Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения.…..4
1.1 Бюджетная политика в современной экономике……………………….…..4
1.2 Функции бюджета………………………………………………………….…6
1.3 Свойства бюджета…………………………………………………………….8
1.4 Бюджетный процесс и его основные этапы…………………..……………10
2. Характеристика современной бюджетной политики государства…….…..13
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития……………...13
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики……………………………………………………………………….…16
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики………………………………………………………………………...19
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики…………………………………………………………………..…….19
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов………………………………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

1448 СЗАГС Бюджетное регулирование экономики РФ.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

В 1990-х - начале 2000-х годов в бюджетной  сфере Российской Федерации были проведены крупные структурные  реформы.

В основном была решена задача обеспечения  финансовой и макроэкономической стабильности. Принятый в 1998 году и вступивший в  силу с 2000 года Бюджетный кодекс10 Российской Федерации установил основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы среднесрочного финансового планирования с распределением ресурсов "сверху вниз" в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход к казначейскому обслуживанию исполнения федерального бюджета. Упорядочена система финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

В то же время, несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России в  настоящее время отсутствуют  включенные в бюджетный процесс  механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется  в:

а) разработке среднесрочного финансового  плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде  планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных  средств (далее - администраторы бюджетных  средств);

б) предоставлении бюджетных средств  на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;

в) отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;

г) формальном характере применяемых методов программно-целевого планирования (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);

д) ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;

е) преобладании внешнего контроля за соответствием  кассовых расходов плановым показателям  при отсутствии процедур и методологии  внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования  бюджетных средств;

ж) отсутствии четкого закрепления доходов бюджетной системы за администраторами соответствующих платежей;

з) отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

и) затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;

к) нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными  органами власти и т.д.

Таким образом, сложившиеся традиции и  организация бюджетного процесса существенно  ограничивают возможности и институциональные  стимулы повышения эффективности  управления государственными (муниципальными) финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств  с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

В настоящее время складываются благоприятные  условия для ускорения бюджетной  реформы. Созданный в 2004 году Стабилизационный фонд Российской Федерации обеспечивает повышение устойчивости федерального бюджета к негативным воздействиям внешнеэкономической конъюнктуры.

Следует отметить и подготовку к проведению реструктуризации бюджетного сектора  и бюджетных учреждений11.

Таким образом, целью реформирования бюджетного процесса является создание условий  и предпосылок для максимально  эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной  политики.

Суть  этой реформы должна состоять в смещении акцентов бюджетного процесса от "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами" путем  повышения ответственности и  расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов  бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.

В рамках концепции "управления результатами" бюджет формируется исходя из целей  и планируемых результатов государственной  политики. Бюджетные ассигнования имеют  четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию  конечных результатов в рамках бюджетных  программ. Расширяется самостоятельность  и ответственность администраторов  бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), приоритет отдается внутреннему контролю, ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.

Ядром новой организации бюджетного процесса должна стать широко применяемая  в мире концепция (модель) "бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования". Ее суть - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

Помимо  создания системы мониторинга результативности бюджетных расходов эта модель предполагает переход к многолетнему бюджетному планированию с установлением четких правил изменения объема и структуры  ассигнований и повышением предсказуемости  объема ресурсов, которым управляют  администраторы бюджетных средств. В связи с этим возникает необходимость  в группировке расходных обязательств в зависимости от степени их предопределенности и правил планирования ассигнований на их выполнение. Процедура составления  и утверждения бюджета должна быть переориентирована на выработку  четких расходных приоритетов и  оценку их реализации (что влечет за собой укрупнение планируемых позиций  и изменение перечня и формата  бюджетных документов) с существенным расширением полномочий органов исполнительной власти при исполнении бюджета.

Таким образом, реформирование бюджетного процесса предлагается осуществить по следующим  направлениям:

а) реформирование бюджетной классификации  Российской Федерации и бюджетного учета;

б) выделение бюджетов действующих  и принимаемых обязательств;

в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

г) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования;

д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривается  приближение бюджетной классификации  Российской Федерации к требованиям  международных стандартов с учетом изменений структуры и функций  федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана  счетов бюджетного учета, основанного  на методе начислений и обеспечивающего  учет затрат по функциям и программам.

