Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:08, курсовая работа
В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения.…..4
1.1 Бюджетная политика в современной экономике……………………….…..4
1.2 Функции бюджета………………………………………………………….…6
1.3 Свойства бюджета…………………………………………………………….8
1.4 Бюджетный процесс и его основные этапы…………………..……………10
2. Характеристика современной бюджетной политики государства…….…..13
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития……………...13
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики……………………………………………………………………….…16
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики………………………………………………………………………...19
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики…………………………………………………………………..…….19
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов………………………………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....31
Законодательство страны устанавливает круг участников бюджетного процесса, определяет и разграничивает их полномочия. Основными участниками бюджетного процесса являются:
1) президент страны или глава субъекта Федерации;
2) органы
законодательной и
3) органы
кредитно-денежного
4) органы
государственного и
5) государственные внебюджетные фонды;
6) распорядители бюджетных средств;
7) бюджетополучатели.
Для того, чтобы обеспечить эффективность бюджетного процесса, необходимо установить порядок взаимодействия его участников на каждом этапе, четко сформулировать процедуры и правила принятия решений, определить состав разрабатываемых ими документов и сроки их представления. Несмотря на сложность процедуры разработки бюджета, страна должна войти в очередной год с принятым основным финансовым законом. Именно поэтому продолжительность и содержание отдельных этапов бюджетного процесса жестко регулируется законодательством.
Бюджетный процесс включает в себя четыре этапа.
Составление
проекта бюджета. Проект закона о
бюджете разрабатывается
Разработка
проекта закона о бюджете является
итеративным процессом
Рассмотрение
и утверждение бюджета. Осуществляется
законодательным органом власти
— парламентом. На этом этапе свои
предложения по проекту бюджета
высказывают парламентские
Исполнение бюджета начинается после утверждения закона о бюджете. Оно осуществляется исполнительной властью и заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета. Задачи исполнения бюджета — обеспечение поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.
Процедура исполнения
бюджета четко регламентирована
законом. Однако органы исполнительной
власти имеют определенную свободу
действий для того, чтобы оперативно
реагировать на изменения социально-
Финансовый контроль осуществляется в трех основных формах: предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль применяется в ходе обсуждения и утверждения проекта закона о бюджете. Текущий контроль проводится на этапе исполнения бюджета в течение всего бюджетного периода. Он позволяет оперативно выявлять и исправлять нарушения, возникающие в бюджетной сфере, с целью приведения бюджетной политики правительства и отдельных государственных учреждений в соответствие с действующими законами. Текущий контроль осуществляют органы исполнительной и законодательной власти, а также общественные организации. Последующий контроль проводится по окончании бюджетного периода в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Данный отчет составляется правительством и направляется для получения заключения в орган финансового контроля (в России эти функции выполняет Счетная палата). За этим обычно следует утверждение отчета об исполнении бюджета законодательным органом.
Перед
российским правительством и органами
власти субъектов Российской Федерации
стоит важнейшая задача создания
такого налогового режима, который, с
одной стороны, обеспечит полный
и своевременный сбор налогов, необходимых
и достаточных для
Поэтому естественными представляется оценить: динамично ли развитие экономики, растут ли так быстро доходы, что страна не успевает их расходовать, на самом ли деле так хорошо профинансирована бюджетная сфера, что поступающие доходы оказываются избыточными с точки зрения целесообразности увеличения расходов. Тем более, что вот уже пять лет консолидированный бюджет (и федеральный бюджет) фактически является профицитным. На 2000 г. профицит в законе о бюджете не предусматривался, но был достигнут фактически, а после 2000 г. ежегодно предусматривается законом о бюджете.
В бюджетной практике России с 2000 г. ежегодно предусматривается растущий профицит (табл. 1). Конечно, поступление налогов существенно улучшилось.
