Межбюджетные отношения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение понятия, сущности межбюджетных отношений их роль в экономических процессах страны, определение бюджетного федерализма и бюджетного регионализма, анализ проблем межбюджетных отношений, а также совершенствование и развитие бюджетной политики в РФ.
Поставленная цель предопределила задачи работы:
1. определение понятия и выявление сущности межбюджетных отношений;
2. выявление особенностей, функций, принципов межбюджетных отношений;
3. определение сущности межбюджетных отношений: бюджетного федерализма и бюджетного регионализма;
4. анализ принципов, инструментов бюджетного выравнивания;
5. раскрыть понятие межбюджетного регулирования, системы бюджетного устройства;
6. характеристика основных современных проблем межбюджетных отношений, как на федеральном уровне, так и на региональном;
7. выявить основные пути совершенствования межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

мой курсовик.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетная политика государства - главная составная  часть финансовой политики, поскольку  она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Важнейшей составной  частью бюджетной политики страны выступает концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики. Во-первых, обоснованное разграничение их доходных полномочий - это обязательное условие эффективного сбора налогов и оптимизации налоговой нагрузки на различные сегменты экономики, включая ее частный сектор. Во-вторых, понятное разграничение расходных полномочий определяет эффективность общественного сектора и меру его воздействия на экономику, в особенности на формирование хозяйственной инфраструктуры. В-третьих, предоставление финансовой помощи через межбюджетные отношения сглаживает социально-экономические различия между регионами, способствует выравниванию и ускорению хозяйственного развития. В-четвертых, отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества. Суть межбюджетных отношений выражается в финансовых взаимосвязях между различными уровнями власти. Они призваны обеспечивать, прежде всего, оптимальное распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти и, соответственно, уровнями бюджетной системы, а также выравнивание бюджетной обеспеченности по всей территории страны. [32, с. 148]

Межбюджетные  отношения обусловлены действием  двух основных факторов. Во-первых, как  часть распределительных отношений  они порождены неравномерностью размещения доходных источников и потребителей финансовых ресурсов по регионам страны. Во-вторых, их наличие связано с функционированием органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечивающих иерархические интересы граждан.

Социально-экономическое  и политическое положение государства  на определенном этапе своей эволюции предопределяет степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении органа соответствующего уровня власти. Особенности проводимой региональной бюджетной политики обусловливают потоки финансовых ресурсов из центра в регионы. Межбюджетные отношения тесно связаны с региональной политикой. Финансовая составляющая региональной политики не ограничивается межбюджетными отношениями и включает в себя инвестиции из федерального бюджета, а также основную часть его прямых расходов (средства федерального бюджета расходуются на конкретных территориях).

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». - 26.01.2009. - N 4. - ст. 445
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // "Собрание законодательства РФ". - 03.08.1998. - N 31. - ст. 3823
  3. Об основах налоговой системы в Российской Федерации / Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-I  (с изменениями от 28 июля 2004 г.) // Собрание законодательства РФ". - 17.11.2003. - N 46 (ч. 1). - ст. 4435
  4. О федеральном бюджете на 2005 год (с изменениями от 11 мая 2006 г.) / Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ // «Вестник Конституционного Суда РФ». - N 5. - 2006
  5. О бюджетной классификации Российской Федерации (с изм. и доп. от 29 июня 2004 г.) / Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ // "Вестник Конституционного Суда РФ". - N 1. - 2006
  6. Андрианов, В.Д. Россия в мировой экономике: [Для студентов эконмич. спец.] / В.Д. Андрианов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 296с.
  7. Бабашкина, А.М. Государственное регулирование национальной экономики: [Учеб. пособие для вузов по экономическим специальностям и направлениям] /А.М. Бабашкина.- М.: Финансы и статистика, 2010. - 476с.
  8. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учеб. пособие./Е.Ф.Борисов.- 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2009.- 384 с.
  9. Бочаров В. Корпоративные финансы. / Бочаров В - СПб.: Питер, 2009. - 592с.
  10. Булатов, А.С. Экономика: Учеб. пособие./А.С. Булатов.- 3-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮРИСТЪ, 2009. - 592с.
  11. Бункина, М.К. Национальная экономика: Учебник для вузов: [По экон. специальностям] /М.К. Бункина.- М.: Палеотип и др., 2009. - 487с.
  12. Володин А.А Управление финансами. Финансы предприятий - М.: ИНФРА-М, 2011. - 510 с.
  13. Грицюк Т.В. Системные механизмы управления межбюджетными отношениями. Российский и зарубежный опыт - М.: Едиториал УРСС, 2010. - 384 с.
  14. Кузнецова О.В. Региональные бюджеты и межбюджетные отношения в условиях кризиса / О.В. Кузнецова // Региональные исследования. – 2010. - №2. – С. 32-41
  15. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг – М: Издательство деловой и учебной литературы, 2010. - 336 с.
  16. Липсиц И.В., В.В. Коссов. Экономический анализ реальных инвестиций - М: Экономистъ, 2009. - 345 с.
  17. Малиновская О.В., Финансы. Учебное пособие / Скобелева И.П., Бровкина А.В. – М: Инфра-М, 2012. – 320 с.
  18. Пенюгалова А.В. Система межбюджетных отношений: проблемы и пути их решения / А.В. Пенюгалова // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. - № 24. – С. 28-32
  19. Пенюгалова А.В. Современные проблемы межбюджетных отношений в субъектах РФ / А.В. Пенюгалова // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. - № 37. – С. 2-4
  20. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: Учебник./Под ред. Г.Б. Поляка.- М.: Юнити-ДАНА, 2011. - 539с.
  21. Путь в XXI век: Стратегические проблемы и перспективы российской экономики.- М.: Экономика, 2010. - 793с.
  22. Райзберг, Б.А. Курс экономики: Учебник./Под ред. Б.А. Райзберга.- 4-е изд. перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2012. - 672с.
  23. Рыбакова Р.Ю. Построение межбюджетных отношений на долговременной основе / Р.Ю. Рыбакова // Финансы и кредит. – 2010. - № 44. – С. 25-31
  24. Рыжков Д.В. Совершенствование системы бюджетного федерализма в РФ / Д.В. Рыжков // Аудит и финансовый анализ. – 2010. - № 6. – С. 26-29
  25. Силуанов А.Г. Пути совершенствования межбюджетных отношений в РФ [Текст] / А.Г. Силуанов // Российское предпринимательство. – 2012. - №2 С. 43-50
  26. Суглобов А. Е., Межбюджетные отношения в Российской Федерации /  Черкасова Ю. И., Петренко В. А.– М: "Юнити-Дана", 2010. - 264 с.
  27. Тимошина, Т.М. Экономическая история России: Учеб. пособие./под ред. М.Н. Чепурина.- 9-е изд. перераб. и доп.- М.: Юстицинформ, 2011. - 412с.
  28. Финансовый менеджмент: теория и практика / Учебник под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 2010. - 656 с.
  29. Чепурин, М.Н., Киселев, Е.А. Курс экономической теории: Учебник./М.Н. Чепурин, Е.А. Киселев.- 5-е изд. перераб. и доп.- Киров: АСА, 2010. С. 8- 32.
  30. Шмакова С.А. Межбюджетные отношения: определение и сущность // Государственная власть и местное самоуправление, - 2012, - N 12
  31. Эльканова М.С. Совершенствование и развитие бюджетной политики как важнейшее направление формирования эффективной экономики / М.С. Эльканова // Финансы и кредит. – 2011. - № 6. – С. 29-35
  32. Ясин, Е.Г. Модернизация российской экономики: в 2-х кн./Отв. ред. Е.Г. Ясин.- М.: ГУВШЭ, 2002.-Кн.1. - 327с.
  33. Ясин, Е.Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ: [Учеб. для вузов] /Е.Г. Ясин: Гос. ун-т.- 2-е изд.- М.: ГУВШЭ, 2009. - 435с.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А. Определения, обозначения и сокращения

 

 

Межбюджетные  отношения - это отношения между  органами власти, преимущественно разных уровней, по разграничению на постоянной (без ограничения сроком) основе расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходов и в  максимально возможной степени доходных источников, а также межбюджетному регулированию.

Бюджет субъекта РФ – это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ.

Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения.

ФСС РФ - Фонд социального  страхования РФ.

ГФЗН - Государственный  фонд занятости населения РФ.

ФОМС - Фонд обязательного  медицинского страхования РФ.

Бюджетный федерализм - система налогово-бюджетных взаимоотношений  вышестоящего и нижестоящих органов  власти и управления на всех ступенях бюджетного процесса.

Трансферты - осуществляемые на безвозмездной основе финансовые потоки из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а также из бюджетов субъектов Федерации в местные бюджеты.

 

 

 

 




Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