Второе  и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных  для администраторов бюджетных  средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое - основное - направление предполагает формирование и включение в бюджетный  процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход  от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых  результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование  процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты.

Как показывает международный опыт, для  перехода к новой системе бюджетирования наряду с обеспечением устойчивой сбалансированности бюджета необходимы глубокие преобразования всей системы государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести к ослаблению финансовой дисциплины, снижению подотчетности и прозрачности использования бюджетных средств, росту управленческих расходов, неоправданному усложнению бюджетного администрирования. Кроме того, предусмотренные этой системой методы и процедуры требуют практической отработки.

Необходимым условием переориентации бюджетного процесса на достижение конечных результатов  является приведение структуры и  содержания бюджетной классификации  Российской Федерации (далее - бюджетная  классификация) и бюджетного учета  в соответствие с целями и задачами осуществляемых реформ.

Бюджетная классификация и бюджетный учет должны стать надежным и качественным инструментом, гарантирующим прозрачность деятельности органов власти и администраторов  бюджетных средств и обеспечивающим необходимый объем финансовой информации на всех этапах бюджетного процесса - от анализа финансовых результатов  деятельности за прошедший период, подготовки и представления проекта  бюджета и его исполнения в  течение финансового года до составления  соответствующей финансовой отчетности.

Новая бюджетная классификация должна быть направлена на:

а) переориентацию бюджетов на достижение конечных результатов, в том числе  путем повышения самостоятельности  и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных  средств;

б) приведение структуры функциональной классификации расходов12 в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти (органами местного самоуправления);

в) согласование бюджетной классификации  с международными стандартами финансовой отчетности и статистики государственных  финансов.

Результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений  станет существенное расширение бюджетных  полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будут определяться региональными и муниципальными правовыми актами.

Второе  основное направление бюджетной  реформы — переход от планирования затрат к программно-целевым методам  бюджетного планирования и совершенствованию  среднесрочного бюджетного планирования.

Суть  бюджетной реформы состоит также  в смещении акцентов — от управления бюджетными ресурсами или затратами  к управлению результатами путем  повышения ответственности и  расширения самостоятельности участников бюджетного процесса.

Третье  ключевое направление бюджетной  реформы касается административной реформы, в рамках которой Правительство  проводит масштабную реструктуризацию огромной сети бюджетных учреждений, меняя порядок их финансирования и в большинстве случаев статус. Целью проводимой реформы является системная модернизация государственного управления, формирование ясной и  функционально прозрачной системы  органов власти в стране с четким разделением их компетенции.

Итак, бюджетная политика должна служить  основой при кардинальной реформе  бюджетной системы, проводимой по трем главным направлениям:

Реформирование  системы расходных полномочий.

Результатом принятых изменений законодательства в области межбюджетных отношений  станет существенное расширение бюджетных  полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будут определяться региональными и муниципальными правовыми актами.

Переход от планирования затрат к программно-целевым  методам бюджетного планирования и  совершенствованию среднесрочного бюджетного планирования. Сейчас перспективный  финансовый план составлен на три  года, в дальнейшем его горизонты  расширятся до пяти лет, и с 2006 г. перспективные  финансовые планы будут утверждаться Правительством и направляться в  Государственную Думу. Бюджет же будет  строиться на основе разделения действующих  и вновь принимаемых обязательств.

Суть  бюджетной реформы состоит также  в смещении акцентов — от управления бюджетными ресурсами или затратами  к управлению результатами путем  повышения ответственности и  расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких сред несрочных перспектив.

Масштабная  реструктуризация огромной сети бюджетных  учреждений. Целью проводимой реформы  является системная модернизация государственного управления, формирование ясной и  функционально прозрачной системы  органов власти в стране с четким разделением их компетенции.

3.2 Совершенствование налогового  механизма перераспределения   доходов

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения