Межбюджетные отношения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение понятия, сущности межбюджетных отношений их роль в экономических процессах страны, определение бюджетного федерализма и бюджетного регионализма, анализ проблем межбюджетных отношений, а также совершенствование и развитие бюджетной политики в РФ.
Поставленная цель предопределила задачи работы:
1. определение понятия и выявление сущности межбюджетных отношений;
2. выявление особенностей, функций, принципов межбюджетных отношений;
3. определение сущности межбюджетных отношений: бюджетного федерализма и бюджетного регионализма;
4. анализ принципов, инструментов бюджетного выравнивания;
5. раскрыть понятие межбюджетного регулирования, системы бюджетного устройства;
6. характеристика основных современных проблем межбюджетных отношений, как на федеральном уровне, так и на региональном;
7. выявить основные пути совершенствования межбюджетных отношений.

Файлы: 1 файл

мой курсовик.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Во многих  регионах неоднократно вносятся  изменения в порядок распределения  межбюджетных трансфертов, под  сомнение ставится целесообразность  изменений, вносимых в методики  распределения средств на очередной  финансовый год.

     Действующий  механизм «отрицательного трансферта»  не обеспечивает значительного  сокращения различий в уровне  расчетных налоговых доходов  муниципальных образований в  субъектах Российской Федерации,  на территории которых расположены  муниципальные образования, имеющие чрезмерно высокий налоговый потенциал, сформированный по не зависящим от деятельности органов местного самоуправления причинам. В то же время указанный механизм не стимулирует органы местного самоуправления к проведению мер по увеличению налогового потенциала на соответствующей территории. Необходима корректировка механизма «отрицательного трансферта», ориентированная на изъятие сверхдоходов с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создание дополнительных стимулов увеличения налогового потенциала территории.

     Учитывая  изложенное, можно сделать вывод  о том, что в межбюджетных  отношениях на уровне субъекта  Российской Федерации продолжает  оставаться не решенным следующий  круг проблем:

1. существенные диспропорции доходных поступлений и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

2. несовершенство системы разграничения расходных обязательств между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на разных уровнях бюджетной системы;

3. снижение ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств;

4. значительный рост количества и объемов субсидий;

5. несовершенство действующих методик распределения межбюджетных трансфертов;

6. действующий механизм «отрицательного трансферта» не обеспечивает значительного сокращения различий в уровне расчетных налоговых доходов муниципальных образований в субъектах Российской Федерации;

7. слабое использование принципов бюджетирования, ориентированного на результат, практическое отсутствие методики оценки эффективности бюджетных расходов. [19, С. 2-4]

     Таким образом,  современная российская система  взаимоотношений между органами власти всех уровней предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

 

3.2 Совершенствование бюджетной политики как важнейшее направление формирования эффективной экономики

 

Важнейшей составной  частью финансовой политики государства  является бюджетная политика. Бюджетная  система государства имеет важнейшее  значение при реализации финансовой политики государства, цели которой  зависят от его экономической политики. [31, С. 29-35]

На современном этапе  социально-экономического развития Российской Федерации совершенствование бюджетного планирования является приоритетным направлением государственной бюджетной политики. Необходимость успешного и стабильного  развития регионов и муниципальных образований требует долгосрочности бюджетов, ориентированных на результат. Бюджетирование, ориентированное на результат, возможно только при широком использовании программно-целевого метода в бюджетном планировании, который необходимо совершенствовать и развивать.

Процесс формирования, распределения  средств бюджетов на всех уровнях  бюджетной системы является объемным и многоэтапным, он охватывает социальную, экономическую, финансовую и другие сферы деятельности государства. Естественно, этот процесс требует координирующего и целенаправленного управления. Управление бюджетной системой осуществляется через бюджетный механизм и его важнейший элемент - бюджетное планирование. [18, С. 28-32]

Бюджетное планирование — это инструмент управления. Его теоретические основы и практика функционирования определяют качество и эффективность бюджетной политики в РФ. Необходимо отметить, что управление в государстве в настоящее время должно отражать глобализационные процессы, происходящие в мире, - как в сфере экономики, так и в сфере финансов. [31, С. 29-35]

Одним из приоритетных направлений  в области межбюджетных отношений  России должна быть корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам  государственной власти субъектов  РФ и местного самоуправления, а также дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Познание бюджетной  политики как категории в условиях глобализации в мире ставит вопрос оценки качественного уровня, эффективности бюджетной политики. В сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации в среднесрочной перспективе бюджетная политика осуществлялась в условиях неблагоприятной экономической ситуации, негативным образом сказывающейся на доходных источниках региональных и местных бюджетов.

В сложившихся условиях ключевой задачей является адаптация  механизма выравнивания бюджетной  обеспеченности субъектов РФ. С тем, чтобы учесть динамику показателей  в основных отраслях экономики при  расчете объема дотаций, учитываются данные за отчетный период текущего года и структура экономики региона в разрезе видов экономической деятельности и, как следствие, - налоговый потенциал региона. [31, С. 29-35]

В качестве антикризисной  меры по поддержке сбалансированности бюджетов субъектов РФ в 2010— 2012 гг. были дополнительно предусмотрены дотации в сумме 150 млрд руб. Это позволило оказать нуждающимся субъектам РФ необходимую финансовую помощь, а регионам — своевременно выполнить свои обязательства. Предполагается переориентировать финансовую помощь на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов для выполнения расходных обязательств субъектов РФ и органов местного самоуправления. В связи с этим будет пересмотрена сложившаяся структура межбюджетных трансфертов, сокращено количество межбюджетных трансфертов за счет отмены и объединения ряда субсидий, а также иных межбюджетных трансфертов.

В настоящее время  Правительством Российской Федерации  проводится комплексная оценка предоставляемых  субъектам РФ субсидий в соответствии с принципами, согласно которым выделение их целесообразно лишь в случаях, когда они направлены на снижение значительных различий в обеспечении предоставления отдельных государственных (муниципальных) услуг субъектам РФ. В целом по Российской Федерации предусмотрено повышение качества отдельных государственных (муниципальных) услуг до установленных на федеральном или региональном уровнях показателей. Предоставление субсидий обусловлено неравномерным распределением потребителей отдельных государственных (муниципальных) услуг по субъектам РФ. Это сопровождается установлением четких конечных целей их предоставления и сроков достижения, по завершении которых предоставление субсидий должно быть прекращено.

Начиная с 2010 г. предусмотрен отказ от софинансирования из федерального бюджета отдельных полномочий субфедерального уровня, что вызвано достижением поставленных при их выделении целей. Финансирование расходов по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется из бюджетов субъектов РФ в соответствии с Жилищным кодексом РФ и нормативными правовыми актами Правительства РФ. Что касается задолженности по выплате гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то к началу 2002 г. в субъектах РФ она составляла внушительную сумму. Поэтому с 2002 г. в федеральном бюджете предусматриваются средства на частичное возмещение расходов бюджетов по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в целях оказания финансовой помощи регионам по выполнению ими полномочий по предоставлению субсидий гражданам и ликвидации задолженности. В среднем по Российской Федерации уровень софинансирования из федерального бюджета указанных расходов за эти годы составил около 20% от размера выплаченных бюджетами субъектов РФ средств. [31, С. 39-35]

В 2010-2012 гг. в федеральном  бюджете предусмотрены соответствующие  средства для предотвращения несбалансированности некоторых региональных бюджетов. В  связи с этим планируется смещение акцента с предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов РФ на предоставление бюджетных кредитов с льготной процентной ставкой в размере ставки рефинансирования Банка России на срок до трех лет. Это позволит при необходимости ликвидировать дисбаланс между расходами и доход; ми регионального бюджета и поможет повысить ответственность региональных властей, снизить иждивенческие настроения. Как планировалось на эти цели в 2010 г. в федеральном бюджете предусмотрен общий объем кредитов в сумме 125 млрд. руб., в том числе на поддержку сферы дорожного хозяйства регионов — до 25 млрд. руб.

 

3.3 Пути развития бюджетной политики в России

 

Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений  и региональных финансов России —  резкая диспропорция между переданными на региональный уровень финансовыми ресурсами и ответственностью за их использование. Официальная (легальная) система межбюджетных отношений остается чрезмерно централизованной даже по меркам унитарных государств, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее требований позволяет региональным властям переложить основную политическую и финансовую ответственность на федеральный центр, сохранив за собой почти неограниченные теневые полномочия. [25, С. 43-50]

Разработка и реализация в субъектах Российской Федерации мер по повышению результативности расходов соответствующих бюджетов находятся в начальной стадии. В частности, не везде внедрены принципы бюджетирования, ориентированного на результат, практически отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов. [24, С. 26-29]

В результате работы по совершенствованию  налоговой системы с 2007 г введен единый вычет на образование, здравоохранение  и социальное страхование с увеличением  предельной суммы до 100 000руб. Налогоплательщики получили право на освобождение от НДС при выполнении НИОКР, независимо от источников оплаты и т. д.

Для стимулирования органов  местного самоуправления к развитию налогового потенциала с 2010г было предложено усовершенствовать механизм «отрицательного  трансферта», обеспечив значительную деконцентрацию доходных поступлений, не связанных с деятельностью органов местного самоуправления, между публично-правовыми образованиями местного значения. [31, С. 29-35]

Одним из приоритетных направлений  развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений является внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, которые обеспечивают эффективное предоставление бюджетных услуг.

Необходимо упростить  систему трансфертов налоговых  платежей, в частности сократить  переводы средств вверх и вниз по бюджетной лестнице между разными уровнями государственного управления. Это было бы административно проще и уменьшило вероятность «потери» средств во время таких переводов (особенно, если они производятся через негосударственные структуры, а не через казначейскую систему). Это в свою очередь помогло бы создать необходимую атмосферу доверия между уровнями государственного управления и в отношениях с широкой общественностью. Такое упрощение помогло бы сократить количество регионов, которые в итоге являются реципиентами (получателями) бюджетных трансфертов. [31, С. 29-35]

Одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством РФ и органами исполнительно власти субъектов Федерации, является формирование системы межбюджетных отношений.

Для стабилизации экономики и финансов необходимо принятие следующих мер по упорядочению межбюджетных отношений:

  1. утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов, устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание бюджетной обеспеченности регионов стимулирующей увеличение сбора налогов;
  2. инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований, обеспечивающее и целевой и эффективный характер;
  3. обеспечение прозрачности региональных бюджетов;
  4. заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального казначейства и проведение через них денег по оплате за энергию и газ региональных бюджетополучателей;
  5. консолидация в региональные бюджеты вне бюджетных фондов, стимулирование собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов из федеральных фондов;
  6. особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их бюджетов;
  7. введение механизма внешнего финансового управления для регионов, находящихся в состоянии финансового кризиса;
  8. создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по оздоровлению региональных финансов. [31, С. 29-35]

Важнейшая задача ближайшего будущего — обеспечение  экономической стабильности в России. Экономика должна вырваться из порочного круга на верный путь развития и экономического роста.

 

 

 

Информация о работе Межбюджетные отношения в РФ