Бюджетный дефицит, причины его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 156.55 Кб (Скачать)

Финансы: учебник / под ред. проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М. - М.: Юрайт-М, 2001.

Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000.

Дробозина Л.А. Финансы: учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

Финансы: учебник / под ред. В.П. Литовченко.- М.: 2004. - 724с.

Журнал "Рынок  Ценных Бумаг" Издательский Дом "РЦБ"

Бюджетный кодекс РФ (с изменениями от 2 февраля 2006 года). Принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17.07.98. (Часть 2, Раздел IV, Глава 13, Статьи 93, 94)

Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. - 253с.

Аналитический доклад лаборатории "ВЕДИ" - «Рынок еврооблигаций РФ в 2004 г. и перспективы  его развития в 2005 г.», 2005.

Официальный сайт Федеральной службы государственной  статистики: www.gmcgks.ru

Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России): www.roskazna.ru 
 
 
 
 
 
 
 

2. ФОРМЫ (ВИДЫ) ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА.

                  5. ТРИ КОНЦЕПЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.

                 Первая концепция базируется  на том, что бюджет должен  быть

         ежегодно сбалансирован. До «Великой  депрессии» 30-х годов  ежегодно

         балансируемый  бюджет   общепризнанно   считался   желанной   целью

         государственных финансов и финансовой  политики.  Однако  при  более

         тщательном рассмотрении этой  проблемы  становится  очевидным,  что

         ежегодно  балансируемый  бюджет  в   основном   исключает   или   в

         значительной степени уменьшает   эффективность  фискальной  политики

         государства,     имеющей      антициклическую,      стабилизирующую

         направленность. Хуже того, ежегодно  балансируемый бюджет  на  самом

         деле углубляет колебания экономического цикла. Например,  допустим,

         что  экономика  сталкивается  с  длительным  периодом  безработицы.

         Доходы   населения   падают.   Налоговые   поступления   в   бюджет

         автоматически  сокращаются.  Стремясь   непременно   сбалансировать

         бюджет, правительство должно либо  повысить  ставки  налогов,  либо

         сократить государственные расходы,  либо использовать сочетание  этих

         двух мер. Однако следствием  всех этих мероприятий будет  еще большее

         сокращение совокупного спроса.

                 На другом примере можно показать, как стремление  ежегодно

         балансировать  бюджет  может   стимулировать  инфляцию.  В   условиях

         инфляции,   при   повышении    денежных    доходов    автоматически

         увеличиваются    налоговые    поступления.    Для    предотвращения

         предстоящего превышения доходов  над расходами правительство   должно

         принять следующие меры: либо  снизить ставки налогов, либо  увеличить

         правительственные расходы, либо  использовать  сочетание  этих  двух

         мер. Ясно, что следствием этих  мер  будет  усиление  инфляционного

         давления в экономике.

                 Основной вывод  ясен:  ежегодно  балансируемый  бюджет  не

         является  экономически  нейтральным.  Несмотря  на  эту  и   другие

         проблемы, во многих странах существует  значительная поддержка  идеи

         принятия  конституционной  поправки,  предусматривающей   ежегодное

         балансирование бюджета.

                 Вторая концепция базируется  на том, что бюджет должен  быть

         сбалансирован в ходе экономического  цикла, а не каждый год.  Данная

         концепция    предполагает,    что    правительство     осуществляет

         антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать

         бюджет. В этом случае, однако,  бюджет  не  должен  балансироваться

         ежегодно.  Достаточно,  чтобы   он   был   сбалансирован   в   ходе

         экономического  цикла.  Логическое   обоснование   этой   концепции

         бюджетной политики просто, разумно  и привлекательно. Для того чтобы

         противостоять  спаду,  правительство   должно   снизить   налоги   и

         увеличить правительственные расходы,  тем самым сознательно вызывает

         дефицит  бюджета.  В  ходе   последующего   инфляционного   подъема

         правительство  повышает   налоги   и   правительственные   расходы.

         Возникающие на этой основе положительное сальдо бюджета может  быть

         использовано на покрытие федерального  долга, возникающего в  период

         спада.   Таким   образом    правительство    проводит    позитивную

         антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет,  но  не

         на ежегодной основе, а за период  в  несколько  лет.  Но  в  данной

         концепции бюджета существует  ключевая проблема, которая  состоит   в

         том,  что  спады  и   подъемы  в  экономическом   цикле  могут   быть

         неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например,  длительный

         и  глубокий  спад  может   смениться  коротким   периодом   подъема.

         Появление большого  дефицита  в  период  спада  в   этом  случае  не

         покроется   небольшим   положительным   сальдо   бюджета    периода

         процветания, следовательно, будет  иметь место  циклический   дефицит

         бюджета.

             Третья концепция связана с  идеей так называемых функциональных

         финансов. В соответствии с этой  идеей вопрос  о  сбалансированности

         бюджета – на ежегодной или  на циклической основе –   второстепенный.

         Первоначальной целью федеральных  финансов является  обеспечение   не

         инфляционной полной занятости,  то есть балансирование экономики,  а

         не бюджета. Если достижение  этой  цели  сопровождается  устойчивым

         положительным сальдо или большим  и все возрастающим государственным

         долгом – пусть  будет   так.  В  соответствии  с   данной  концепцией

         проблемы, связанные с государственными  дефицитами  или  излишками,

         малозначимы   в   сравнении   с   высшей   степени   нежелательными

         альтернативами  продолжительных   спадов  или  устойчивой  инфляции.

         Федеральный бюджет является   -   во-первых,  и,  прежде  всего   -

         инструментом   достижения    и    поддержания    макроэкономической

         стабильности. Правительство не  должно сомневаться, идя  на  ведение

         любых дефицитов или излишков  для достижения этой цели

                 Вторая  и  третья  концепции   лежат  в  основе  финансовой

         политики, ориентированной на бюджетный   дефицит  и  опирающейся   на

         потенциал денежного хозяйства  страны.

             Такая политика предполагает:

              o Наличие четкой программы финансовых  мероприятий в рамках

                денежного потенциала страны;

              o  Контроль  за  развитием бюджетного   дефицита   и   поиск

                источников  его покрытия;

              o  Выделение бюджетных средств   на   мероприятия,   дающие

                значительный экономический эффект.

             Овладение   этой   политикой   позволяет   обществу   находить

         оптимальную величину бюджетного  дефицита. Так, в конце  80-х   годов

         бюджетный дефицит во Франции  составлял 9,6% от ВНП, в США  – 11,6, в

         ФРГ = 14, в Японии – 15,6,  в  Бельгии – 25,1, в Италии  –  25,5,  в

         Греции -  31,2%.[3]

                 Однако  при  всей  привлекательности   политики  бюджетного

         дефицита, крупные дефициты приводят  к  значительным  отрицательным

         последствиям даже для «богатых»  в  экономическом  отношении   стран.

         Так,  американская  экономика   длительные  годы  функционировала   в

         условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но к середине

          90-х годов дефицит федерального  бюджета  приобрел  особо   крупные

         масштабы,  что  заставило   правительство   изыскивать   действенные

         средства борьбы с ним. 

             Что касается российской бюджетной  политики, то она  длительное

         время базировалась на первой  концепции. Требование  бездефицитности

         бюджета являлось «альфой и  омегой» нашего экономического  развития.

             Ситуация в  самом  начале  экономических  преобразований  была

         плачевной.   С   разрушения    командно-административной    системы

         нормальное  соотношение  между   доходами  и  расходами   прекратило

         поддерживаться силовыми методами, что проявилось в  огромном  росте

         бюджетного дефицита. По итогам 1991 года  дефицит  бюджета  бывшего

         СССР   достиг   почти   20%   ВНП.   Резкое   увеличение   дефицита

         государственного  бюджета   привело   к   нарастанию   инфляционных

         процессов,   поскольку   для   покрытия   дефицита    правительство

         систематически использовало денежно-кредитную   эмиссию.  Только  за

         три квартала 1991 г. Рублевая масса  возросла с 989  млрд.  руб.  до

         1,7  трлн.  руб.,  и  ситуация  продолжала  ухудшаться.  Нарастание

         инфляционных процессов выразилось  в росте цен на  товары  и   услуги

         (видимая инфляция) и  резком  повышении  уровня  неудовлетворенного

         платежеспособного спроса (скрытая  инфляция).  До  1994  г.  Дефицит

Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения