Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:28, курсовая работа
Целью данной работы является анализ бюджетного дефицита в Российской Федерации, основных его характеристик, видов и способов его покрытия.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.
анализ дефицита бюджета на плановый период и определение возможных перспектив и путей уменьшения дефицита государственного бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения
1.2. Виды бюджетного дефицита
1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
21. Источники покрытия дефицита бюджета.
Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета (БК РФ ст.92)
Администратор источников финансирования дефицита бюджета (администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие право в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять операции с источниками финансирования дефицита бюджета (БК РФ ст. 6)
Ст.23.Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
1. Код классификации источников
финансирования дефицитов
1) кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;
2) кода группы, подгруппы, статьи
и вида источника
3) кода классификации операций
сектора государственного
2. Перечень главных
3.Едиными для бюджетов
1) источники внутреннего
- государственные (
- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- кредиты международных
финансовых организаций в
- изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
- иные источники внутреннего
финансирования дефицитов
2) источники внешнего
- государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
- кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
- кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
- иные источники внешнего
финансирования дефицитов
4. Перечень статей и видов
источников финансирования
Источники покрытия дефицита бюджета бывают внутренние и внешние, а также делятся по уровням бюджетной системы РФ.
Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета (кратко, полная в БК)
1. В состав источников
- разница
между средствами, поступившими
от размещения государственных
ценных бумаг Российской
- разница
между полученными и
- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
- иные
источники внутреннего
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:
- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;
- поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,
- прочие
источники внутреннего финансир
2. В состав источников внешнего
финансирования дефицита
разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
- разница
между полученными и
- разница
между полученными и
- прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Статья 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
1. В состав источников
2. В состав источников внешнего
финансирования дефицита
- разница
между средствами, поступившими
от размещения государственных
ценных бумаг субъекта Российск
- разница
между полученными и
В состав иных источников внешнего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включаются:
- объем
средств, направляемых на
- объем
средств, направляемых на
3. Остатки средств бюджета
Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета
В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются: теже что и на уровне федерации
+ Остатки средств местного
Ненефтегазовый дефицит
1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита
Существуют следующие способы покрытия бюджетного дефицита:
Монетизация бюджетного дефицита.
Внешнее долговое финансирование.
Внутреннее долговое финансирование.
Увеличение налогообложения.
Монетизация бюджетного дефицита. В
случае монетизации дефицита (то есть
внутреннего банковского
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляется в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.
Отсроченные платежи - способ финансирования бюджетного дефицита, при котором правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если закупки осуществляются в частном секторе, то производители заранее увеличивают цены, чтобы застраховаться от возможных неплатежей. Это дает толчок к повышению общего уровня цен и уровня инфляции.
Если отсроченные платежи
Внешнее долговое финансирование. Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.
Нередко, однако, возможности льготного финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.