Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:21, курсовая работа
Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.
В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:
1. Изменение
направлений инвестирования
2. Стремление
к уменьшению некоторых статей
расхода на содержание
3. Упорядочение
налоговой системы, уменьшение
количества налогов и
4. Необходимо
вести решительную борьбу с
инфляцией, добиться
5. Укрепление
финансовой дисциплины, упорядочение
расчетов между предприятиями,
увеличение рентабельности
6. Устранению
кризисных явлений также будет
способствовать выплата
7. Нужно добиться
уменьшения спада
8. Необходимо
увеличить долю бюджетных
9. С целью
стимулирования иностранных
Подводя краткий
итог по данной главе можно сделать
вывод, что бюджетный дефицит - это
превышение расходов бюджета над
его доходами. Существует целый ряд
причин возникновения бюджетного дефицита,
основными из которых являются: необходимость
осуществления крупных
ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ
2.1. Способы финансирования бюджетного дефицита.
Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.
2.1.1. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет монетизации дефицита.
Этот способ
финансирования состоит в том, что
необходимые для покрытия дефицита
бюджета суммы правительству
предоставляет центральный
Достоинства такого способа финансирования:
· рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает снижение ставки процента (удешевление цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;
· эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме.
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
В условиях повышения уровня инфляции возникает так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.
Монетизация дефицита
государственного бюджета может
не сопровождаться непосредственно
эмиссией наличности, а осуществляется
в других формах - например, в виде
расширения кредитов Центрального Банка
государственным предприятиям по льготным
ставкам или в форме
Отсроченные платежи
- способ финансирования бюджетного дефицита,
при котором правительство
Если отсроченные
платежи накапливаются в
2.1.2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего займа.
Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя) и продает их населению (домохозяйствам и фирмам), используя полученные средства для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Облигация - наиболее
распространенный вид ценных бумаг.
Она символизируется
Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Она обозначается на облигации и выражается денежной суммой, предоставленной держателем облигации государству во временное пользование. Эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляется процент. Однако реальная доходность облигации для их держателей может быть больше или меньше установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, отклоненной от нарицательной стоимости.
Казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государство направляет только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вовсе (по целевым займам). Условиями выполнения казначейских обязательств предусмотрена оплата доходов только в процентах.
Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.
Достоинства этого способа:
· он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется (часть сбережений домохозяйств в виде платы за купленные государственные облигации перемещается к правительству, т.е. деньги лишь переходят от одного экономического агента к другому), поэтому в краткосрочном периоде это не инфляционный способ финансирования;
· это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидные (их легко и быстро можно продать -- это "почти деньги"), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием), практически нерискованные и достаточно доходны (по ним платится процент).
Недостатки этого способа:
· по долгам надо
платить. Очевидно, что население
не будет покупать государственные
облигации, если они не будут приносить
дохода, т.е. если по ним не будет
выплачиваться процент. Выплата
процентов по государственным облигациям
называется обслуживанием государственного
долга. Чем больше государственный
долг (чем больше выпущено государственных
облигаций), тем большие суммы
должны идти на обслуживание долга. А
выплата процентов по государственным
облигациям является частью расходов
государственного бюджета, и чем
они больше, тем больше дефицит
бюджета. Получается порочный круг: государство
выпускает облигации для
· данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном периоде он может обусловить достаточно высокую инфляцию. Парадоксально, но чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым;
· существенным недостатком долгового способа финансирования является эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения заключается в следующем: увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг, а не на покупку ценных бумаг частных фирм, что могло бы обеспечить расширение производства и способствовать экономическому росту. Это сокращает инвестиционные ресурсы и поэтому инвестиционные расходы частных фирм. Кроме того, борьба за кредитные средства ведет к росту их цены -- ставки процента, т.е. к удорожанию кредитов, в результате инвестиционные расходы фирм уменьшаются. [8]
2.1.3. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внешнего займа.
Специфическим методом финансирования является внешний займ, который основан на получении необходимых средств у правительств развитых стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда -- МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Как правило, займ происходит путем продажи частных и государственных ценных бумаг, т.е. финансовых активов, хотя некоторые развивающиеся страны и страны с переходной экономикой иногда используют прямые займы.
Достоинство этого метода состоит в возможности получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита государственного бюджета эмиссионным способом создает угрозу высокой инфляции.
Недостатки этого способа:
· необходимость
возвращения долга и
· невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга;
· необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;
· при дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны.
Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения