Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа
Целью работы является определение понятия, сущности межбюджетных отношений их роль в экономических процессах страны, определение бюджетного федерализма и бюджетного регионализма, анализ проблем межбюджетных отношений, а также совершенствование и развитие бюджетной политики в РФ.
     Поставленная цель предопределила задачи работы:
1. определение понятия и выявление сущности межбюджетных отношений;
2.  выявление особенностей, функций, принципов межбюджетных отношений;
3. определение сущности межбюджетных отношений: бюджетного федерализма и бюджетного регионализма;
4. анализ принципов, инструментов бюджетного выравнивания;
5. раскрыть понятие межбюджетного регулирования, системы бюджетного устройства;
6. характеристика основных современных проблем межбюджетных отношений, как на федеральном уровне, так и на региональном;
7.  выявить основные пути совершенствования межбюджетных отношений.
Децентрализация расходов в бюджетной системе РФ ниже, чем децентрализация доходов, что обусловлено относительно небольшим объемом финансовой помощи в доходах субнациональных (региональных и местных) бюджетов. Распределение расходов между уровнями власти до введения Бюджетного кодекса складывалось на основе действия множества специальных и отраслевых федеральных законов и ведомственных актов. Сейчас же оно регулируется совокупностью федеральных актов, включая федеральные законы, указы Президента, постановления правительства, договоры о разграничении предмета ведения и полномочий, и соглашениями к ним. Колебания доли расходов региональных и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета страны объясняются и тем, что Бюджетный кодекс РФ допускает ежегодный пересмотр состава перспективного объема бюджетных полномочий субъектов бюджетных правоотношений.
Доля федеральной помощи (всех видов) 
в общих доходах 
С точки зрения формальной (правовой) автономии 
субнациональных властей по формированию 
доходов и расходов региональных и местных 
бюджетов ситуация выглядит иначе. Сохраняются 
правовые основы сверхцентрализованной 
советской системы, которые в 2000-е гг. в 
ряде направлений были даже усилены мерами 
по ограничению «легитимной» автономии 
субнациональных властей. Подавляющая 
часть их доходных и расходных обязательств 
регламентируется властями более высокого 
уровня, как правило, федеральной властью.
2.3 Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты в РФ
Реализация межбюджетных отношений связана с формированием и исполнением бюджетов различного уровня бюджетной системы и осуществлением бюджетного регулирования. [26, с. 128]
Межбюджетные отношения могут быть и непосредственно между бюджетами одного и того же уровня, например, для объединения финансовых ресурсов в целях решения задач, имеющих взаимный интерес. В России они пока не получили широкого применения. В редких случаях финансовая помощь оказывается из нижестоящих в вышестоящие бюджеты.
Межбюджетные отношения в федеративных государствах имеют особенности, которые диктуются бюджетным устройством страны и степенью развития бюджетного федерализма. Исходя из принципов бюджетного федерализма можно определить следующие принципы межбюджетных отношений: сочетание интересов всех участников межбюджетных отношений; четкое законодательное разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней и соответствующих им расходов, а также доходных источников (полностью или частично) между звеньями бюджетной системы; равенство прав в межбюджетных отношениях субъектов РФ с федеральным центром и муниципальных образований с органами власти субъектов РФ; обязательность компенсации недостающих средств при увеличении расходов бюджетов или снижении их доходов, явившихся следствием решений, принятых органами власти другого уровня; относительная стабильность принятого к реализации механизма межбюджетных отношений; ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений, простота расчетов.
Основными функциями межбюджетных отношений являются:
- выравнивание бюджетной обеспеченности территориальных образований, где она меньше минимально необходимого уровня (обеспечивающего соблюдение конституционных и других государственных социальных гарантий на всей территории страны);
- стимулирование наращивания налогового потенциала, своевременного и полного сбора платежей в бюджет на подведомственной территории, а также рационального и эффективного их расходования.
Принцип бюджетного 
федерализма (ответственность регионов 
за обеспечение поступления 
Трансферты - осуществляемые на безвозмездной основе финансовые потоки из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации, а также из бюджетов субъектов Федерации в местные бюджеты. [17, с. 165]
Таблица 1 - Объем финансовой помощи бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета в 2004-2011 гг. [17, с. 132]
Показатели  | 
  2004г.  | 
  2005 г.  | 
  2006 г.  | 
  2007 г.  | 
  2008 г.  | 
  2009 г.  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | 
Расходы федерального бюджета, млрд руб.  | 
  472,05  | 
  575,4  | 
  855,1  | 
  1193,4  | 
  1771,8  | 
  2345,6  | 
  2659,45  | 
  3047,9  | 
в том числе финансовая помощь регионам:  | ||||||||
млрд руб.  | 
  38,5  | 
  39,9  | 
  69,1  | 
  208,7  | 
  245,3  | 
  711,4  | 
  810,6  | 
  938,9  | 
в% к расходам  | 
  8,16  | 
  6,93  | 
  8,08  | 
  17,49  | 
  13,84  | 
  30,33  | 
  30,48  | 
  30,80  | 
Таблица 2 - Межбюджетные трансферты в сравнении с доходами и расходами консолидированного бюджета Российской Федерации в 2010-2011 гг., млрд руб. [17, с. 134]
Показатели  | 
  Федеральный бюджет  | 
  Бюджеты территорий  | 
  Консолидированный бюджет  | |||
2010 г.  | 
  2011 г.  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | |
Всего доходов  | 
  4525,6  | 
  6188,1  | 
  3172,2  | 
  4335,5  | 
  7697,8  | 
  10523,5  | 
Налоговые доходы  | 
  3167,8  | 
  4242,9  | 
  2432,4  | 
  3289,2  | 
  5600,5  | 
  7532,1  | 
Неналоговые доходы  | 
  1878,2  | 
  2721,8  | 
  219,3  | 
  269,1  | 
  2097,5  | 
  2990,9  | 
Всего расходов  | 
  3749,6  | 
  4686,2  | 
  3102,6  | 
  4257,4  | 
  6852,2  | 
  8943,6  | 
В том числе: межбюджетные трансферты РФ  | 
  906,6  | 
  1064,0  | 
  0  | 
  0  | 
  906,6  | 
  1064,0  | 
Профицит  | 
  776,0  | 
  1501,8  | 
  69,6  | 
  78,0  | 
  845,6  | 
  1579,8  | 
Межбюджетные трансферты включают также трансферты из Федерального бюджета в бюджеты государственных внебюджетных фондов, что связано и с недостатком средств единого социального налога для финансирования потребностей этих фондов, и с необходимостью передачи средств федерального бюджета и других бюджетов в бюджеты внебюджетных фондов (например, из местных бюджетов в бюджет медицинского страхования средства поступают для страхования неработающего населения).
Трансферты из федерального бюджета предоставляются как без предварительно определенных условий, так и при определенных условиях. При определенных условиях выделяются трансферты, направляемые на другие формы финансовой помощи. Например, трансферты для выравнивания бюджетной обеспеченности предоставляются при условии соблюдения субъектами Федерации налогового законодательства. [26, с. 129]
3. СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В РФ
3.1. Современные проблемы межбюджетных отношений в РФ
Несмотря на положительные 
изменения в системе 
1. централизация устойчивых и наиболее контролируемых налогов на федеральном и региональном уровнях власти;
2. растущая зависимость местных органов власти от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов;
3. незавершенность процесса разграничения расходных полномочий между уровнями публичной власти. [18, С. 28-32]
В последнее время сложилась широкая практика делегирования расходных обязательств с передачей субвенций, как между органами государственной власти, так и между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Однако объем государственных полномочий (в первую очередь региональных), который передается на муниципальный уровень, дает основания оценивать их в отдельных случаях как избыточные, в том числе по причине опосредованного отношения к обеспечению жизнедеятельности населения. В настоящее время количество переданных на муниципальный уровень региональных полномочий колеблется по субъектам Федерации от 1 до 27 (без учета субвенций на общеобразовательный процесс). Доля субвенций в доходах отдельных муниципальных районов составляет 50-60 % доходов их местных бюджетов при среднем уровне 23 % по муниципальным образованиям. Согласно фактическим данным на 01.01.2009 в бюджеты муниципальных образований поступило 317,8 млрд руб. субвенций из региональных фондов компенсаций, что выше соответствующего показателя 2008 г на 8,1 %, или на 23,9 млрд руб. [14, С. 32-41]
При этом снижается ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств. Муниципальные власти не заинтересованы в максимально эффективном исполнении государственных полномочий, а механизмы мониторинга эффективности и ответственности их исполнения в должной мере не проработаны, что позволяет отодвинуть их исполнение на «второй план». В связи с этим возникает необходимость повышения эффективности контроля за качеством исполнения передаваемых полномочий.
При отсутствии законодательно установленных ограничений по передаче полномочий и одновременном постоянном расширении перечня возможных к делегированию полномочий на муниципальный уровень данная ситуация будет усугубляться, и многие муниципалитеты не смогут обеспечить их исполнение по объективным причинам даже при наличии достаточного финансового обеспечения. [18, С. 28-32]
Более того, не совсем четко разграничены расходные обязательства в сферах, отнесенных к ведению, как муниципальных районов, так и поселений, что предполагает возможность дублирования функций указанных муниципальных образований. К таким функциям относятся: обеспечение досуга и массового отдыха населения, организация библиотечного обслуживания и др.
В последние несколько лет заметна тенденция значительного роста количества и объемов субсидий. С 2001г. число субсидий, предоставляемых из Федерации, увеличилось с 17 до 90, объемы выросли более чем в 20 раз. Аналогичная ситуация складывается и с субсидиями, предоставляемыми из субъектов РФ местным бюджетам. Указанная тенденция приводит к негативным последствиям как с позиций финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов, так и с точки зрения эффективности использования выделяемых средств. Более того, региональные и местные бюджеты, вынужденные подчиняться правилам предоставления субсидий, увеличивают объём бюджетных ассигнований по одним направлениям в ущерб другим. При наличии столь значительного числа субсидий практически во всех отраслях происходит размывание приоритетности отдельных отраслей, снижается стимулирующее влияние целевых межбюджетных трансфертов на модернизацию бюджетных отраслей в целом. В связи с тем, что количество субсидий ничем не ограничено, а положения Бюджетного кодекса РФ описывают только общие цели субсидирования, возникает множество вариантов их планирования и распределения.
В числе основных недостатков 
бюджетного регулирования следует 
отметить неудовлетворительное состояние 
действующих методик