Бюджетный дефицит, причины его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 156.55 Кб (Скачать)

Гарантии могут  предоставляться не только федеральным  правительством, но и нижестоящими уровнями государственной власти. Верхний  предел гарантий, выдаваемых субъектом  федерации и муниципальным образованием, должен утверждаться в соответствующем  законе (или решении) о бюджете

. В нем также  должен содержаться перечень  гарантий, предоставляемых на сумму  более 0,01% расходов бюджета

. Общая сумма  выданных гарантий учитывается  в составе долга субъектов  федерации и муниципального долга

.

Долг  иностранных государств перед Российской Федерацией

Помимо регулирования  внешней и внутренней задолженности  государства перед другими лицами, важным элементом долговой политики является управление так называемыми  внешними активами государственными кредитами

, предоставленными  иностранным государствам, их юридическим  лицам международным организациям.

Сведения о  размерах и структуре долга зарубежных государств перед Россией (по видам  обязательств и заемщикам) представляются Правительством в Государственную  Думу в одновременно с проектом закона о бюджете

 на очередной  год. Законодатели рассматривают  и утверждают Программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов

  иностранным государствам, их юридическим  лицам и международным  организациям за счет средств федерального бюджета

, которая содержат перечень выдаваемых кредитов, их цели, наименование получателей, общий объем кредитов и сумму, которую планируется выделить в очередном году.

Программа предоставления государственных кредитов

 на 2003 год  вошла в состав закона о федеральном бюджете

 в виде  Приложения 27. В соответствии с  ней плановый объем кредитов  другим странам составил 800,5 млн.  долларов США. Большинство из  них являются долгосрочными, то  есть имеют срок погашения  более 10 лет. Основное направление  предоставления кредитов – развитие  атомной энергетики; на эти цели  было запланировано выделить 476,6 млн. долларов. Наиболее крупными  заемщиками у России в 2003 году  являются Китай (40% от общей  суммы кредитов), Вьетнам (25%) и  Индия (14%), далее следуют Югославия  и Молдова (7 и 6% соответственно).

Таблица 6. Программа предоставления Российской Федерацией государственных  кредитов иностранным  государствам, их юридическим  лицам, а также  инвестиций за пределами  территории РФ на 2003 год Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории РФ на 2003 год

(млн.  долл. США)

Страна-заемщик Расходы федерального бюджета
Всего в том  числе на предоставляемые кредиты
по  срокам погашения кредитов по направлениям предоставления кредитов
среднесрочные (от 2 до 10 лет) долгосрочные (более 10 лет) атомная энергетика тепло-гидроэнергетика прочие объекты, товары, услуги
Республика  Болгария 21,84   21,84 21,84    
Социалистическая  Республика Вьетнам 200,02 100,00 10,02   10,02 100,00
Республика  Индия 110,50   110,50 110,50    
Республика  Ирак 7,00 7,00     7,00  
Китайская Народная Республика 318,73   318,73 318,73    
Республика  Куба 9,80   9,80     9,80
Королевство Марокко 0,31 0,31     0,31  
Республика  Молдова 50,00 50,00       50,00
Тунисская Республика 0,98   0,98   0,98  
Украина 25,50 25,50   25,50    
Союзная Республика Югославия 55,82 21,42 34,40   34,40 21,42
Итого 800,50 204,23 506,27 476,57 52,71 181,22
 

Получить данные в формате Microsoft Excel 97 (в архиве ZIP)

Источник: Приложение 27 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ

Помимо программы  государственного кредитования, в законе о бюджете

 утверждаются  следующие показатели:

  • суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;
  • размер долга иностранных государств на конец года;
  • предельный объем государственных кредитов, предоставляемых иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям (государствам-участников СНГ);
  • предельный объем кредитов, предоставляемых государствам-участникам СНГ.

Если договор  о предоставлении государственного кредита

 предполагает  увеличения предельного объема  кредитов, определенного в законе  о бюджете

, то он может  быть заключен только после  внесения изменений в данный  закон.

Дефолт  и способы его  преодоления

Если экономическое  положение страны достаточно устойчиво, и программа займов имеет четкое экономическое обоснование, государственный долг

 не несет  угрозы для стабильности бюджетной системы

. Однако, в чрезвычайных  ситуациях государство может  столкнуться с дефолтом. Дефолт означает отказ правительства от своих долговых обязательств или нарушение графика выплат по ним в одностороннем порядке, без согласования с держателями этих обязательств. Целью его является снижение чрезмерной нагрузки по обслуживанию и погашению долга, ложащейся на государственный бюджет

. Это явление  схоже с банкротством фирм, но  отличается от него отсутствием  формализованных правил и процедур  наложения взысканий, в том  числе через судебную систему.

Дефолт имеет  множество отрицательных последствий, в первую очередь социальных и  политических. Рейтинг страны как  заемщика резко падает, подрывается  доверие к политике правительства  как внутри страны, так и за рубежом. Серьезно ухудшается инвестиционный климат. Отказ правительства от обязательств, размещенных за рубежом, может привести к международной изоляции страны. Практически останавливается приток иностранного капитала, инвесторы стремятся  вывести свои активы за рубеж. Растет политическое давление на правительство  со стороны стран-кредиторов. Могут  предприниматься попытки наложить арест на имущество должника, расположенное  за границей. Эти и другие негативные последствия проявляются в течение  длительного времени, поэтому дефолт может рассматриваться лишь как  крайний вариант решения проблемы задолженности.

Наиболее крупными дефолт был объявлен в 1990 году в Бразилии, его сумма составила 62 млрд. долларов.

Чтобы предотвратить  дефолт, правительство может использовать более мягкий решения проблемы задолженности  – реструктуризацию долга. Реструктуризация долга означает изменение режима обслуживания и погашения долговых обязательств на основе соглашений, который государство заключает с их держателями. На практике могут применяться различные схемы реструктуризации, наиболее распространенная из которых – это схема "долг–долг". Она заключается в том, что государство обменивает один вид долговых обязательств на другой, для которого установлены иные условия обслуживания и сроки погашения. Примером может служить обмен краткосрочных обязательств на средне- или долгосрочные, который сопровождается рядом условий в пользу инвесторов. Это позволяет отсрочить выплату основной суммы долга и снизить текущую долговую нагрузку на бюджет

.

В крайних случаях может использоваться такая мера, как списание долга. В отличие от дефолта, оно производится по соглашению с держателями долговых обязательств и поэтому может сопровождаться рядом экономических и политических условий в их пользу.

Договоры о  реструктуризации задолженности или  списании задолженности иностранных  государств перед Россией должны быть ратифицированы Государственной  Думой. Это правило не распространяется на те случаи, когда проблема урегулирования долгов решается в рамках участия России в международных финансовых организациях или финансовых клубах на общих условиях для всех их участников.

Контрольные вопросы

Требования  к бюджету

В идеале бюджет

 любого уровня бюджетной системы

 государства

 должен быть  сбалансирован. Однако в силу  действия различных факторов (экономических,  политических, природных и др.) часто  возникает ситуация, когда доходы бюджета

(налоговые и  неналоговые) не покрывают все  необходимые для соответствующего  уровня бюджетной системы расходы

.

В мировой практике существуют следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

[править

] Источники финансирования  дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные  источники, которые делятся на внутренние и внешние.

[править

] Внутренние источники

Финансирования  дефицита за счет внутренних источников включают:

  • средства, поступившие от размещения государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте ;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты, предоставленные кредитными организациями, международными финансовыми организациями;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

[править

] Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения