Cовременные формы организации бизнесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Цели работы: выявление теоретической основы франчайзинга, анализ и оценка франчайзинговой деятельности на примере кафе-мороженого «Баскин Роббинс».
Согласно цели исследования можно выделить следующие задачи:
дать понятие франчайзинга, показать ценность его для организации;
рассмотреть историю развития франчайзинга;
исследовать практическое использование на примере кафе-мороженого «Баскин Роббинс».

Файлы: 1 файл

Cовременные формы организации бизнесса Пивкина О. .docx

— 75.95 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

Современное развитие бизнеса требует решения целого ряда проблем, которые существенно снижают его экономическую эффективность. Например, необходимость расширения реализации продукции, произведенной одной фирмой на широком, часто региональном рынке; потребность привлечения специалистов в дилерскую сеть крупных фирм; сложность взаимодействия предприятий малого и крупного бизнеса; снижение эффективности и сокращение срока работы предприятий малого бизнеса и многие другие.

Для решения перечисленных  проблем требуются новые экономические  механизмы. Одним из таких механизмов, позволяющим повысить эффективность  предпринимательства, является франчайзинг. Он дает возможность объединить достоинства  малого и крупного предпринимательства. Малые предприятия, получая передовые  технологии и поддержку на основе франчайзинга, становятся более конкурентоспособными. Также в работе рассмотрена такая форма ведения бизнеса, как венчурное предпринимательство.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью формирования теоретических и методологических основ использования франчайзинга в сфере бизнеса.

Цели  работы: выявление теоретической основы франчайзинга, анализ и оценка франчайзинговой деятельности на примере кафе-мороженого «Баскин Роббинс».

Согласно цели исследования можно выделить следующие задачи:

  1. дать понятие франчайзинга, показать ценность его для организации;
  2. рассмотреть историю развития франчайзинга;
  3. исследовать практическое использование на примере кафе-мороженого «Баскин Роббинс».

Предметом исследования является франчайзинговая деятельность на примере  предприятия.

Объектом исследования является кафе-мороженого «Баскин Роббинс», работающий по системе франчайзинга.

 Научная значимость  данной работы состоит в оптимизации существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике – еще одним независимым авторским исследованием.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, специализированные сайты организаций.

Курсовая работа имеет следующую структуру:

  • Введение;
  • основная часть (практическая, аналитическая части);
  • заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Современные формы организации бизнеса

1.1.История развития франчайзинга

Появление франчайзинга относят  к началу 1800-х гг., к так называемой системе связанных домов, используемой британскими пивоварами. В 1860 г. по схеме, очень близкой к франчайзингу, работала фабрика “Зингер”, специализирующаяся на производстве швейных машинок.

Разработанная в 1886 г. формула “Coca-Cola” и ее продажа в 1900 г. привели к мощному толчку в развитии франчайзинга; система стала стремительно распространяться под известной всем до настоящего времени маркой “Coca-Cola”. Наибольший успех в развитии этой системы удалось достигнуть в 50-х гг. прошлого столетия братьям Мак Дональдам. В настоящее время франчайзинговая система “Макдоналдс" насчитывает около 20 тыс. предприятий в разных странах мира.

В России примером франчайзинга могут служить “Макдоналдс”, “Баскин  Роббинс”, “Сабвей" [1].

Стабилизация и дальнейшее оживление экономики России самым  непосредственным образом связаны  с решением проблем развития малого бизнеса. Роль этого сектора экономики  была серьезно переосмыслена в последние  десятилетия. Сейчас он рассматривается  как необходимое условие саморазвития и стабильности своей экономической  системы. Так, в США действуют  около 20 млн малых фирм, в Японии - более 6,5 млн. По оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, для включения механизма саморегуляции, обеспечения устойчивости и развития нашей стране нужно примерно 2,5-3,5 млн малых частных фирм. А для  уверенного действия таких механизмов это количество должно доходить до 9-12 млн фирм.

Российский малый бизнес находится в очень сложном  положении, так как в нашей  стране инфраструктура его находится  в самом начале своего становления. Одним из путей ее ускоренного  создания может стать широкое  внедрение франчайзинга. Франчайзинг  как метод ведения бизнеса  позволяет не только построить систему  взаимоотношений между малыми предпринимателями, уходящими в одну и ту же франшизную схему, но и упорядочить их отношения с внешними контрагентами, как малыми, так и крупными. С его помощью наводятся определенные мосты между малым и крупным бизнесом.

“Франчайзинг”, согласно одному из толкований этого термина, означает: быть свободным, испытывать ощущение свободы  от того, что в этой системе предприниматель  владеет бизнесом и контролирует все основные решения, связанные  с его экономикой. Франчайзинг  позволяет решить проблему занятости  тех, кто по различным причинам не имеет возможности открыть свое дело или организовать бизнес, но может  и хочет продолжать или начать плодотворно трудиться. Он позволяет  также использовать труд учащейся молодежи и лиц, для которых полная занятость  невозможна, - это домохозяйки или  молодые матери, пенсионеры и т.п. В известной мере на новой ступени  развития рыночных отношений в России франчайзинг призван заменить начавший отмирать “челночный” бизнес.

Одна из серьезнейших проблем, существующих в российской экономике, связана с замораживанием значительных сумм денег населением, которое не доверяет банкам и биржевым спекуляциям, а также различным финансовым схемам после провала известных  пирамид. Население хранит свои сбережения в основном в валюте.

Широкое распространение  франшизных систем позволяет значительно  повысить экономическую активность населения и использовать эти  средства для инвестирования в мелкие и мельчайшие предприятия.

Социологические опросы, проводимые в промышленно развитых странах, показывают, что предприниматели, вступившие во франшизную сеть, ориентированы  на успех значительно в большей  степени, чем рядовые предприниматели. Таким образом, франшизные системы  объединяют лиц с явно выраженными  позитивными жизненными установками. Совместные интересы формируют общее  видение, как проблем, так и целей, и задач, решаемых в сети. В этом смысле франчайзинг близок к сетевому маркетингу, который собирает под свои знамена наиболее авантюрную, позитивно настроенную часть экономически активного, но свободного населения.

Бурное развитие франшизных сетей стало наиболее заметной мировой  тенденцией конца ХХ в. Совершенно очевидно, что эта тенденция сохранится в новом тысячелетии. Россия находится  сегодня в состоянии, когда трудно говорить о каких-то общих тенденциях в организационном управлении. Однако можно с уверенностью утверждать, что, стимулируя франчайзинг и его  элементы как систему управления бизнесом, государство тем самым  закладывало бы известные предпосылки  для перехода на новые, прогрессивные  формы управления.

При создании российской системы  франчайзинга следует иметь в  виду, что франшизная сеть состоит  главным образом из малых предприятий. Это означает, что человеческие факторы  играют в ней очень большую  роль.

Российский предприниматель  сильно отличается от западного или  восточного. У него свои взгляды, намерения, традиции ведения бизнеса. К тому же нужно учесть, что Россия - многонациональная  страна, и с началом перестройки  культурные и местные факторы  начали оказывать значительно большее  влияние на предпринимателей, чем  в предыдущий период. Поэтому, как  и во многих других областях, прямое заимствование зарубежного опыта  вряд ли приведет к успеху. Само сообщество российских предпринимателей с учетом международного опыта должно в конечном счете выработать окончательные  решения. В этом плане огромна  роль созданной недавно Российской ассоциации франчайзинга.

Многие российские предприятия  располагают технологиями, обеспечивающими  создание качественного и необходимого потребителям продукта, и если раньше им не приходилось искать способы  и каналы реализации своего товара потребителю - большинство работало по централизованным заказам, то сейчас это стало насущной проблемой. Однако многие предприниматели и руководители предприятий ссылаются на нехватку оборотных средств, подразумевая, что  реализация обширной маркетинговой  стратегии требует значительных финансовых вложений, которых у предприятия просто нет. Но это не совсем так - именно франчайзинг может помочь оперативно расширить рынки своего сбыта, не вкладывая при этом значительных средств.

Действительно, организация  филиалов, собственных торговых или  производственных точек требует  больших финансовых вложений, в то время как франчайзинг позволяет  сэкономить капитал путем привлечения  капитала франчайзи. Франчайзи более  точно знает конъюнктуру и  особенности местного рынка, что  является немаловажным положительным  фактором. Основным вкладом франчайзера  при этом становится торговая марка, ноу-хау, технологии, затраты же на непосредственную организацию бизнеса, в том числе  на содержание аппарата управления, содержание помещения и т.д., лежат на франчайзи. В то же время франчайзеру идет определенный процент прибыли, полученной от реализации товара: он также получает плату за использование его имени. При этом требуется незначительный, в отличие от организации собственных  торговых и производственных точек, объем вложенных средств [2].

 

 

1.2 Франчайзинг как организация бизнеса

Франчайзинг – это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Так, М. Мендельсон дает франчайзингу следующую характеристику: "франчайзинг - это не отрасль промышленности; это метод продажи товаров и услуг, применение которого практически безгранично". К характерным чертам системы можно отнести следующие:

1. Право собственности  одной организации на торговую  марку, фирменную услугу, идею, технологический  процесс, патент или специализированное  оборудование, а также связанные  с ними репутацию, деловые связи  и ноу-хау.

2. Продажа прав (лицензии) этой организацией другому лицу (предприятию), разрешающих использовать  ее торговую марку, фирменную  услугу, идею, процесс, патент или  оборудование, а также имидж и  ноу-хау.

3. Включение в договор  по продаже лицензии прав на  регулирование и контроль за  работой лицензируемого предприятия  (управляя которым лицензиат использует  свои права).

4. Оплата организацией, приобретшей  лицензию, единовременных выплат  и других форм компенсации  в обмен на приобретенные права  и за любые услуги, которые  лицензиар предоставляет лицензиату.

Существует также определение  франчайзинга, данное Британской ассоциацией  франчайзинга (БАФ). "Франчайзинг  – это контрактная лицензия, предоставленная  одним лицом (франчайзером) другому (предпринимателю), которая:

а) позволяет или требует  от предпринимателя вести определенный бизнес в течение срока контракта о льготном предпринимательстве под именем или используя имя, принадлежащее или ассоциируемое с головной фирмой;

б) обязывает головную фирму  осуществлять постоянный контроль на весь период соглашения за тем, как  оператор ведет бизнес, который является объектом системы франчайзинга;

в) обязывает головную фирму  обеспечить оператора поддержкой в  ведении бизнеса, который является объектом франчайзинга (в области  организации льготного предпринимательства, обучения персонала, сбыта, управления и т.д.);

г) требует, чтобы оператор регулярно в период действия соглашения выплачивал головной фирме все оговоренные  в контракте платежи: и единовременно  первоначальную оплату за право участвовать  на рынке от ее имени, и фиксированные  текущие платежи и отчисления".

Популярность франчайзинга - одного из наиболее эффективных направлений  в развитии бизнеса - неизменно растет, и это неудивительно: франчайзинг  имеет массу преимуществ как  для франчайзера, так и для  франчайзи. На рынке появляются все  новые предложения франшиз, однако, делая выбор, следует помнить, что  данный способ тиражирования бизнеса, как и любой другой, наряду со всеми своими достоинствами связан с рисками, причем для обоих партнеров.

При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг  для развития бизнеса, в первую очередь  следует учитывать, что мировой  опыт применения франчайзинга насчитывает  более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования  франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов  ведения бизнеса. Активное развитие данной формы ведения бизнеса началось лишь около пяти лет назад. На сегодняшний день франчайзинг активно внедряется в отечественную экономику, но до сих пор в российском законодательстве отсутствует стандартизированный термин "франчайзинг", что создает преграды для развития признанной во всем мире бизнес-технологии.

Отметим, однако, что любая  индивидуальная франшизная система  имеет свои достоинства и недостатки и требует проведения анализа  в конкретной сложившейся ситуации. Несмотря на недолгий срок применения франчайзинга на отечественном рынке  товаров и услуг, существуют уже  как позитивные, так и негативные примеры развития бизнеса посредством  франчайзинга.

Информация о работе Cовременные формы организации бизнесса