Основные причины дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:17, реферат

Краткое описание

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.03 Кб (Скачать)

Министерство Образования  Кыргызской Республики

Академия Управления при  Президенте Кыргызской Республики

Институт экономики и  финансов.

Кафедра финансов и банковского  дела.

 

 

 

 

 

 

СРС

По предмету: Государственный бюджет.

На тему: Основные причины дефицита бюджета.

 

 

 

 

       Выполнил: студент 4-го курса

БД-2-08  Женишбеков Н.Ж.

Проверила: Элебаева А.Б.

 

 

 

 

 

 

Бишкек 2012

Причины возникновения  дефицита государственного бюджета

 

Каждое правительство  в своей деятельности стремится  к тому, чтобы доходная часть бюджета  равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

Сам по себе дефицит бюджета  не может быть чем-то чрезвычайно  негативным для развития экономики  и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны в критические периоды, как правило, имеют дефицитный бюджет от 10 до 30%. Все зависит от причин его возникновения  и направлений расходов государственных  денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над  доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и  прибыли в них с лихвой возместят  произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным  экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

дефицит бюджет государственный  финансирование

 

 

 

 

 

Способы и источники  финансирования государственного бюджета

 

Источниками государственного (центрального) бюджета являются прямые и косвенные налоги. В доходах  государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются подоходный налог, налог на прибыль  корпораций и налог на добавленную  стоимость.

Налоги, поступающие в  соответствующие бюджеты, носят  название закрепленных доходов. Кроме  того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета  могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах. Они получили название регулирующих доходов. Регулирующие доходы позволяют региональным и  местным органам власти иметь  необходимые для выполнения их функций  финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов. o Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и  реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Эмиссия (выпуск) бумажных и  кредитных денег. К этому источнику  правительства прибегают в том  случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами.

В экономических системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство  располагает традиционными способами  покрытия дефицита бюджета – это  государственные займы и ужесточение  налогооблажения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, это собственное производство денег, или «сеньоранж» (печатанье денег).

Однако «сеньоранж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоранжа» как средства оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.

 

Источниками финансирования дефицита бюджета местных бюджетов могут быть внутренние заимствования  в форме средств от продажи  местных целевых инвестиционных займов; кредитов кредитных организаций; ссуд, полученных от других бюджетов.

Главные стратегические направления  сокращения дефицита бюджетов:

    • Развитие экономики;
    • Реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
    • Совершенствование налоговой системы и системы межбюджетных отношений;
    • Усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;
    • Глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и др.;
    • Четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Основные причины дефицита бюджета