Бюджетный дефицит, причины его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 156.55 Кб (Скачать)
Таблица 2. Расходы федерального бюджета РФ на обслуживание государственного и  муниципального долга  в 2003 году Расходы федерального бюджета РФ на обслуживание государственного и муниципального долга в 2003 году

(млн.  рублей)

Код бюджетной классификации РФ Наименование Сумма
  Расходы федерального бюджета - всего 2 345 641,4
  в том числе:  
1900 Обслуживание  государственного и муниципального долга 277 510,1
1901
    Обслуживание  государственного и муниципального внутреннего долга
57 482,1
1902
    Обслуживание  государственного внешнего долга
220 027,9
 

Получить данные в формате Microsoft Excel 97 (в архиве ZIP)

Источник: Приложение 6 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации"

Бюджетная система Российской Федерации. Дистанционный учебный курс  

Таблица 3. Расходы на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации на 2003 год Расходы на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации на 2003 год*

(млн.  рублей)

Наименование Сумма
Расходы на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации (включая расходы на обслуживание обязательств бывшего Союза ССР, принятых Российской Федерацией), всего 220027,9
    в том числе:
 
    по кредитам правительств иностранных государств
79173,1
      в том числе:
 
      по задолженности  странам - членам Парижского клуба 
77835,2
      по задолженности  кредиторам, не являющимся членами  Парижского клуба 
1337,9
    по кредитам иностранных коммерческих банков и  фирм
6800,0
    по кредитам международных финансовых организаций 
22270,0
    по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте
104365,7
      в том числе:
 
      по еврооблигационным займам
95111,3
      по облигациям внутреннего государственного валютного  займа 
9254,4
    по кредитам Центрального банка Российской Федерации 
7419,1
 

Получить данные в формате Microsoft Excel 97 (в архиве ZIP)

Источник: Приложение 37 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2003 год" от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ "Распределение расходов федерального бюджета на 2003 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации"

Регулирование предельного объема государственного долга

Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы. Поэтому законодательством предусматриваются различные механизмы, направленные на ограничение объема заимствований, накопленных долговых обязательств и расходов по их обслуживанию.

В законе о бюджете ежегодно утверждаются предельные объемы государственного внутреннего, внешнего долга и пределы внешних заимствований. Общие требования к предельным объемам внешних заимствований Российской Федерации таковы: заимствования не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. При этом Правительство вправе осуществлять займы сверх установленного лимита, если это не приводит к превышению предельной величины долга и позволяет сократить расходы по его обслуживанию. Максимальный объем долга субъекта федерации и муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.

Законом о федеральном бюджете на 2003 год были установлены следующие предельные величины государственного долга (на 1 января 2004 года):

  • внутренний долг Российской Федерации – не более 842,1 млрд. рублей (6,5% от ВВП);
  • внешний долг Российской Федерации – 123,7 млрд. долларов США или 103,1 млрд. евро (около 30% ВВП) без учета неурегулированной задолженности РФ в клиринговых и замкнутых валютах, включая гарантии, выданные третьим лицам на привлечение внешних заимствований, и задолженности по кредитам, предоставленным Внешэкономбанком Министерству финансов в 1998–1999 годах за счет средств Центрального банка в иностранной валюте для расчетов по государственному внешнему долгу РФ;
  • внешний долг иностранных государств (кроме стран-членов СНГ) перед Россией – 75,1 млрд. долларов США (менее 20% ВВП);
  • внешний долг государств-участников СНГ перед Россией – 3,3 млрд. долларов (менее 1% ВВП);

Верхний предел внешних заимствований Российской Федерации в форме несвязанных  финансовых кредитов был установлен в размере 1,29 млрд. долларов.

Эмиссию государственных ценных бумаг можно проводить только в том случае, если законом о бюджете утверждены предельные размеры государственного долга и объема заемных средств, используемых для финансирования бюджетного дефицита. Для субъектов федерации предельный объем заемных средств, направляемых на покрытие дефицита, не должен быть больше 30% от объема доходов регионального бюджета (без учета финансовой помощи из бюджетов вышестоящего уровня и займов, привлеченных в текущем году). Для муниципальных образований это ограничение составляет 15% от доходов местного бюджета.

Законодательство  не только ограничивает общую величину государственного долга и займов. Отдельные его положения касаются регулирования расходов по обслуживанию долговых обязательств. Хотя органы власти регионов и муниципальных образований используют полномочия по управлению своими долгами самостоятельно, задачей федеральных властей является контроль за эффективностью управления финансами нижестоящих уровней. Если при исполнении регионального бюджета затраты на обслуживание долга субъекта федерации превысили 15% от общей суммы его расходов, и при этом субъект федерации сам не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, федеральное правительство вправе назначить ревизию бюджета, а также передать его исполнение под контроль Министерства финансов. Схожая процедура может применяться органами власти субъекта федерации по отношению к муниципальным образованиям.

Программы государственных заимствований

Для того, чтобы обеспечить контроль над долговой политикой государства, парламент страны вместе с проектом бюджета рассматривает и утверждает программы государственных внешних и внутренних заимствований. Эти программы оформляются в виде приложений к закону о бюджете.

Программа государственных  внешних заимствований представляет собой перечень внешних займов бюджета на очередной год. В ней указывается цели займов, их источники, сроки возврата; общий объем привлекаемых средств; средства займа, использованные до начала года и объем заимствований в данном году. Программа включает договоры не только о новых займах. В ней в обязательном порядке отражаются те соглашения, которые были заключены ранее и не утратили своей силы.

В программе  внешних заимствований должны быть отдельно предусмотрены все займы  и гарантии, величина которых превышает  сумму 10 млн. долларов США на весь срок займа. Такие займы могут быть осуществлены правительством только после того, как программа будет законодательного утверждена. Договоры о заимствованиях и предоставлении гарантий в таком объеме подлежат ратификации.

Программа государственных  внешних заимствований на 2003 год  была принята в виде приложения 26 к закону о федеральном бюджете. В ней были отражены следующие виды поступления: несвязанные (финансовые) заимствования и целевые иностранные кредиты и займы. К программе прилагались 5 перечней:

  • источники привлечения несвязанных (финансовых) кредитов и займов. В их составе выделялись международные рынки капитала, на которых размещаются внешние облигационные займы, и Международный банк реконструкции и развития (заем на развитие бюджетного федерализма и реформирование региональных финансов);
  • кредиты (займы) международных финансовых организаций. Перечень включал 43 проекта, по каждому из которых указывались: наименование и номер проекта, источник привлечения заимствования; цель заимствования; направления использования кредитов (займов); получатели средств, дата погашения основного долга; сумма заимствования; использование средств до начала финансового года; прогноз использования средств в 2003 году; а также организация или орган, предоставившие гарантию;
  • кредиты (займы) правительств иностранных государств, банков и фирм. В нем отражены: конечный получатель средств; цель заимствования и направления использования; сумма заимствования; оценка объема использованных средств до начала финансового года; прогноз использования средств в 2003 году; и организация (орган, третье лицо), предоставившая гарантию по возврату средств в федеральный бюджет;
  • гарантии от некоммерческих рисков, выдаваемые в 2003 году под гарантии МБРР;
  • суверенные гарантии, выдаваемые в 2003 году по проектам, финансируемым Европейским банком реконструкции и развития.

Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения