Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:19, доклад
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы. Среди ряда преобразований наиболее интересным представляется реформирование накопительной части трудовых пенсий граждан РФ.
Накопительная часть трудовой пенсии — это та часть будущей пенсии работающего гражданина (застрахованного лица), который имеет официальный заработок и 6% от страховых взносов которого в Пенсионный фонд платит его работодатель.
В Российской Федерации в течение последних 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы. Среди ряда преобразований наиболее интересным представляется реформирование накопительной части трудовых пенсий граждан РФ.
Накопительная часть трудовой пенсии — это та часть будущей пенсии работающего гражданина (застрахованного лица), который имеет официальный заработок и 6% от страховых взносов которого в Пенсионный фонд платит его работодатель. Данный механизм отчислений применяется с 2010 года к лицам, рожденным в 1967 году и моложе. У мужчин, рожденных в 1953-1966 годах, и женщин, рожденных в 1957-1966 годах, накопительная часть трудовой пенсии формировалась в 2002-2004 годах. В 2005 году в связи с реформированием пенсионной системы накопительная часть трудовой пенсии для указанного выше поколения была отменена.
Следует отметить, что сама идея инвестирования пенсионных накоплений россиян представляется более чем рациональным способом решения основных проблем пенсионной системы: при эффективном инвестировании накопительной части трудовой пенсии появляется и возможность гарантировать достойную пенсию грядущему поколению, и изыскать средства на обеспечение выплат пенсий поколения нынешних пенсионеров и, ко всему вышеуказанному, направить определенный объем денежных накоплений на финансирование некоторых мероприятий государства, решая определенные задачи экономической и социальной политики.
Однако на практике все обстоит совершенно иначе. Десятилетний опыт формирования пенсионных накоплений показал ряд проблем накопительной составляющей пенсионной системы, основными из которых являются:
отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности пенсионных накоплений и, как следствие, незаинтересованность граждан и работодателей в управлении пенсионными ресурсами и их накапливании;
отсутствие стимулов к развитию добровольного формирования пенсионных накоплений;
несовершенство законодательства в части контроля и регулирования накопительной составляющей пенсионной системы, требования которого не соответствует объему накоплений и уровню рисков;
реальное
обесценивание средств
возрастание рыночных рисков (по которым ответственность несет государство) по мере увеличения объемов пенсионных накоплений в условиях нехватки инструментов инвестирования;
высокие
издержки администрирования
Для изучения данной проблематики следует рассмотреть показатели инвестирования пенсионных накоплений за последние три года.
Инвестирование средств пенсионных накоплений – деятельность государственной управляющей компании, частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов по управлению средствами пенсионных накоплений. Цель инвестирования – их сохранение и приумножение.
Согласно федеральному закону «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право выбрать механизм инвестирования своей накопительной части пенсии. Он может оставить все как есть, то есть его средства будут накапливаться на его личном счету в Пенсионном фонде под управлением государственной управляющей компании — Внешэкономбанка (таких граждан называют «молчунами»). Гражданин имеет право передать накопительную часть в управление инвестиционной компании (УК), имеющей лицензию на управление такими деньгами, либо перевести ее в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
Средства пенсионных накоплений размещаются только в низкорисковые активы (денежные средства и ценные бумаги), разрешенные российским законодательством:
государственные ценные бумаги Российской Федерации;
государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
облигации российских эмитентов;
акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;
иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;
ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.
Для сравнения эффективности
Анализируя данные представленных таблиц можно сделать вывод о том, что средства, инвестируемые как управляющими компаниями, так и негосударственными пенсионными фондами, не приносят большого дохода. Например, деятельность управляющей компании Тройка Диалог УК имеет доходность за 2011 год минус 5,75 процентов. Если учесть влияние инфляции, то о каком инвестиционном доходе вообще может идти речь. В лучшем случае будущим пенсионерам при действующем механизме приумножения накопительной части трудовой пенсии удастся сохранить ее ценность в будущем.
На наш взгляд система пенсионного накопления имеет огромное количество недоработок и заведомо не может принести желаемых результатов ни нынешнему поколению пенсионеров, ни будущему. Разрабатывая программу реформирования пенсионного обеспечения в РФ следует учесть следующие аспекты:
введение системы гарантий сохранности средств пенсионных накоплений путем повышения требований к минимальному размеру собственных средств финансовых институтов, а также создания фондов солидарной ответственности, страховых фондов по аналогии со страхованием вкладов граждан в банковской сфере;
модернизация системы государственного контроля за формированием средств пенсионных накоплений: создание эффективной системы контроля за инвестированием пенсионных накоплений с помощью внедрения качественных характеристик деятельности соответствующих стандартов их разумного поведения, сконцентрировав контроль в рамках единого контролера за деятельностью негосударственных пенсионных фондов - Федеральной службы по финансовым рынкам;
целевое налоговое стимулирование добровольного формирования пенсионных накоплений;
регламентация механизма формирования пенсионных прав в накопительной составляющей обязательного пенсионного страхования и негосударственном пенсионном обеспечении;
совершенствование организационно-правовой формы негосударственных пенсионных фондов;
установление
для негосударственных
расширение перечня финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений (в том числе с включением в него российских депозитарных расписок, муниципальных облигаций, акций компаний, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации, инфраструктурных облигаций, имеющих государственную гарантию, производных финансовых инструментов, увеличение максимальной доли облигаций одного эмитента в инвестиционном портфеле, расширение возможности инвестирования средств пенсионных накоплений в акции за счет введения альтернативного требования к рейтингу эмитента и капитализации акций одновременно, предоставление возможности инвестирования пенсионных накоплений в ценные бумаги в ходе их первичного размещения, снижение на одну ступень требования к уровню рейтинга долгосрочной кредитоспособности эмитента ценных бумаг для инвестирования средств пенсионных накоплений);
переход от законодательного ограничения направлений и объемов инвестирования средств пенсионных накоплений к ограничению выбора уровня риска инвестиционного портфеля в зависимости от возраста лица, в пользу которого формируются накопления;
расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем;
повышение финансовой грамотности граждан.
В целях снижения рисков накопительной составляющей пенсионной системы, которые могут снизить размер трудовых пенсий, а также в виду недостаточной эффективности финансового рынка в среднесрочной перспективе предлагается:
рассмотреть вопрос об оптимизации тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы;
предоставить застрахованным лицам право самостоятельного выбора:
- остаться в государственной пенсионной системе солидарного характера;
- подать соответствующее заявление и формировать свои пенсионные права в рамках накопительной составляющей в добровольной пенсионной системе с уменьшением тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину уплаченных взносов в накопительную составляющую (в текущей ситуации в размере 6%);
поэтапно ввести дополнительный платеж в размере 2 % для работника в накопительную составляющую пенсионной системы с учетом уровня его дохода;
обеспечить расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений за счет включения страховых компаний и кредитных организаций;
оказать содействие развитию добровольных (корпоративных и частных) пенсионных систем.
Основным принципом реформирования института накопительной составляющей пенсионной системы является повышение ее эффективности в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан за счет формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Таблица 1. Информация о доходности
инвестирования средств пенсионных
накоплений
(II квартал 2012 года)
№ п/п |
Формализованное наименование управляющей компании |
Наименование инвестиционного портфеля управляющей компании |
Доходность инвестирования средств пенсионных накоплений | ||
Доходность инвестирования
средств пенсионных накоплений за период
с начала текущего года, |
Доходность инвестирования
средств пенсионных накоплений за предшествующие |
Доходность инвестирования
средств пенсионных накоплений за предшествующие | |||
2 |
АГАНА УК |
КОНСЕРВАТИВНЫЙ |
-5,10 |
-3,13 |
5,20 |
7 |
АЛЬЯНС РОСНО УК |
КОНСЕРВАТИВНЫЙ |
6,51 |
3,72 |
9,51 |
9 |
АТОН-МЕНЕДЖМЕНТ УК |
6,65 |
3,35 |
10,04 | |
12 |
БКС УК |
ДОХОДНЫЙ |
0,64 |
-2,15 |
10,59 |
13 |
БКС УК |
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ |
2,03 |
-0,54 |
9,58 |
15 |
ВТБ КАПИТАЛ УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ УК |
8,48 |
1,37 |
14,30 | |
21 |
ДОСТОЯНИЕ УК |
7,22 |
3,40 |
11,57 | |
22 |
ЕРМАК УК |
2,35 |
-10,70 |
11,29 | |
28 |
ЛИДЕР УК |
9,49 |
5,79 |
10,37 | |
29 |
МДМ УК |
8,17 |
3,15 |
15,31 | |
31 |
МЕТРОПОЛЬ УК |
2,47 |
-2,33 |
12,33 | |
32 |
МОНОМАХ УК |
-0,68 |
-13,22 |
12,43 | |
34 |
ОТКРЫТИЕ УК |
-1,77 |
-1,29 |
11,00 | |
37 |
ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК |
8,24 |
1,47 |
10,02 | |
40 |
РЕГИОН ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ УК |
6,11 |
2,80 |
15,58 | |
45 |
РФЦ-КАПИТАЛ УК |
2,16 |
-7,82 |
12,30 | |
46 |
СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ УК |
9,46 |
7,03 |
19,80 | |
47 |
ТКБ БНП ПАРИБА ИНВЕСТМЕНТ ПАРТНЕРС УК |
8,01 |
1,80 |
10,17 | |
52 |
ТРОЙКА ДИАЛОГ УК |
4,08 |
-5,75 |
15,66 | |
55 |
ФБ АВГУСТ УК |
-0,74 |
-9,69 |
13,98 | |
57 |
ЦЕНТРАЛЬНАЯ УК |
1,20 |
-1,05 |
17,90 |
Данные отчетов управляющих компаний об инвестировании средств пенсионных накоплений за II квартал 2012 года
№ п/п |
Формализованное наименование управляющей компании |
поступило из ПФР |
доход от инвестирования |
перечислено в ПФР |
расходы по инвестированию |
||||||||
за квартал |
с начала года |
за квартал |
с начала года |
за квартал |
с начала года |
за квартал |
с начала года |
||||||
3 |
АК БАРС КАПИТАЛ УК |
127950505,94 |
230225627,54 |
-169618308,01 |
-21327468,79 |
1253351,49 |
256312062,00 |
1053477,07 |
1917222,00 |
||||
9 |
ТРОЙКА ДИАЛОГ УК |
181480803,11 |
393439889,98 |
-142057745,93 |
87609104,95 |
953143,69 |
183396785,68 |
940512,83 |
2960001,00 |
||||
11 |
РФЦ-КАПИТАЛ УК |
40792897,53 |
92938112,14 |
-48706427,52 |
16223953,53 |
1456396,40 |
95306280,81 |
290053,12 |
682008,02 |
||||
12 |
ПЕНСИОННЫЙ РЕЗЕРВ УК |
222906755,63 |
438571561,30 |
-45027484,94 |
127457159,58 |
2729646,33 |
446502639,42 |
1467669,05 |
3799985,66 |
||||
14 |
БКС УК |
24948307,30 |
46877007,45 |
-26738007,24 |
2233622,05 |
239388,49 |
30103675,83 |
131183,05 |
214524,57 |
||||
16 |
БФА УК |
32926456,44 |
72011178,62 |
-25589637,41 |
22712837,02 |
667033,97 |
55257649,97 |
272653,69 |
969166,64 |
||||
17 |
УРАЛСИБ УК |
154444719,88 |
298033190,29 |
-18705115,86 |
104718936,23 |
958649,33 |
308484110,66 |
1365539,53 |
2898420,76 |
||||
24 |
ИНГОССТРАХ-ИНВЕСТИЦИИ УК |
5503544,45 |
20787925,90 |
1684963,92 |
4012684,45 |
49926,05 |
5028191,70 |
23664,96 |
64130,30 |
||||
27 |
АТОН-МЕНЕДЖМЕНТ УК |
20404239,94 |
40540879,14 |
1934007,82 |
18283926,41 |
104005,90 |
30904161,87 |
78750,23 |
181707,38 |
||||
28 |
РЕГИОН ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ УК |
13582122,45 |
34338298,23 |
2965458,27 |
9591648,35 |
0,00 |
22385473,38 |
45623,77 |
294879,13 |
||||
29 |
МДМ УК |
3584560,48 |
11207602,21 |
3012566,30 |
6476310,00 |
99118,48 |
12544229,08 |
165113,80 |
204463,87 |
||||
37 |
ЛИДЕР УК |
11367782,26 |
23414498,30 |
3194832,90 |
18785635,28 |
352549,01 |
49638162,54 |
134808,01 |
416479,31 |
||||
40 |
БИН ФИНАМ ГРУПП УК |
12577855,55 |
25752983,68 |
6286098,97 |
19223781,76 |
40139,97 |
69360705,22 |
127406,56 |
413989,79 |
||||
43 |
РН-ТРАСТ УК |
23334012,91 |
55709608,04 |
12376950,14 |
30762737,61 |
1114838,41 |
92455949,46 |
322644,68 |
507217,89 |
||||
45 |
СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ УК |
65823510,36 |
132202424,41 |
13350139,15 |
68153900,80 |
1021991,73 |
237329921,05 |
446144,09 |
1089060,08 |
||||
46 |
КАПИТАЛЪ УК |
60946427,91 |
124156344,21 |
18646150,75 |
71164052,24 |
943072,17 |
142640843,03 |
270955,88 |
792034,37 |
||||
52 |
ВЭБ УК |
880529402,63 |
1348762031,55 |
80303439,21 |
205399836,79 |
1857810,62 |
386868177,19 |
1182213,76 |
2608194,95 |
||||
ИТОГО |
81 338 209 858,29 |
151 818 023 633,32 |
20 888 594 787,12 |
55 938 771 663,53 |
10 889 222 101,85 |
91 914 003 007,55 |
185 737 813,85 |
405 661 619,37 |
|||||
в т.ч. без учета активов ГУК |
1 251 318 220,96 |
2 616 293 727,54 |
-493 054 594,57 |
698 091 259,15 |
13 746 001,89 |
2 410 574 569,67 |
9 541 216,66 |
23 346 334,85 |
Информация о работе Проблемы инвестирования накопительной части трудовой пенсии