Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 11:58, статья
В статье рассматривается один из вариантов решения проблемы мотивации и стимулирования персонала в современных условиях. Предлагается интеграционная модель, дифференциальным принципом которой является система взаимодействия, направленная на позитивное решение производственных и личностных проблем, включающая работу проектных групп по решению конкретных производственных задач.
Интеграционная
модель мотивации и стимулирования
персонала
в современных экономических условиях
Алексей Сергеевич Сорокоумов, директор по кадровой политике ООО «Стратегия Партнёрства», группа компаний Автопорт, Нижний Новгород
В статье рассматривается
один из вариантов решения проблемы мотивации
и стимулирования персонала в современных
условиях. Предлагается интеграционная
модель, дифференциальным принципом которой
является система взаимодействия, направленная
на позитивное решение производственных
и личностных проблем, включающая работу
проектных групп по решению конкретных
производственных задач.
Ключевые слова:
мотивация персонала; интеграционная
модель мотивации персонала
Одним из важнейших
элементов управления персоналом является
его мотивация и стимулирование
к высокопроизводительному
Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде даёт некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте (А.Х. Маслоу, Ф. Херцберг, Д. МакКлелланд и др.) [8].
Сегодня можно назвать не один десяток теорий мотивации труда сотрудников организации, принадлежащих как отечественным, так и зарубежным авторам. И всё же большинство теорий мотивации принадлежит зарубежным исследователям.
Современные теории мотивации подразделяются на две группы: содержательные и процессуальные. В содержательных теориях мотивации проводится анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности: иерархическая теория потребностей А. Маслоу, теория К. Альдерфера, теория Д. Макклелланда, теория Ф. Герцберга.
Процессуальные теории рассматривают мотивацию в ином плане. В них анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного им типа поведения [6].
В теории мотивации,
разрабатываемой в
Экономический кризис, затронувший все области жизни человека, жёсткая конкуренция на рынке труда выдвигают новые требования к самой организации и её сотрудникам. В последнее время проблема мотивации часто дискутируется в области управления персоналом в рамках компетентностного подхода. Поэтому мотивирование подчиненных к их профессиональной деятельности сегодня рассматривается как ключевая управленческая компетенция. Под компетентностью специалиста-управленца мы понимаем проявленные им на практике стремление и способность (готовность) реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой (продуктивной) деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая её социальную значимость, личную ответственность за результаты этой деятельности, необходимость её постоянного совершенствования. Это связано с тем, что умелое сочетание методов материального и нематериального стимулирования работников позволяет в рамках того же фонда заработной платы увеличить производительность труда и сократить до минимума незапланированную руководством текучесть персонала.
Текучесть персонала — особая проблема, с которой сталкивается руководство компаний. Зачастую она связана с низким престижем профессии или самой организации, наличием вакантных мест на рынке труда, а зачастую с невысоким уровнем заработной платы, не стимулирующим работника целиком заниматься выполнением своих обязанностей. Правильное мотивирование помогает поддерживать на должном уровне профессиональную активность в трудовом коллективе. Стратегия преодоления кризиса труда основана на мотивировании, которое предполагает воздействие на работника в течение значительного времени в целях изменения по заданным критериям существующей структуры ценностных ориентаций и интересов, формирования мотивационного ядра и тем самым развития трудового потенциала работника.
Профессиональная активность зависит от ряда факторов: уверенность работника, что его активность приведёт к запланированному результату (например, успешной реализации проекта); уверенность, что его достижения не останутся незамеченными; уверенность специалиста в признании и вознаграждении его труда и его как личности.
При построении системы мотивации персонала компании необходимо учитывать, существует ли в организационной структуре компании отлаженная связь «снизу вверх», насколько объективно оценивают работники различных подразделений свою способность качественно и в срок выполнять порученные задания, что при этом движет ими в первую очередь.
Мотивация труда — это побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении значимых для человека потребностей. По мнению профессора Е.П. Ильина, мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы. Таким образом, общие мотивы трудовой деятельности реализуются в конкретных профессиях и на определённых рабочих местах [4].
Структура мотивации трудовой деятельности, с точки зрения выдающегося российского социолога В.А. Ядова, включает в себя:
материальные мотивы;
моральные (нравственные) мотивы, связанные с взаимоотношениями в группе;
идейные мотивы, опирающиеся на определённые профессиональные принципы, взгляды, идеи;
содержательные мотивы, то есть побуждения, возникающие на основе содержания трудовой деятельности, например удовлетворённости от творческого напряжения сил, эстетического удовлетворения от самой работы и пр.
В качестве основных мотивов трудовой деятельности до сих пор остаются:
престиж профессии;
содержание труда;
возможность продвижения по службе и повышения квалификации;
возможность заработка;
установление благоприятных взаимоотношений с руководителями и коллегами по работе;
степень гарантированности работы [4].
Первые четыре мотива составляют «мотивационное ядро» личности, которое определяет направленность и активность профессиональной деятельности.
По природе возникновения мотивов труда возможно выделение внутренних и внешних мотивационных детерминант трудовой деятельности. В.А. Ядов считает, что психическая регуляция трудовой деятельности — это сложный акт, в котором внешние побуждения (стимулы) проходят через систему потребностей и ценностных ориентаций и в результате становятся побудителями деятельности (мотивами) [3].
Профессиональная мотивация – это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Формирование профессиональной мотивации происходит под влиянием факторов окружающей действительности и представляет собой сложный по структуре динамический процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Общепризнанно, что от выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности специалиста [1].
Важнейшей составляющей
профессиональной мотивации является
степень удовлетворенности
Можно говорить
о высокой мотивации
специалист надёжно, с высоким уровнем самоотдачи и увлечённости исполняет свои должностные обязанности;
он готов прилагать дополнительные усилия, например, в сверхурочной работе;
демонстрирует удовлетворённость работой, не высказывает намерения поменять место работы;
проявляет инициативу и отзывается на инновационные мероприятия [10].
Исследования личностной заинтересованности людей своей работой свидетельствуют о важности для человека материального стимулирования, деловых контактов, перспектив карьерного роста, повышения квалификации. Наряду с этим, ещё одним мотивирующим фактом является независимость в своей ежедневной работе. Каждый человек сочетает в себе в определённых пропорциях разные мотивационные типы. Преобладание мотивационного типа «избегательного» класса говорит об отсутствии предпочтений в выборе работы, низкой активности и ответственности, стремлении к минимизации усилий. Преобладание мотивационного типа «достижительного» класса (инструментальный, профессиональный, патриотический, хозяйский тип) говорит о материальной заинтересованности, о желании самовыражения, о стремлении получить профессиональное признание и свободу действий, о чувстве ответственности [5].
Для каждого типа сотрудников должны разрабатываться и использоваться различные системы стимулирования, как материальные, так моральные и организационные. Привлечение сотрудников к участию в управлении организацией, умелое распределение нагрузки и ответственности между сотрудниками приводит к росту мотивации, интереса к выполняемой работе. Сотрудники приобретают новые для них навыки принятия решений, планирования и контроля, что позволяет устранить проблему пресыщения однообразием и рутиной. Также очень важно выделять креативных сотрудников, демонстрировать, что они уже кандидаты на дальнейший рост по карьерной лестнице [9, 10].
Выработанная нами интеграционная модель мотивации и стимулирования персонала отвечает требованиям компании ООО «Стратегия Партнёрства», состоит из трёх взаимосвязанных блоков, каждый из которых логично дополняет и усиливает другой [12, с. 41–42].
Первый блок. Материальная мотивация
1.
Должностной оклад (согласно
2.
Выплаты, связанные с
3.
Премии сотрудникам,
4.
Премии к юбилейным датам,
Второй блок. Социальная мотивация
1. Поощрение компанией программы личностного развития, обучения и профессионального роста персонала:
поездки в другие регионы по передаче опыта;
повышение квалификации через тематические семинары, инновационные образовательные программы, тренинги, деловые игры, «курсы на рабочем месте», обучение в колледжах, вузах, школах бизнеса (по профилю компании);
мониторинг ситуации в организации: в компании разработаны системы оценки эффективности труда, оценки и аттестации персонала (выявление уровня его потенциальных возможностей для оценки перспектив роста).
2. Представление компанией льгот для сотрудников:
автомобили для служебного пользования;