Содержание и формы проведения организации свободного времени крестьян ВКЛ и Речи Поспалитой

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 00:04, реферат

Краткое описание

В xlv-xvl вв. продолжали развиваться многие традиционные отрасли немедленного производства, оказавшиеся влияние на развитие различных сфер материальной культуры. Широко распространились изготовление художественной керамики, строительного игорного кирпича, такое, кожевенное дело.большинство новых отраслей ремесленного производства возникло в xvl в., в том числе бумагоделание, книгопечатание, стекольные "гуты".

Файлы: 1 файл

Содержание и формы проведения организации свободного времени крестьян ВКЛ и Речи Поспалитой.docx

— 926.14 Кб (Скачать)

Содержание и формы проведения организации свободного времени крестьян ВКЛ и Речи Поспалитой

В xlv-xvl вв. продолжали развиваться многие традиционные отрасли немедленного производства, оказавшиеся влияние на развитие различных сфер материальной культуры. Широко распространились изготовление художественной керамики, строительного игорного кирпича, такое, кожевенное дело.большинство новых отраслей ремесленного производства возникло в xvl в., в том числе бумагоделание, книгопечатание, стекольные "гуты". Художественные и эстетические мотивы отчетливо проявлялись в таких видах ремесленного производства, как "золотарство" (ювелирной дело), обработка металлов, глины , камня, кости, дерева, кожи, мехов, предназначенных для изготовления одежды, обуви, ковров, тканей и других предметов быта.

Наиболее обеспеченную часть ремесленников составляли зажиточные мастера-ювелиры - своеобразная ремесленная аристократия. Среди золотарей сравнительно рано, уже в конце 15 в., оформилась цеховая организация; ювелирном делом занимались также крепостные, замковые, вотчинные ремесленники, мастера великокняжеского двора. Их социальное положение и правовой статус были, разумеется, различными. Искусные ювелирные изделия предназначались главным образом для привилегированных сословий, но мелкие, сравнительно не дорогие -сергия, кольца, перстни- были распространены значительно шире, в том числе и среди крестьянства.

Важной сферой художественного мастерства являлось изготовление холодного оружия, большой удельный вес в "артистическом" искусстве занимали профессии, связанные с изготовлением одежды, кожаных и тканных изделий, мелкой пластики. В произведениях художественного ремесла отчетливо проявлялось национальное разнообразие материальной культуры Беларуссии!

Были своеобразные «организаторы досуга» и артисты и в средневековье. Эти люди, благодаря церковной пропаганде, вызывали у средневековых жителей страх и восхищение одновременно. Церковь разрешала христианам смотреть театральные представления только с библейскими сюжетами. Уличных певцов и артистов, устраивавших представления на другие темы, церковь проклинала, обещая им вечные муки на том свете. Объяснение столь большой неприязни церковных служителей к бродячим артистам скрывалось в стойком убеждении, что люди, умевшие с помощью масок, кукол и других приспособлений перевоплощаться, были сродни Дьяволу.

Несмотря на все запреты трубадуры, жонглеры, шуты и другие бродячие артисты пользовались в те времена большой популярностью. Жизнь средневекового человека, заключенного в неприступных замках, редко покидавшего родной дом, была достаточно скучной и безрадостной, поэтому появление бродячих артистов всегда было праздником.

Наиболее привилегированными среди артистов того времени были трубадуры - поэты, исполнявшие свои стихи под музыкальный аккомпанемент. Песни, сочиненные трубадурами позже начинали исполнять бродячие певцы, которые, как правило, для привлечения внимания зрителей, чередовали исполнение песен с жонглированием и фокусами, за что их и называли жонглерами.

Очень любили средневековые обитатели цирковые номера с дрессированными животными: собаками, кошками и особенно обезьянами, которых считали человеческим отражением. Не менее популярными среди бродячих артистов были шуты и мимы, беспощадно высмеивающие всевозможные человеческие пороки и нелицеприятные поступки.

Средневековая знать увлекалась охотой и конными скачками, к которым детей приучали уже в 10—12 лет. Для более успешного усвоения знаний писали даже специальные руководства по охоте на зайца, оленя, кабана, по сигналам охотничьего рожка, по выслеживанию и разделке дичи, уходу за гончими.

Модным увлечением средневековья были игры в карты, на которых до нашего времени сохранилось изображение дам и рыцарей в средневековых костюмах. Кроме игры в карты, распространенной среди знати была игра в шахматы, простонародье же больше увлекалось игрой в кости. Несмотря на многие ограничения, даже в жестокое средневековье устраивались шумные праздники, соревнования и, конечно, знаменитые рыцарские турниры.

Турнирами назывались военные состязания, которые происходили на специально устроенной арене, окруженной местами для зрителей. Место проведения турниров выбиралось наиболее людное, чаще всего около больших городов, чтобы можно было привлечь большее количество зрителей. Обычно турниры назначались по какому-нибудь особенно торжественному случаю. На такие состязания съезжалось очень много народа: участники, знатные и почетные гости, прекрасные дамы, артисты, поэты и просто любопытствующие. Участвовали иногда целые отряды, а иногда пары рыцарей или оруженосцев.

Рыцарские турниры служили своеобразной тренировкой перед настоящими боями, поэтому на них разрешалось использовать только копья с закругленными концами и затупленные мечи, чтобы наносимые ими удары не представляли серьезной опасности для жизни. Нельзя было наносить удары в лицо противнику, по его седлу и лошади, а также нападать на него со спины. Несмотря на все эти предосторожности, несчастные случаи были не такими уж редкими, случались и трагические исходы, хотя турниры проводились по тщательно разработанным правилам, строго определявшим критерии отбора участников и правила их поведения.

Допуск на турнир для участия давал герольд, который тщательно проверял знатность рода и заслуги участника. Герольды же отрабатывали программу проведения празднества и непременно знакомили с ней потенциальных участников и гостей не меньше чем за месяц до проведения турнира. По сути, герольды являлись своеобразными менеджерами на подобных мероприятиях, поскольку занимались их организацией и контролем за соблюдением правил и регламента.

Турнир продолжался несколько дней, в течение которых могли быть разыграны различные «стандартные ситуации» битвы: атака бастиона, взятие приступом вала, защита моста через реку. По условиям турнира победители могли брать соперников в плен, забирать их коней и оружие, получать выкуп. Позже излюбленным состязанием стал рыцарский поединок один на один, когда два соперника в полном вооружении старались свалить друг друга с коня, используя щит и копье.

Награждали рыцаря за победу золотом, драгоценностями или боевым конем с полным вооружением. Одним из самых волнующих моментов на рыцарском турнире был выбор «дамы сердца» победителем. После этого начинался грандиозный пир, на котором выступали съехавшиеся на турнир артисты и поэты.

Таким образом, в суровое средневековье досуг тоже был продуманным и организованным. Пышные зрелища и развлечения в городах и крупных поселениях помогали организовывать торговые, ремесленные и религиозные гильдии. Большие средства тратились на театральные представления, мистерии, храмовые праздники.

 

К 15 веку появляются новые формы досугового времяпрепровождения, связанные с развитием народной зрелищной культуры . В городах и селениях публику развлекали песнями, танцами, цирковыми номерами и шутками бродячие артисты скоморохи. К 30-м годам относится первое упоминание о «медвежьей потехе (уличным комедиям с участием медведей) и кукольном представлении. Зрелища или «позоры», как называла их отрицательно настроенная церковь, всегда собирали большое количество народа. С 14-15 веков возрождаются книжные традиции Киевской Руси.

К 15 веку усилилось культурное влияние на Русь зарубежных стран, так как в Москве и других городах проживало много иностранцев, к царю приезжали иностранные послы. По указу царя из-за границы приглашались художники, архитекторы. В Россию стали проникать научные знания. Но по-прежнему живы были и традиции «русского застолья», пиром тешились и цари, и крестьяне. В часы досуга знатные феодалы любили слушать рассказы о странствиях, обычаях иных земель, держали «бахарей», которые читали им сказки и пели песни, «домрачеев». В штате царя были шуты и шутихи. Для веселых представлений во дворце была «Потешная палата». Осталась в чести и такая забава, как охота.

Женщины на Руси вели «затворнический» образ жизни, что сказывалось на их досуге. И если женщина-крестьянка после изнурительного труда имела возможность принимать участие в коллективных праздниках, то женщины из боярских, дворянских, купеческих семей во время празднования каких-либо событий допускались в мужское общество лишь с позволения мужа или отца. Музыка и танцы в их среде не допускались. В лучшем случае их могли пригласить на представление скоморохов. Даже в церковь знатная женщина могла пойти только в сопровождении кого-нибудь из домашних и с согласия мужа (Суровые правила для женщин сформулированы в «Домострое»).

Массовые праздники и гуляния в городах перестали нести в себе религиозную основу, так как труд ремесленников и торговцев не был связан с капризами природы. Обряды все больше приобретали характер игровых зрелищ. В городах устраивались ярмарки и базары, на которых можно было пообщаться, завязать знакомство, обменяться новостями. Городские площади, ярмарки и базары привлекали бродячих артистов: музыканты, танцоры, фокусники, дрессировщики животных разыгрывали там веселые представления.

К 15 веку в городах имелись харчевни, корчмы, позднее появились кабаки. Эти заведения помимо прямой своей функции также служили местом общения и развлечения горожан в свободные часы.


Развивались формы деревянной и каменной  архитектуры. причем деревянное строительство явно преобладало и оказывало значительное влияние на каменное. Основной строительный материал на Руси – дерево – использовался для строительства всех видов  сооружений – жилых домов, городских укреплений, дворцовых зданий,  церквей. Город Древней Руси вплоть до ХVII века оставался в основном деревянным. Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и  сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том,  чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они  радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую, в  праздник. В каждой местности одевались по-разному, но основные  предметы крестьянского костюма были одинаковыми. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничная одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная  демонстрировала всё, на что были способны её  хозяева. Досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. Формы проведения были семейно-общинными, оставаясь такими до начала 20 века. Досуг крестьян был направлен на восстановление сил после работы и способствовал сохранению родовых традиций. Время досуговых занятий по прежнему зависело от с-хоз. работ. Наибольшее количество праздников, посиделок, игрищ выпадало на осеннее-зимний период и раннюю весну. Сохранилась традиция пиршеств за общим столом (Древние «Братчины» стали позднее называться «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая семья вносила долю продукта в общее застолье). Некоторые формы досуга представляли собой синтез труда и отдыха («помочи», «капустки», «супрядки», «работные» посиделки).  

 Посиделки и другие  формы досуга делились по половозрастному  принципу. Молодежной формой досуга  были весеннее-летние хороводы. Люди старшего поколения на своих посиделках делились новостями, получали и давали советы, обсуждали односельчан. На посиделках часто звучали «былички» (рассказы о страшном и необъяснимом). На смешанных молодежных посиделках девушки и парни знакомились друг с другом, выбирая будущего супруга. В качестве «посиделочной» избы за плату снималась изба малоимущих односельчан. Эта изба становилась символической «семейной», где молодежь «играла роли  мужей и жен».   

 После отмены крепостного  права (вторая половина 19 века) и  распаде общин в результате  имущественного расслоения крестьянства  досуг стал принимать новые  формы. Ослабились власть и авторитет  старшего поколения, усилился «имущественный»  авторитет. «Братчина» превратилась  в более замкнутую «гостьбу», зажиточные крестьяне предпочитали «складчину». Крестьяне стали ходить друг к другу в гости «по родству», «по соседству». Оживление торгового обмена с городом давало возможность крестьянам получать известия о городской  жизни, прогрессивных идеях. Все больше крестьянских детей стали посещать начальную школу. Росло, хотя и медленно, количество КПУ: библиотек, читален, народных домов, появились первые самодеятельные крестьянские театры.  

 Исчез молодежный хоровод  как форма досуга. На молодежных  посиделках наряду с песнями  и танцами все больше места  стали занимать городские новости, сведения об условиях труда  на фабриках, новости городской  моды и др. Проникали сюда и  политические идеи и суждения. Устраивались читки художественных  произведений. Наряду с этими  новыми формами досуга сохранялись  и исконно русские традиции  праздников и обрядов.



 


Информация о работе Содержание и формы проведения организации свободного времени крестьян ВКЛ и Речи Поспалитой