Формы межбюджетных трансфертов и их учет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы являются межбюджетные трансферты и их роль в формировании субъектов РФ. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть понятие и экономическую сущность межбюджетных трансфертов;
 выявить их роль в формировании субъектов РФ;
 изучить нормативно-правовую базу межбюджетных трансферт
 проанализировать дотации, субвенции и субсидии субъектов РФ;
 выявить направления совершенствования межбюджетных трансфертов субъектов РФ.
Межбюджетные трансферты являются частью бюджета бюджетной системы РФ. Поэтому рассмотрение этого понятия целесообразно начать с рассмотрения понятия «бюджет».

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты межбюджетных трансфертов. Их роль в формировании субъектов РФ..............................................................................5
1.1 Понятие и экономическая сущность межбюджетных трансфертов...........5
1.2 Роль межбюджетных трансферт в формировании субъекта РФ................8
1.3 Нормативно-правовые основы межбюджетных трансфертов…...............12
Глава 2. Анализ межбюджетных трансфертов субъектов РФ...............18
2.1 Анализ дотаций субъекта РФ .......................................................................18
2.2 Анализ субвенций, субсидий субъекта РФ. ................................................21
2.3 Направления совершенствования межбюджетных трансфертов субъектов РФ……………………………………………………………..………25
Выводы и предложения.......................................................................................31
Список использованной литературы..................................................................33

Файлы: 1 файл

сардана И.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Важным аспектом при регулировании развития региона является его финансовая составляющая, поскольку любые действия будут предприниматься лишь при условии оплаты связанных с ними расходов . Наиболее значимыми компонентами являются специально организуемые формирование и распределение финансовых потоков между уровнями и единицами территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для роста финансового потенциала региона.

Система финансовой помощи бюджетам субъектов РФ призвана способствовать:

•              выравниванию бюджетной обеспеченности регионов;

•              доступу граждан вне зависимости от места их проживания к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям;

•              созданию стимулов для проведения на региональном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики;

•              повышению эффективности бюджетных расходов.

Для России характерна хроническая дотационность множества регионов. Расчеты показывают, что таких «ущербных» территорий начитывается 73 из 83 регионов. Дотации из федерального бюджета в 2010 году не предусмотрены только для 12-ти из 83-х субъектов РФ. В их числе Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Пермский край, Тюменская, Свердловская, Самарская, Липецкая, Московская, Вологодская, Ленинградская и Кемеровская области. Эти 12 регионов являются донорами, остальные 71 – «нахлебники».

Масштаб дотационных регионов, в которых проживает 76,2% населения страны и которые охватывают 87% территории государства, позволяет говорить о неэффективности проводимой федеральной политики в области налогообложения и межбюджетных отношений. Когда 2-3 региона являются убыточными среди 83 субъектов РФ, здесь можно поднимать вопрос о некомпетентности региональных властей, актуальности особых экономических зон на конкретных территориях и т.д. Но когда 73 региона из 83 являются дотационными и эта ситуация сохраняется более 10 лет подряд, то эта проблема не регионального, а федерального уровня.

Таким образом, если рассматривать межбюджетные трансферты с позиции их необходимости бюджетам большинства субъектов РФ, то их роль первостепенна. Без оказания финансовой помощи из центра, большинство регионов не смогут выполнить принятые на себя социальные обязательства.

Но вот эффективность политики горизонтального выравнивания бюджетов крайне низка. Порядок расчетов дотаций постоянно меняется, но эффективность этих мер оставляет желать лучшего.

Следовательно, вопрос о роли трансфертов в формировании бюджетов субъектов РФ неоднозначный. С одной стороны, политика «уравниловки» бюджетов призвана сократить различия в доходах регионах вследствие их неравного географического, климатического, экономического положения. С этой позиции, межбюджетные трансферты должны стимулировать субъекты Федерации зарабатывать собственные средства, а не создавать иждивенческие настроения. Существует практика: чем ниже темпы роста экономики региона и наполняемость бюджета, тем большую поддержку оказывает федеральный бюджет. Естественно, такое положение вызывает недовольство со стороны субъектов РФ, наращивающих свой налоговый потенциал, и в результате получающих меньшие объемы финансовой помощи, что, в свою очередь, сводит практически «на нет» все их усилия. Поэтому в 2007 году при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов с динамично растущей экономикой за базу принимался не достигнутый ими высокий уровень, а средне-российский показатель роста . Прогнозируемые доходы таким регионам были посчитаны в меньшем объеме, чем они были достигнуты, в результате помощь из федерального бюджета была оказана в больше, чем, если бы её определяли по старому принципу.

И все-таки это не спасло ситуацию. Роль дотаций регионам на сегодняшний день неоправданно высока.  К сбалансированному развитию регионов необходим селективный экономический подход, который заключается в том, чтобы каждому региону предоставить такие налоговые и бюджетные условия, при которых он не был бы дотационным. Тем более, многие субъекты РФ, являющиеся дотационными, имеют значительные запасы природных ресурсов, освоение которых гарантирует динамичное развитие региональной экономики в среднесрочной перспективе.

 

1.3 Нормативно-правовые основы межбюджетных трансфертов

 

Процесс совершенствования системы межбюджетных отношений в Российской Федерации приобрел острое развитие с начала 90-х годов 20 века. В настоящее время, общественные отношения, в сфере межбюджетных отношений в Российской Федерации стали еще более актуальными.

За последние годы произошло немало принципиальных изменений в сфере финансовых взаимоотношений бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи с повышением уровня бюджетной дисциплины, развитием бюджетного федерализма, стабильности распределения финансовых ресурсов, усилением  государственного финансового контроля.

Правовые предпосылки развития межбюджетных отношений содержатся в ряде нормативных правовых актах, среди которых основными являются федеральные законы от №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 09.02.2009), от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также от 20.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс в части регулирования межбюджетных отношений», от 26.04.2007 №63-ФЗ  «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»

Принятие данных федеральных законов создали принципиально новую систему правового регулирования финансовых взаимоотношений бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 №63-ФЗ статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации полностью изложена в новой редакции, в которой введены новые и уточнены определения ранее действовавших понятий и терминов.

Внесенные изменения направлены на то, чтобы содержащиеся в Кодексе определения стали универсальными и в то же время не могли иметь никакого дополнительного толкования. Претерпело изменение и понятие «межбюджетные отношения».

Так, в ранее действующей редакции статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные отношения определялись как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В ныне действующей редакции межбюджетные отношения определяются как взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Таким образом, законодатель принял во внимание мнение, которое неоднократно высказывалось в научной литературе о том, что в межбюджетные отношения вступают не органы государственной власти или местного самоуправления как самостоятельные субъекты финансового права, а непосредственно общественно-территориальные образования в целом, т.е. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Общественно-территориальные образования вступают в финансовые правоотношения посредством специально уполномоченных органов власти.

Недостатком определения межбюджетных отношений остается использование словосочетания «по вопросам регулирования бюджетных правоотношений», грамотнее с точки зрения юридической техники было бы написать «по вопросам регулирования бюджетных отношений». Дело в том, что когда в нормативном правовом акте речь идет о регулировании, то понимается правовое регулирование, а нормы права регулируют, в свою очередь, общественные отношения, а не правоотношения; общественные отношения становятся правоотношениями в том случае, если они будут урегулированы нормами права .

Федеральный закон от 26.04.2007 №63-ФЗ также содержит комплексные изменения главы Бюджетного кодекса Российской Федерации «Межбюджетные трансферты», которые предусматривают реализацию Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 №467-р, и направлены на повышение финансовой дисциплины и качества управления региональными (муниципальными) финансами.

В главе Бюджетного кодекса Российской Федерации   «Межбюджетные трансферты» законодатель выделяет следующие формы межбюджетных трансфертов:

- дотации (на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, муниципальных районов (городских округов), поселений);

-  субвенции (из фондов компенсаций);

-  субсидии (из фондов софинансирования расходов);

- субсидии, перечисляемые из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера;

- субсидии, перечисляемые в бюджеты субъектов Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержки поселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

- иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с абзацем двадцать седьмым статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, в действующей редакции, дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования. Из смысловой нагрузки данной дефиниции можно сделать вывод, что дотация носит нецелевой характер. 

Однако в пункте 1 статьи 137 БК РФ установлено, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравнивания финансовых возможностей поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности жителей и (или) бюджетной обеспеченности.

              Таким образом, законодатель обозначил, что дотации предоставляются для осуществления органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно ранее действовавшей редакции Бюджетного кодекса РФ, субвенции определялись как бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Законодатель определял субвенции как финансовую помощь не только бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, но и юридическим лицам.

              В соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ (ст. ст. 133, 140) под субвенцией понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам муниципальных образований в целях финансового обеспечения исполнения переданных государственных полномочий.

              Таким образом, законодатель прямо определил субвенции как межбюджетные трансферты, предоставляемые в связи с передачей (делегированием) полномочий.

              Согласно действующей редакции главы 16 Бюджетного кодекса РФ законодатель ввел самостоятельную форму «иные межбюджетные трансферты», т.е. оставил открытым перечень форм межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, 

              Недостатком действующей редакции Бюджетного кодекса РФ является отсутствие  критериев, по которым межбюджетные трансферты могут быть иными  и на каких условиях они могут предоставляться.

Таким образом, дотации, субвенции и субсидии – основные формы межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ. Основными функциями трансфертов являются выравнивание бюджетной обеспеченности регионов; создание стимулов для проведения на региональном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики; повышение эффективности бюджетных расходов.

Роль дотаций в большинстве региональных бюджетов неоправданно высока. Без финансовой помощи из центра большинству регионов не удастся выполнить взятые на себя бюджетные обязательства. В дотационных и высокодотационных регионах объем дотаций в общих доходах бюджета составляет до 90% . Следовательно, существует насущная необходимость реформирования всей системы межбюджетных трансферт.

 

 


Глава 2. Анализ межбюджетных трансфертов субъектов РФ

2.1 Анализ дотаций субъекта РФ

 

              Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в России в конце 2008 года, наложил свой отпечаток на бюджеты всех уровней.

На рисунке 1 представлены налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007-2009 гг.

Рис.1 Налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2007-2009 гг.

 

Как видно из рисунка 1, в условиях мирового финансового кризиса произошло значительное сокращение поступлений доходов в региональные бюджеты. В сложившейся ситуации возрастает роль межбюджетных трансферт из федерального бюджета региональным властям. Бюджет большинства регионов в 2009 году был принят с дефицитом.

Для целей финансовой помощи регионам в составе федерального бюджета действуют пять фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных финансов.

На практике финансовая поддержка регионам не ограничивается поступлением средств только из этих фондов. В условиях изменения налоговой системы, передачи расходных обязательств бюджетной системы одного уровня другому расширилось применение межбюджетных трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций, которые выходят за рамки сформированной системы межбюджетных отношений .

На  сегодняшний день основной формой предоставления финансовой помощи из федерального бюджета остаются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. На рисунке 1 показаны дотации, предоставленные субъектам РФ в 2008-2010 гг.

 

Рис. 2 Дотации, предоставленные бюджетам субъектов РФ

в 2008-2010 г, млрд. руб.

 

Как видно из рисунка 2, наибольший объем дотаций был предоставлен субъектам РФ в 2009 и 2010 гг. Это связано с тем, что экономический кризис, разразившийся в России в конце 2008 года, достиг своего апогея в 2009 г. и его последствия видны в бюджете 2010г. В период 2008-2010 гг. доходы бюджетов субъектов РФ резко сократились. Особенно пострадали бюджеты, где основную массу доходов приносили крупные налогоплательщики промышленного и добывающего комплексов. В несколько лучшем положении оказались дотационные регионы, получающие стабильную финансовую помощь из федерального бюджета.

Информация о работе Формы межбюджетных трансфертов и их учет