Таблица 1
Доходы, расходы, дефицит (профицит) федерального бюджета (в % к ВВП)
Год |
Доходы |
Расходы |
Дефицит (-) Профицит (+) |
1992 |
15,8 |
18,9 |
-3,1 |
1993 |
14,9 |
20,5 |
-5,5 |
1994 |
13,4 |
23,4 |
-10,0 |
1995 |
15,1 |
17,9 |
-2,8 |
1996 |
14,9 |
18,6 |
-3,7 |
1997 |
13,9 |
17,6 |
-3,7 |
1998 |
11,9 |
17,2 |
-5,3 |
1999 |
12,9 |
14,0 |
-1,1 |
2000 |
16,0 |
14,6 |
1,4 |
2001 |
17,6 |
14,7 |
2,9 |
2002 |
19,4 |
17,8 |
1,5 |
2003 |
18,5 |
18,0 |
0,5 |
2004 |
17,9 |
17,4 |
0,5 |
2005 |
17,8 |
16,3 |
1,5 |
Прежде нередко ситуация складывалась очень тяжелая. Относительно объема ВВП дефицит федерального бюджета в 1994 г. достиг максимума (10,5%). В этот период наблюдался глубокий спад производства, который сопровождался резким снижением рентабельности производства, ростом процентных расходов, низкой доходностью местных бюджетов и неудовлетворительной собираемостью налогов вследствие развития бартерной формы расчетов.
Впоследствии Правительство
При проведении реформы налоговой системы в 2000-2004 гг. в области совершенствования налоговой системы и снижения налогового бремени на экономику произошли большие изменения. Многие ставки налогов были значительно снижены, а их налоговая база — расширена
Снижены ставки основных налогов:
- налог на прибыль с 35% до 24%;
- НДС с 20% до 18%;
- ЕСН с 39,5% до 35,6% (в 2005 г. до 26,2%);
-
введена плоская шкала
В
этот же период отменен налог на
пользователей автомобильных
Упрощение
механизма налогообложения
Таким образом, бюджет и бюджетная поли тика становятся важным инструментом формирования инвестиционного климата, снижения рисков российской экономики, прогнозируемости курса инфляции.
За
последнее время в области
бюджетных расходов произошли значительные
структурные сокращения. Создание федерального
казначейства, реформа бюджетных
отношений на федеральном уровне
и ограничения общих
Рост
расходов бюджета на конечное потребление
сектора государственных
Расходы на денежное содержание работников федеральных органов исполнительной власти определены исходя из утвержденных указами Президента РФ и постановлением Правительства РФ условий оплаты труда, предельной численности и фонда оплаты труда работников их центральных аппаратов и территориальных органов.
Повышение эффективности судебной системы является основной целью государственной политики Российской Федерации в сфере судебной власти. Главными требованиями являются улучшение материальной обеспеченности судей, материально-технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов. Рост расходов на судебную систему существенно превышает рост расходов по другим разделам федерального бюджета, включая социальные, и одновременно сопровождается значительным увеличением численности судей и работников аппаратов судов, в том числе в связи с возложением на судебную систему дополнительных функций и полномочий для обеспечения объективности правосудия и его своевременного осуществления.
При
определении расходов федерального
бюджета на государственное управление
учтены принципы: безусловное исполнение
обязательств, возникающих в секторе
государственного управления на федеральном
уровне; повышение эффективности
расходов; конкурсное распределение
бюджетных ресурсов; открытость и
общедоступность информации по осуществлению
расходных операций, а также положено
начало перехода к финансовой оценке
затрат, необходимых для выполнения
федеральными государственными органами
возложенных на них функций, и
разработке количественных и качественных
нормативов по основным видам расходов
на материально-техническое
Тем не менее, многие расходы бюджетной сферы финансируются по остаточному принципу, благодаря чему растет величина внутреннего государственного долга.
Тем не менее, наблюдается относительное снижение веса ресурсов, направленным государственным учреждениям на удовлетворение индивидуальных и коллективных нужд общества.
Министерство финансов осуществляет постоянный мониторинг исполнения бюджетов субъектов Федерации. В составе федерального бюджета предусмотрен специальный резерв средств для оказания помощи особо нуждающимся регионам, в том числе и на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы. Прежде всего, эти средства идут на укрепление обороноспособности страны, восстановление того, что было завоевано ранее. Усиливается финансирование научных разработок, финансирование оснащения Вооруженных сил, подготовки специалистов.
Регионы-доноры, такие крепкие регионы, как Красноярский край, могут спокойно зарабатывать, помощь федерального бюджета им от этого не уменьшится. Стартовые условия для всех регионов равные. Но, конечно, в более выигрышном положении будут регионы-доноры. В условиях экономического роста при концентрации промышленной базы они будут расти несколько быстрее.
Экономическая
политика Правительства страны, новые
возможности, которые дает реформа
по разграничению и закреплению
полномочий, создают условия для
того, чтобы каждый субъект Российской
Федерации устойчиво наращивал
темпы роста. Тем не менее, многие
расходы бюджетной системы
Прежде чем формулировать направления совершенствования бюджетного регулирования, оценим необходимость и предпосылки реформирования бюджетного процесса.
Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения