Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения.…..4
1.1 Бюджетная политика в современной экономике……………………….…..4
1.2 Функции бюджета………………………………………………………….…6
1.3 Свойства бюджета…………………………………………………………….8
1.4 Бюджетный процесс и его основные этапы…………………..……………10
2. Характеристика современной бюджетной политики государства…….…..13
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития……………...13
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики……………………………………………………………………….…16
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики………………………………………………………………………...19
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики…………………………………………………………………..…….19
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов………………………………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

1448 СЗАГС Бюджетное регулирование экономики РФ.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

Законодательство  страны устанавливает круг участников бюджетного процесса, определяет и  разграничивает их полномочия. Основными  участниками бюджетного процесса являются:

1) президент  страны или глава субъекта  Федерации;

2) органы  законодательной и исполнительной  власти;

3) органы  кредитно-денежного регулирования  (центральный банк);

4) органы  государственного и муниципального  финансового контроля;

5) государственные  внебюджетные фонды;

6) распорядители  бюджетных средств;

7) бюджетополучатели.

Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетного процесса, необходимо установить порядок взаимодействия его участников на каждом этапе, четко сформулировать процедуры и правила принятия решений, определить состав разрабатываемых ими документов и сроки их представления. Несмотря на сложность процедуры разработки бюджета, страна должна войти в очередной год с принятым основным финансовым законом. Именно поэтому продолжительность и содержание отдельных этапов бюджетного процесса жестко регулируется законодательством.

Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа.

Составление проекта бюджета. Проект закона о  бюджете разрабатывается исполнительной властью. Ему предшествует оценка экономической  ситуации и хода исполнения бюджета  текущего года, прогнозирование основных показателей социально-экономического развития страны на будущий период, составление прогноза развития финансовой системы. Задачей таких прогнозов  является оценка перспективных тенденций  развития экономики и расчет основных ее параметров, таких как ВВП, уровень  инфляции, курс национальной валюты, к  которым в дальнейшем будут привязаны  показатели бюджетного плана.

Разработка  проекта закона о бюджете является итеративным процессом согласования смет отдельных бюджетополучателей, перечня целевых программ, планируемых  объемов межбюджетных трансфертов  и других направлений расходования средств с ожидаемым уровнем  доходов. Его эффективность может  быть повышена путем внедрения стимулов для экономии бюджетных средств.7

Рассмотрение  и утверждение бюджета. Осуществляется законодательным органом власти — парламентом. На этом этапе свои предложения по проекту бюджета  высказывают парламентские фракции, а также граждане и общественные организации, которые таким образом  получают возможность участвовать  в бюджетном процессе.

Исполнение  бюджета начинается после утверждения  закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается  в выполнении доходной и расходной  части бюджета. Задачи исполнения бюджета  — обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

Процедура исполнения бюджета четко регламентирована законом. Однако органы исполнительной власти имеют определенную свободу  действий для того, чтобы оперативно реагировать на изменения социально-экономической  ситуации. В частности, они могут  вносить изменения по различным  направлениям расходования средств в пределах утвержденных ассигнований. В процессе исполнение бюджета важную роль играют налоговые органы, администрирующие поступление налоговых доходов в бюджетную систему, а также казначейство — государственный финансовый орган, осуществляющий исполнение государственного бюджета.8

Финансовый  контроль осуществляется в трех основных формах: предварительный, текущий и  последующий контроль. Предварительный  контроль применяется в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете. Текущий контроль проводится на этапе исполнения бюджета в  течение всего бюджетного периода. Он позволяет оперативно выявлять и  исправлять нарушения, возникающие  в бюджетной сфере, с целью  приведения бюджетной политики правительства  и отдельных государственных  учреждений в соответствие с действующими законами. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной  власти, а также общественные организации. Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в  ходе рассмотрения и утверждения  отчета об исполнении бюджета. Данный отчет составляется правительством и направляется для получения  заключения в орган финансового  контроля (в России эти функции  выполняет Счетная палата). За этим обычно следует утверждение отчета об исполнении бюджета законодательным  органом.

2. Характеристика современной  бюджетной политики государства

2.1 Налоги и их  роль в обеспечении экономического  развития

 

Перед российским правительством и органами власти субъектов Российской Федерации  стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который, с  одной стороны, обеспечит полный и своевременный сбор налогов, необходимых  и достаточных для финансирования разумных государственных расходов, а с другой стороны, создаст благоприятные  условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан.

Поэтому естественными представляется оценить:  динамично ли развитие экономики, растут ли так быстро доходы, что страна не успевает их расходовать, на самом  ли деле так хорошо профинансирована бюджетная сфера, что поступающие  доходы оказываются избыточными  с точки зрения целесообразности увеличения расходов. Тем более, что вот уже пять лет консолидированный бюджет (и федеральный бюджет) фактически является профицитным. На 2000 г. профицит в законе о бюджете не предусматривался, но был достигнут фактически, а после 2000 г. ежегодно предусматривается законом о бюджете.

В бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 1). Конечно, поступление налогов существенно улучшилось.

Таблица 1

Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета (в % к ВВП)

Год

Доходы

Расходы

Дефицит (-)

Профицит (+)

1992

15,8

18,9

-3,1

1993

14,9

20,5

-5,5

1994

13,4

23,4

-10,0

1995

15,1

17,9

-2,8

1996

14,9

18,6

-3,7

1997

13,9

17,6

-3,7

1998

11,9

17,2

-5,3

1999

12,9

14,0

-1,1

2000

16,0

14,6

1,4

2001

17,6

14,7

2,9

2002

19,4

17,8

1,5

2003

18,5

18,0

0,5

2004

17,9

17,4

0,5

2005

17,8

16,3

1,5


 

Прежде  нередко ситуация складывалась очень  тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит  федерального бюджета в 1994 г. достиг максимума (10,5%). В этот период наблюдался глубокий спад производства,  который  сопровождался резким снижением  рентабельности производства, ростом процентных расходов, низкой доходностью местных бюджетов и неудовлетворительной собираемостью налогов вследствие развития бартерной формы расчетов.

  Впоследствии Правительство России  сумело воспользоваться благоприятной  бюджетной ситуацией для проведения  комплексной реформы налоговой  системы, а также ряда институциональных  реформ, призванных улучшить процесс  выработки финансовой политики  и управление государственными  расходами.

При проведении реформы налоговой системы  в 2000-2004 гг.  в области совершенствования  налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику  произошли большие изменения. Многие ставки налогов были значительно  снижены, а их налоговая база —  расширена

Снижены ставки основных налогов:

- налог на прибыль с 35% до 24%;

- НДС с 20% до 18%;

- ЕСН с 39,5% до 35,6% (в 2005 г. до 26,2%);

- введена плоская шкала подоходного  налога 13%.

В этот же период отменен налог на пользователей автомобильных дорог. С 2003 года введена в действие упрощенная система налогообложения предприятий  малого бизнеса, предусматривающая  минимальную отчетность и низкие налоговые ставки. Отменен налог  с продаж.

Упрощение механизма налогообложения содействовало  повышению его эффективности, уменьшив искажения хозяйственной деятельности. В результате были ослаблены стимулы  к уклонению от уплаты налогов  и ограничены возможности подобного  поведения. Кроме того, налоговая  система была. сориентирована на изъятие большей доли природной ренты, в частности, дополнительной прибыли, обусловленной высокими ценами на нефть. Наряду с сокращением ставки налога на прибыль и введением единого социального налога это стало первым шагом по уменьшению общей налоговой нагрузки на производственный сектор при одновременном повышении налогообложения ресурсного сектора. Таким образом, налоговое бремя уменьшилось на 1,7%-2,3% от ВВП.

Таким образом, бюджет и бюджетная поли тика становятся важным инструментом формирования инвестиционного климата, снижения рисков российской экономики, прогнозируемости курса инфляции.

2.2 Государственные  расходы как инструмент реализации  бюджетной политики

 

За  последнее время в области  бюджетных расходов произошли значительные структурные сокращения. Создание федерального казначейства, реформа бюджетных  отношений на федеральном уровне и ограничения общих государственных  расходов способствовали повышению  эффективности управления бюджетными средствами. Более низкий уровень  государственных расходов позволил ослабить налоговую нагрузку на экономику, что явилось дополнительным стимулом для частных инвестиций и потребления  и, следовательно, для экономического роста.

Рост  расходов бюджета на конечное потребление  сектора государственных учреждений, в основном, обеспечивается за счет интенсивного наращивания статей, в  которых значительную часть финансирования составляет оплата труда («Национальная  оборона», «Правоохранительная деятельность», «Государственное управление»). В приоритетном порядке обеспечивалось в анализируемом  периоде финансирование расходов по разделам: судебная реформа, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, образование, здравоохранение  и наука.

Расходы на денежное содержание работников федеральных  органов исполнительной власти определены исходя из утвержденных указами Президента РФ и постановлением Правительства  РФ условий оплаты труда, предельной численности и фонда оплаты труда  работников их центральных аппаратов  и территориальных органов.

Повышение эффективности судебной системы  является основной целью государственной политики Российской Федерации в сфере судебной власти. Главными требованиями являются улучшение материальной обеспеченности судей, материально-технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов. Рост расходов на судебную систему существенно превышает рост расходов по другим разделам федерального бюджета, включая социальные, и одновременно сопровождается значительным увеличением численности судей и работников аппаратов судов, в том числе в связи с возложением на судебную систему дополнительных функций и полномочий для обеспечения объективности правосудия и его своевременного осуществления.

При определении расходов федерального бюджета на государственное управление учтены принципы: безусловное исполнение обязательств, возникающих в секторе  государственного управления на федеральном  уровне; повышение эффективности  расходов; конкурсное распределение  бюджетных ресурсов; открытость и  общедоступность информации по осуществлению  расходных операций, а также положено начало перехода к финансовой оценке затрат, необходимых для выполнения федеральными государственными органами возложенных на них функций, и  разработке количественных и качественных нормативов по основным видам расходов на материально-техническое обеспечение  служебной деятельности.9

Тем не менее, многие расходы бюджетной  сферы финансируются по остаточному  принципу, благодаря чему растет величина внутреннего государственного долга.

Тем не менее, наблюдается относительное  снижение веса ресурсов, направленным государственным учреждениям на удовлетворение индивидуальных и коллективных нужд общества.

Министерство  финансов осуществляет постоянный мониторинг исполнения бюджетов субъектов Федерации. В составе федерального бюджета  предусмотрен специальный резерв средств для оказания помощи особо нуждающимся регионам, в том числе и на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы. Прежде всего, эти средства идут на укрепление обороноспособности страны, восстановление того, что было завоевано ранее. Усиливается финансирование научных разработок, финансирование оснащения Вооруженных сил, подготовки специалистов.

Регионы-доноры, такие крепкие регионы, как Красноярский край, могут спокойно зарабатывать, помощь федерального бюджета им от этого не уменьшится. Стартовые условия  для всех регионов равные. Но, конечно, в более выигрышном положении  будут регионы-доноры. В условиях экономического роста при концентрации промышленной базы они будут расти  несколько быстрее.

Экономическая политика Правительства страны, новые  возможности, которые дает реформа  по разграничению и закреплению  полномочий, создают условия для  того, чтобы каждый субъект Российской Федерации устойчиво наращивал  темпы роста. Тем не менее, многие расходы бюджетной системы финансируются  по остаточному принципу, благодаря  чему растет величина внутреннего государственно долга.

 

 

 

 

3. Рекомендации по  совершенствованию бюджетного регулирования  экономики

3.1 Направления  совершенствования бюджетного регулирования  экономики

 

Прежде  чем формулировать направления  совершенствования бюджетного регулирования, оценим необходимость и предпосылки  реформирования бюджетного процесса.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения