Бюджетный дефицит, причины его возникновения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 07:21, курсовая работа

Краткое описание

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Файлы: 1 файл

Бюджетный дефицит.docx

— 156.55 Кб (Скачать)
 

Бюджетный дефицит, причины его возникновения

Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Обратное явление - профицит бюджета - означает превышение доходов бюджета над расходами. Существует также понятие "первичный профицит", которое означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы (см. таблицу 1). Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% от объема расходов.

Таблица 1. Дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации в 1992-2001 гг. Таблица 1.

Дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации в 1992-2001 гг.

(миллиардов  рублей; до 1998 г. – трлн. руб.)

    1992 1993 1994 1995 19961) 1997 1998 1999 2000 2001
Доходы2) 5,3 49,7 172,4 437,0 558,5 711,6 686,8 1213,6 2097,7 2683,7
Расходы 4,0 57,7 230,4 486,1 652,7 839,5 842,1 1258,0 1960,1 2419,4
Профицит, дефицит (-) -0,6 -7,9 -65,53) -49,1 -94,2 -127,9 -155,3 -44,4 137,6 264,3
    в % от ВВП
3,2 4,6 10,7 3,2 4,4 5,2 5,7 0,9 1,9 2,9
    в % от объема расходов
15,0 13,7 28,4 10,1 14,4 15,2 18,4 3,5 7,0 10,9
Справочно: объем ВВП 19,0 171,5 610,7 1540,5 2145,7 2478,6 2741,1 4766,8 7302,2 9040,8
 

Получить данные в формате Microsoft Excel 97 (в архиве ZIP)

Источник: Российский статистический ежегодник, 2002: Стат.сб. / Госкомстат России. - М., 2002. - с. 531.; Российский статистический ежегодник: Стат.сб. / Госкомстат России. - М., 2000. - с. 249.

Бюджетная система Российской Федерации. Дистанционный учебный курс 

1) Без заключительных оборотов.

2) С 1 января 1999 г. поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и реализации государственных запасов исключены из статьи “Доходы” и отнесены к источникам финансирования дефицита бюджета.

3) С учетом средств, поступивших в Банк России, но не перечисленных на корреспондентские счета Минфина России, сальдо по кредитным и валютным операциям.

Законами о федеральном бюджете России дефицит предусматривался вплоть до 2000 года. Однако, к концу десятилетия его величина постепенно сокращалась, причем не только в относительном, но и в абсолютном выражении. Если в 1998 году дефицит федерального бюджета был запланирован в объеме 132,4 млрд. руб. (4,7% от ВВП), то в 1999 году плановый показатель составил 101,4 млрд. руб. (2,54% ВВП), а в 2000 году - 57,9 млрд. руб., или 1,08% от прогнозируемого объема ВВП. Фактически же в 2000 году федеральный бюджет был исполнен с профицитом - впервые за последнее десятилетие реформ. Доходы бюджета превысили его расходы на 112,7 млрд. руб. В законе о федеральном бюджете на 2003 год превышение доходов над расходами было предусмотрено в сумме 72,2 млрд. рублей, что составляет 3,1% от объема бюджетных расходов и 0,55% от валового внутреннего продукта.

Если при составлении  проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, это означает, что существует резерв для осуществления дополнительных расходов либо для снижения налоговой нагрузки на экономику. Поэтому российский Бюджетный кодекс предусматривает, что государственный и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если плановый объем доходов оказывается выше расходов, до окончательного принятия закона о бюджете следует сократить профицит в следующей последовательности;

    1) уменьшить  доходы от продажи государственной  или муниципальной собственности (для федерального бюджета - от реализации государственных запасов и резервов);

    2) направить  средства на дополнительное погашение  долговых обязательств;

    3) увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если же эти  меры осуществлять нецелесообразно, необходимо снизить налоговые поступления  в бюджет, что потребует внесения изменений в налоговое законодательство. Это, в свою очередь, будет означать уменьшение налоговой нагрузки на экономику и способствовать повышению экономической активности.

В соответствии с указанными требованиями Бюджетного кодекса в законе о федеральном бюджете на 2003 год были предусмотрены направления использования профицита. В сумме 51,4 млрд. рублей (71%) эти средства были направлены на погашение государственного долга и в сумме 20,7 млрд. рублей (29%) - на пополнение финансового резерва. Средства финансового резерва, в свою очередь, могут использоваться для замещения внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджета и погашения государственного долга. Порядок управления финансовым резервом устанавливается Правительством РФ в соответствии с законом о бюджете.

Если бюджет на очередной год принимается с дефицитом, в законе о бюджете необходимо предусмотреть источники его финансирования. К ним относятся различные виды заемных средств, которые привлекаются государством с денежного, кредитного и финансового рынка.

Различают следующие  виды финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное  финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка или напрямую продает ему свои долговые обязательства. Этот метод имеет существенные недостатки, поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на его использование. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. Но даже если прямого запрета нет, денежное финансирование дефицита используется лишь в крайних случаях. Дело в том, что при таком подходе центральный банк увеличивает денежную массу на величину, не обеспеченную товарами и услугами. В результате растет инфляция, нарушается нормальный механизм ценообразования, падает курс национальной валюты, ухудшаются рациональные ожидания в экономике и возникает ряд других неблагоприятных последствий.

В отличие от денежного, долговое финансирование дефицита осуществляется путем выпуска доходных государственных обязательств, которые размещаются на фондовом рынке, свободно покупаются и продаются на нем, а по истечении определенного срока погашаются государством. Средства, полученные от размещения займов, идут на покрытие бюджетного дефицита. Поскольку деньги занимаются не у центрального банка, а на рынке, прироста денежной массы не происходит. В этом состоит преимущество долгового финансирования. Однако, перераспределение денежной массы имеет и негативные последствия. Поскольку выпущенные обязательства гарантированы государством, они рассматриваются как достаточно надежное вложение средств. Приобретая государственные ценные бумаги, субъекты рынка ограничивают свои вложения в реальный сектор экономики. В итоге происходит вытеснение средств в сферу финансовых операций, снижается инвестиционная активность, что негативно сказывается на перспективах экономического роста в будущем.

Помимо государственных займов, источниками финансирования дефицита могут быть кредиты и ссуды, полученные от бюджетов других уровней, частных банков и компаний, правительств других стран, а также международных финансовых организаций - Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и др.

Структура источников финансирования дефицита бюджетов различных уровней в России определяется Бюджетным кодексом (ст. 94-96). В соответствии с ним выделяются следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета:

    1) внутренние  источники:

    • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
    • бюджетные ссуды, полученные от других уровней бюджетной системы;

    2) внешние  источники:

Информация о работе Бюджетный дефицит, причины его возникновения