Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа
Целью работы является определение понятия, сущности межбюджетных отношений их роль в экономических процессах страны, определение бюджетного федерализма и бюджетного регионализма, анализ проблем межбюджетных отношений, а также совершенствование и развитие бюджетной политики в РФ.
Поставленная цель предопределила задачи работы:
1. определение понятия и выявление сущности межбюджетных отношений;
2. выявление особенностей, функций, принципов межбюджетных отношений;
3. определение сущности межбюджетных отношений: бюджетного федерализма и бюджетного регионализма;
4. анализ принципов, инструментов бюджетного выравнивания;
5. раскрыть понятие межбюджетного регулирования, системы бюджетного устройства;
6. характеристика основных современных проблем межбюджетных отношений, как на федеральном уровне, так и на региональном;
7. выявить основные пути совершенствования межбюджетных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.
Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики. Во-первых, обоснованное разграничение их доходных полномочий - это обязательное условие эффективного сбора налогов и оптимизации налоговой нагрузки на различные сегменты экономики, включая ее частный сектор. Во-вторых, понятное разграничение расходных полномочий определяет эффективность общественного сектора и меру его воздействия на экономику, в особенности на формирование хозяйственной инфраструктуры. В-третьих, предоставление финансовой помощи через межбюджетные отношения сглаживает социально-экономические различия между регионами, способствует выравниванию и ускорению хозяйственного развития. В-четвертых, отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества. Суть межбюджетных отношений выражается в финансовых взаимосвязях между различными уровнями власти. Они призваны обеспечивать, прежде всего, оптимальное распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти и, соответственно, уровнями бюджетной системы, а также выравнивание бюджетной обеспеченности по всей территории страны. [32, с. 148]
Межбюджетные
отношения обусловлены
Социально-экономическое и политическое положение государства на определенном этапе своей эволюции предопределяет степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органа соответствующего уровня власти. Особенности проводимой региональной бюджетной политики обусловливают потоки финансовых ресурсов из центра в регионы. Межбюджетные отношения тесно связаны с региональной политикой. Финансовая составляющая региональной политики не ограничивается межбюджетными отношениями и включает в себя инвестиции из федерального бюджета, а также основную часть его прямых расходов (средства федерального бюджета расходуются на конкретных территориях).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Определения, обозначения и сокращения
Межбюджетные отношения - это отношения между органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (без ограничения сроком) основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию.
Бюджет субъекта
РФ – это форма образования
и расходования денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.
ФСС РФ - Фонд социального страхования РФ.
ГФЗН - Государственный фонд занятости населения РФ.
ФОМС - Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Бюджетный федерализм
- система налогово-бюджетных
Трансферты - осуществляемые на безвозмездной основе финансовые потоки из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а также из бюджетов субъектов Федерации в местные бюджеты.