Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения.…..4
1.1 Бюджетная политика в современной экономике……………………….…..4
1.2 Функции бюджета………………………………………………………….…6
1.3 Свойства бюджета…………………………………………………………….8
1.4 Бюджетный процесс и его основные этапы…………………..……………10
2. Характеристика современной бюджетной политики государства…….…..13
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития……………...13
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики……………………………………………………………………….…16
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики………………………………………………………………………...19
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики…………………………………………………………………..…….19
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов………………………………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

1448 СЗАГС Бюджетное регулирование экономики РФ.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Бюджетное  устройство Российской Федерации.  Основные положения.…..4

1.1 Бюджетная  политика в современной экономике……………………….…..4

1.2 Функции  бюджета………………………………………………………….…6

1.3 Свойства  бюджета…………………………………………………………….8

1.4 Бюджетный  процесс и его основные этапы…………………..……………10

2. Характеристика  современной бюджетной политики  государства…….…..13

2.1 Налоги и их роль в обеспечении  экономического развития……………...13

2.2 Государственные расходы как  инструмент реализации бюджетной политики……………………………………………………………………….…16

3. Рекомендации  по совершенствованию бюджетного  регулирования экономики………………………………………………………………………...19

3.1 Направления совершенствования  бюджетного регулирования экономики…………………………………………………………………..…….19

3.2 Совершенствование налогового  механизма перераспределения   доходов………………………………………………………………………….. 26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список литературы……………………………………………………………....31

 

 

Введение

 

В настоящее время Россия вступила в качественно новый этап развития. Нынешний этап развития России в целом  можно охарактеризовать как этап государственного, экономического, финансового  и социального реформирования.

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом  на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при  финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность  и ответственность субъектов  Федерации.

Динамичное  и устойчивое развитие общества невозможно без активного участия государства  в экономических процессах, которое  реализуется прежде всего в бюджетной и денежно-кредитной политике. Этот постулат сформулировал Кейнс и он остается реальностью и по сей день в экономике индустриально развитых стран мира.

Государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики играет ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

 

 

 

1. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения.

1.1 Бюджетная политика в современной  экономике

 

Центральным элементом финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким  образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части  валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

В Бюджетном  кодексе РФ, бюджет понимается как  «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

В современных  условиях бюджет является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении  ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства  в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому  бюджет объективно необходим каждому  государству для выполнения возложенных  на него функций. Отдельные его элементы, такие как прямые и косвенные  налоги, займы, расходы на государственное  управление, оборону, существовали на протяжении истории человечества при  различном общественном строе и  сохраняются в наши дни.

Влияние бюджетного регулирования на экономическое  развитие страны является сложным и  неоднозначным. Например, изъятие в  бюджет части доходов граждан  и организаций с помощью системы  налогообложения сдерживает уровень  экономической активности в стране.

Однако при  этом расширяются возможности проведения государственных программ развития, финансируемых за счет бюджетных  средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое способствует улучшению положения более бедных территорий, может оцениваться как несправедливое с позиции богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при формировании государственного бюджета необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных общественных интересов.1

Доходы бюджета  формируются за счет налогов, а также  некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной  собственности, от внешнеэкономической  деятельности). Структура доходной части бюджета непостоянна, она  подвержена изменениям в зависимости  от условий развития страны, конкретной социально-экономической ситуации и направлений государственной  политики. Например, налоговые доходы увеличиваются при росте экономической  активности в стране, доходы от продажи  государственной собственности  — при проведении приватизации.

Целью бюджетных  расходов является финансовое обеспечение  деятельности государства по исполнению его экономических функций —  распределения ресурсов, перераспределения  и стабилизации. Расходы бюджета  направляются, в первую очередь, в  общественный сектор экономики для  финансирования деятельности органов  государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука), а также поддержки  предприятий, находящихся в государственной  собственности.

За счет государственных  средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объем и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.

Бюджет оказывает  не только прямое, но и косвенное  влияние на социально-экономическое  развитие страны. Прямое влияние —  это изменение распределения  ресурсов в экономике, которое является непосредственным результатом налогообложения  или осуществления бюджетных  расходов. Косвенное влияние заключается  в том, что закрепленные в бюджетных  документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета  формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими  субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Фактором  роста бюджета является бюрократическая  организация государственного управления. Бюрократия ориентирована на рост бюджета, поскольку его величина определяет ее положение в обществе и доходы. Поэтому вполне естественно стремление бюрократии увеличить бюджет в каждом подконтрольном ей звене государственного управления. Для ограничения подобных тенденций, приводящих к неэффективному расходованию бюджетных средств, вводятся специальные механизмы контроля.2

 

1.2 Функции бюджета

 

Основное  назначение бюджета заключается  в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах — со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации.3

Информационная  функция. Бюджет — это индикатор  текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной  части позволяет судить о приоритетах  государственной политики, масштабах  влияния на нее отдельных групп  интересов. Закладываемые в закон  о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как  позитивными, так и негативными.

Институционализация общественных предпочтений. Структура  бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной  политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются  в конкретных цифрах доходных или  расходных статей.

Регулирующая  функция. В условиях рыночной экономики  основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой  является бюджет. Любые значимые решения  в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Влияние бюджета  не ограничивается государственным  сектором экономики и выходит  далеко за его пределы.

Регулирующее  влияние оказывают не только бюджетные  расходы, но и налоги, стимулирующие  или сдерживающие развитие отдельных  отраслей или сфер деятельности.4

Названные функции  бюджета носят объективный характер и имеют место в любой стране мира, независимо от уровня развития демократических  институтов и характера государственной  экономической политики. Некоторые  из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции  бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его  изменение в зависимости от текущих  условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью  или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства, сложившимися традициями и общественными предпочтениями.5

 

1.3 Свойства бюджета

 

Для того, чтобы бюджетная система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Открытость  бюджетных материалов позволяет  гражданам и организациям получить представление о направлениях социально-экономической политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета.

С прозрачностью  бюджета тесно связано требование его полноты. Бюджет должен охватывать все финансовые потоки государственных  учреждений. Различный виды доходов должны зачисляться на единый бюджетный счет, с которого финансируются все предусмотренные расходы. Если это требование не соблюдается, бюджет не может в полной мере выполнять свои функции, в первую очередь информирования и контроля.

Инструментом  обеспечения прозрачности и полноты  бюджета является бюджетная классификация. Под бюджетной классификацией понимается законодательно установленная группировка  доходов и расходов бюджета, источников покрытия его дефицита, видов внутреннего  и внешнего долга, используемая для  составления и исполнения бюджетов всех уровней и обеспечивающая сопоставимость их показателей. Это своего рода универсальный  язык описания бюджета. Бюджетная классификация  позволяет систематизировать информацию о состоянии бюджетной системы, она является единой для всех уровней  бюджетной системы. По мере появления  новых видов доходов или направлений  расходов государственных средств классификация должна пересматриваться.6

В различных  странах масштабы и границы бюджетного сектора существенно отличаются. Более того, они могут меняться с течением времени, например, при  проведении политики национализации или  приватизации отдельных секторов экономики. Но для каждого периода они должны быть известны и законодательно закреплены. Государственная политики должна рассматриваться налогоплательщиками как легитимная, а это предполагает четкое понимание того, на какие цели и в каком объеме расходуются средства бюджета.

 

1.4 Бюджетный процесс  и его основные этапы

 

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под бюджетным  процессом понимается регламентируемая нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения