Сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – изучить принципы организации финансовой помощи субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов;
формы межбюджетных трансфертов;
условия предоставления трансфертов из федерального бюджета.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов 5
1.2 Формы и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 8
2 Расчетная часть 15
Заключение 26
Список использованных источников информации 28

Файлы: 1 файл

Byudzhetnoe_planirovanie_i_prognozirovanie_FPS_fz.doc

— 508.50 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Экономики  и управления

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

Специальность «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая  помощь субъектам Российской Федерации,

муниципальным образованиям.

 

 

(вариант №6)

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Бюджетное планирование и прогнозирование»

 

 

 

 

Выполнил

студент группы ФПСфз-09                     ──────                    В.В.Федотова

                                                                       

 

Проверил

к.э.н., доцент

кафедры «ГиМУ»     ──────                Л.В. Клеймёнова

 

 

 

 

БРАТСК 2011

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Центральным элементов  финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики.

Субъекты Российской Федерации значительно различаются  между собой по уровню социально-экономического развития (в силу расположения в разных климатических зонах), также по уровню обладания различными природно-ресурсными потенциалами и неодинаковой степени развития транспортной инфраструктуры, промышленного и сельскохозяйственного производства. В связи с этим очевиден тот факт, что большинство регионов не имеют достаточного экономического потенциала для того, чтобы самостоятельно выполнять в полном объеме все социальные функции государства на своей территории без помощи извне, равно как поддерживать на должном уровне и развивать экономику. Из этого вытекает объективная необходимость перераспределения федеральным центром части финансовых ресурсов в пользу экономически слаборазвитых регионов для их поддержки и обеспечения выполнения социальных и экономических задач.

Межбюджетные отношения  играют важную роль в бюджетной системе  любого государства, имеющего административно-территориальное деление. В России, с ее огромной территорией и существенной дифференциацией экономических потенциалов регионов, тема межбюджетных отношений всегда вызывала множество вопросов и проблем.

Начиная с 90-ых годов законодательные  и исполнительные органы власти Российской Федерации постоянно пытались найти наилучшие пути и методы регулирования межбюджетных отношений,  в связи, с чем в бюджетное законодательство часто вносились изменения и дополнения.

Целями настоящей работы являются следующие: дать понятие межбюджетных отношений, а также рассмотреть формы межбюджетных трансфертов и условия их предоставления.

Объект исследования – бюджетное регулирование в  Российской Федерации.

Предмет исследования –  принципы организации финансовой помощи субъектам Российской Федерации.

Цель настоящей работы – изучить принципы организации финансовой помощи субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям.

Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:

  • сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов;
  • формы межбюджетных трансфертов;
  • условия предоставления трансфертов из федерального бюджета.

В расчетной части  курсового проекта необходимо выполнить практическое задание по составлению проекта бюджета субъекта РФ на следующий год по данным текущего года.

Разработанность темы в  экономической литературе достаточно велика. По данной проблематике высказывались такие авторы, как: Г.Б.Поляк, М.В. Романовский, А.Илларионов, Н.С.Максимова, В.Н.Сумароков, А.М.Ковалева.

 

 

 

 

 

 

1. Сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов

 

Бюджетная система России состоит из трех звеньев - федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты государственных территориальных внебюджетных фондов, бюджеты муниципальных образований.

Наличие межбюджетных отношений  определяется неодинаковым экономическим развитием  территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы. [2,3]

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетное регулирование  осуществляется с помощью следующих  основных инструментов:

  • установление нормативов отчислений от налогов;
  • установление нормативов распределения неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы РФ. Доходы от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности, зачисляются в соответствующий бюджет, что позволяет каждому публично-правовому образованию самостоятельно и эффективно распоряжаться находящимся в его собственности имуществом. За бюджетами закрепляются доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими бюджетными учреждениями, часть прибыли после уплаты налогов и других обязательных платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий, доли прибыли от участия в капитале хозяйственных обществ и товариществ, дивиденды от вложения бюджетных инвестиций в акционерные общества;
  • бюджетные кредиты. Бюджетный кредит может быть представлен публично-правовому образованию на основании договора и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены законом о соответствующем бюджете. Бюджетный кредит может быть выдан только тому публичному образованию, которое не имеет просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом;
  • межбюджетные трансферты являются одним из основных инструментов межбюджетного регулирования. В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение межбюджетных трансфертов: «средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ, другому бюджету бюджетной системы РФ».

Межбюджетные трансферты могут предоставляться, во - первых, на выравнивание бюджетной обеспеченности. Во - вторых, межбюджетные трансферты в форме субвенций являются основным видом финансирования полномочий, передаваемых одним публично- правовым образованием на исполнение другому публично правовому образованию. В – третьих, в целях эффективного социально- экономического развития страны и отдельных территорий из одного бюджета бюджетной системы РФ могут передаваться средства другому бюджету на софинансировании затрат по значимым целевым программам и проектам путем межбюджетных трансфертов в форме субсидий и субвенций на строго целевые направления. Формы межбюджетных трансфертов определены Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджета бюджетной системы. [4,5]

Межбюджетные трансферты выдаются в форме дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования.

В первую очередь дотации вдаются  на выравнивание бюджетной обеспеченности дотационным региональным и местным бюджетам, у которых собственных доходов не хватает для обеспечения финансовыми ресурсами принятых в соответствии с законодательством расходных обязательств. Они формируются в Федеральном Фонде финансовой поддержки субъектов РФ и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований.[2]

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету системы РФ. [6]

Например, РФ на основе принятого федерального закона передает субъектам РФ какие-то полномочия, исполнение которых возложено на органы государственной власти РФ. В этом случае в федеральном бюджете должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования, передаваемые субъектам РФ на исполнение ими дополнительных расходных обязательств. Совокупность субвенций из федерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций, из бюджетов субъектов РФ - региональные фонды компенсации.[2]

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы  РФ на софинансирование целевых расходов. К межбюджетным трансфертам относятся только субсидии, выдаваемые одним бюджетом другому бюджету на исполнение совместных полномочий  по предметам совместного ведения или софинансирование общественно значимых целевых расходов, возникающих при выполнении полномочий публично- правовых образований по их предметам ведения.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджету бюджетной системы РФ и в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, иными нормативными правовыми актами. Их понятие, цели и структура Бюджетным кодексом РФ не определены.[2,7,8]

1.2 Формы и условия  предоставления межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в следующих формах:

    1. дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
    2. субсидии бюджетам субъектов РФ;
    3. субвенции бюджетам субъектов РФ;
    4. иные межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ. [1,9]

Основным условием предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ является соблюдение органами государственной власти субъектов РФ бюджетного и налогового законодательства РФ.

Бюджетным кодексом РФ установлены  ограничения по межбюджетным трансфертам  из федерального бюджета и условия  их предоставления региональным бюджетам.

Первое из них касается расчетной доли межбюджетных трансфертов  из федерального бюджетов в  объеме собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ. Если в течении двух из трех последних отчетных финансовых лет указанная доля превышала 5%, то данный субъект РФ не имеет права заключить соглашение о передаче ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения регионального бюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.

Если же указанная  доля за тот же период превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, то субъект не имеет права, во – первых устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ и федеральным законодательством к полномочиям государственных органов власти субъектов РФ, во-вторых, превышать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта РФ и содержание органов государственной власти субъекта РФ.

Если указанная доля за тот же период превышала 60% объема собственных доходов, то к перечисленным выше мерам добавляются новые дополнительные условия и ограничения:

  • высший орган государственной власти субъекта РФ обязан подписать соглашение с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использовании бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджет субъекта РФ;
  • органы федерального казначейства полностью осуществляют организацию исполнения регионального бюджета;
  • финансовый орган субъекта РФ обязан предоставлять в Министерство финансов РФ в установленном им же порядке документы и материалы, необходимые для подготовки заключения о соответствии проекта бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год требованиям бюджетного законодательства РФ;
  • счетная палата РФ или Федеральная служба финансово- бюджетного надзора ежегодно будет осуществлять внешнюю проверку годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ. [2,10]

Кроме того, при несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ условий межбюджетных трансфертов  Министерство финансов РФ вправе принять решение о приостановлении или их сокращении.

Информация о работе Сущность, назначение и формы межбюджетных трансфертов