа финансового  менеджера по обоснованию суммы  кредитования предусматривает подбор  данных в блоке “финансирование”  так, чтобы реализовать принцип  разумного избытка денежных средств,  т.е. планировать денежный счет на некотором допустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен быть ниже 30,000 руб. Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о прибыли. Эта необходимость связана с тем, что сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств. Такой подбор “вручную” сделать затруднительно, и следует воспользоваться заранее разработанным программным средством.

Можно описать  формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в виде итогового значения бюджета денежных средств. Дебиторская задолженность определяется как 30% выручки четвертого квартала, на которую предприятие планирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величина остатков сырья из табл. 22 в размере 7,500 кг. по цене сырья 0.60 руб., что составляет 4,500 руб. Запасы готовой продукции определяются как произведение остатков готовой продукции на конец года на себестоимость готовой продукции: 3,000х13=39,000 руб. Статья “сооружения и оборудование” рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет 15,000 в квартал, т.е. 60,000 в год. Это значение следует добавить к накопленной амортизации на начало периода. В табл. 11 и 12 приведены согласованные плановый отчет о прибыли и финансовый бюджет, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.

 

Табл. 11. Плановый отчет о прибыли

Выручка от реализации продукции

2,000,000

Себестоимость реализованной продукции

1,300,000

Валовая прибыль

700,000

Общие и маркетинговые  затраты

537,800

Прибыль до процентов  и налога на прибыль

162,200

Проценты за кредит

12,250

Прибыль до выплаты  налогов

149,950

Налог на прибыль

44,985

Чистая прибыль

104,965


 

Табл. 12. Финансовый бюджет

 

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

За год

Денежные средства на начало периода

42,500

36,754

33,508

40,761

42,500

Поступление денежных средств

         

от потребителей

230,000

480,000

740,000

520,000

1,970,000

Денежные средства в распоряжении

272,500

516,754

773,508

560,761

2,012,500

Расходование  денежных средств

         

на основные материалы

49,500

72,300

100,050

79,350

301,200

на оплату труда  основного персонала

84,000

192,000

216,000

114,000

606,000

производственные  накладные затраты

68,000

96,800

103,200

76,000

344,000

затраты на сбыт и управление

93,000

130,900

184,750

129,150

537,800

налог на прибыль

11,246

11,246

11,246

11,246

44,985

покупка оборудования

30,000

20,000

-

-

50,000

дивиденды

10,000

10,000

10,000

10,000

40,000

Всего денежных выплат

345,746

533,246

625,246

419,746

1,923,985

Избыток (дефицит) денег

(73,246)

(16,493)

148,261

141,015

88,515

Финансирование:

         

Получение ссуды

110,000

50,000

   

160,000

Погашение ссуды

   

(100,000)

(60,000)

(160,000)

Выплата процентов

   

(7,500)

(4,750)

(12,250)

Итого, денежный поток

110,000

50,000

(107,500)

(64,750)

(12,250)

Денежные средства на конец периода

36,754

33,508

40,761

76,265

76,265


 

Завершает систему  бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описания состояния активов и пассивов компании на конец планового периода.

 

Табл. 13. Баланс предприятия на начало и конец  планового периода

Активы:

1 января

31 декабря

Оборотные активы:

   

Денежные средства

42,500

76,265

Счета дебиторов

90,000

120,000

Запасы сырья

4,200

4,500

Запасы готовой  продукции

26,000

39,000

Всего оборотные  активы

162,700

239,765

Основные  средства

   

Земля

80,000

80,000

Сооружения  и оборудование

700,000

750,000

Накопленная амортизация

(292,000)

(352,000)

Сооружения  и оборудования нетто

408,000

398,000

Итого активы

650,700

717,765

Обязательства:

   

Текущие обязательства

   

Счета к оплате

25,800

27,900

Банковский  кредит

 

-

Акционерный капитал:

   

Обыкновенные  акции, без номинала

175,000

175,000

Нераспределенная  прибыль

449,900

514,865

Всего акционерный  капитал

624,900

689,865

Итого обязательства и капитал

650,700

717,765


 

Опишем формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в виде итогового значения финансового бюджета. Дебиторская задолженность определяется как 30% выручки четвертого квартала, на которую предприятие планирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величина остатков сырья из табл. 4 в размере 7,500 кг. по цене сырья 0.60 руб., что составляет 4,500 руб. Запасы готовой продукции определяются как произведение остатков готовой продукции на конец года (см. табл. 3) на себестоимость готовой продукции: 3,000х13=39,000 руб. Статья “сооружения и оборудование” рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет 15,000 в квартал, т.е. 60,000 в год. Это значение следует добавить к накопленной амортизации на начало периода.

Величина кредиторской задолженности получается в виде 50% от стоимости закупок четвертого квартала, которая рассчитана в бюджете 7. Наконец, сумма нераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:

Нераспределенная прибыль на начало года + Чистая прибыль за год – Выплаченные дивиденды.

Отметим, что  сумма активов и пассивов баланса  совпадает, что является подтверждением правильности составления бюджета.

Отметим также  тот факт, что предприятие планирует закончить год без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Предприятие может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом, и тогда в статье баланса “банковский кредит” появится некоторое значение, которое “не разбалансирует” баланс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Совершенствование формирования бюджета
    1. Оценка эффективности реализации системы бюджетирования

 

Бюджетный контроль — это сравнения фактических  показателей финансово-хозяйственной  деятельности с плановыми (бюджетными) на предмет проверки их согласованности по величине и срокам, а также анализ причин отклонений с целью разработки предложений относительно корректирования бюджетов или финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Бюджетный контроль стимулирует повышение финансовой ответственности и производительности как отдельных работников, центров ответственности, структурных подразделений, так и предприятия в целом.

Для осуществления  контроля за выполнением бюджетов, как правило, используют двухуровневую  систему контроля. Нижний уровень — это контроль за выполнением частичных (функциональных) бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений; при этом контролируются как отдельные показатели сводного бюджета, так и его составных, т.е функциональных бюджетов. Верхний уровень — контроль за выполнением бюджетов всех структурных подразделов, центров ответственности и сведенных бюджетов по предприятию в целом, осуществляемый непосредственно службами контроллинга.[ ]

К основным элементам  системы контроля принадлежат:

- объекты контроля  — бюджеты структурных подразделений,  частные (функциональные) и сводный  бюджеты;

- предметы контроля—  отдельные показатели затрат  и доходов, поступлений и расходов (соблюдения бюджета ликвидности, оплаты работы, затрат сырья и материалов);

- субъекты контроля  — службы контроллинга, которые  осуществляют контроль за соблюдением  бюджетов и подразделения или  отдельные работники, которые  ответствены за выполнения бюджетов;

- инструменты контроля бюджетов — методы, процедуры, которые используются в процессе бюджетного контроля.

Деятельность  контролера в области бюджетного контроля предусматривает такие  мероприятия как:

- идентификация  фактических данных;

- расчет отклонений;

- определение причин и факторов отклонений;

- разработка (подбор) ряда мероприятий по корректированию  планов и деятельности в целом;

- оценка предложенных  мероприятий;

- инициирование  решений относительно корректирования  планов;

- контроль выполнения  скорректированных планов.

Надлежащий  бюджетный контроль возможный лишь при условии учета всех операций, связанных с денежными поступлениями  и выплатами, доходами и затратами, причем классификация и способы  определения отдельных показателей  должны быть стандартизированными как во время планирования, так и во время учета. Идентификация фактических показателей и определение отклонений осуществляется на основе данных управленческого и оперативного учетоа, которые являются своеобразным продолжением и детализацией финансового учета.

Расчет и  анализ отклонений фактических показателей  от бюджетных может проводиться  как в абсолютных, так и относительных  величинах. Он осуществляется в разрезе  отдельных периодов и кумулятивно, тоесть с учетом определенной совокупности отчетных периодов. Выявленные в процессе контроля отклонения сигнализируют о необходимости коррекции планов финансово-хозяйственной деятельности.

Конкретные  рекомендации относительно корректирования  планов должны формироваться лишь после  тщательного факторного анализа причин отклонений и их интерпретации, которая является самым сложным элементом бюджетного контроля. Причины отклонений рекомендуется систематизировать в разрезе трех функциональных уровней:

1. Уровень планирования:

- ошибочная  оценка развития внешней среды;

- неправильные  прогнозы относительно причинно-следственных  взаимосвязей между деятельностью  предприятия и внешними факторами  влияния;

- дефициты в  информационном обеспечении или  обработке информации, которые привели  к нереальным прогнозам.

Информация о работе Технология финансового планирования (бюджетирования) на примере ООО «Альфа»