Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях проблема формирования эффективной бюджетной политики в масштабах всей страны в целом на субфедеральном уровне и ее реализации на практике приобретает особую значимость, поскольку финансовая стабильность такой огромной страны, как Россия, будет гарантирована только при финансовом благополучии ее территорий. Эффективная бюджетная политика в регионах и на местах позволит на деле обеспечить финансовую самостоятельность, получение населением достаточного объема общественных благ, доходную самодостаточность и ответственность субъектов Федерации.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения.…..4
1.1 Бюджетная политика в современной экономике……………………….…..4
1.2 Функции бюджета………………………………………………………….…6
1.3 Свойства бюджета…………………………………………………………….8
1.4 Бюджетный процесс и его основные этапы…………………..……………10
2. Характеристика современной бюджетной политики государства…….…..13
2.1 Налоги и их роль в обеспечении экономического развития……………...13
2.2 Государственные расходы как инструмент реализации бюджетной политики……………………………………………………………………….…16
3. Рекомендации по совершенствованию бюджетного регулирования экономики………………………………………………………………………...19
3.1 Направления совершенствования бюджетного регулирования экономики…………………………………………………………………..…….19
3.2 Совершенствование налогового механизма перераспределения доходов………………………………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

1448 СЗАГС Бюджетное регулирование экономики РФ.docx

— 54.82 Кб (Скачать)

 

Переход к рыночной экономике и перестройка  механизма перераспределения национального  дохода привели к появлению множества  социальных проблем, наиболее острой из которых является чрезмерная дифференциация доходов населения. Главной причиной этого является отсутствие механизма  их государственного регулирования, что  способствует более быстрому росту  доходов наиболее обеспеченной части  населения по сравнению с ростом доходов наименее обеспеченной.

В целях регулирования негативного  влияния этого процесса на уровень  благосостояния населения, в странах  с рыночной экономикой, используется налоговый механизм регулирования  доходов, включающий налоги на доходы, имущество и капитал. Несмотря на большое значение в регулировании экономики налогов на имущество и капитал, главную роль в перераспределении доходов экономических субъектов играют налоги на доходы. При этом сглаживанию неравномерности распределения доходов способствует принцип дифференциации ставок налога в зависимости от уровня доходов экономики. Необходимо отметить, что если при налогообложении доходов юридических лиц в России применяется принцип дифференциации, то его использование в отношении доходов физических лиц отсутствует.

Формирование  механизма налогообложения доходов  физических лиц в России началось в 1991 г. с принятием закона "О  подоходном налоге с физических лиц", предусматривающего прогрессивную  шкалу ставок от 12% до 60%. В ходе реформирования налоговой системы с 1991 г. по 2000г. ставки налога на доходы пересматривались восемь раз, что способствовало во многом развитию процесса сокрытия доходов  и дестабилизации механизма налогообложения. При этом ставка налога с наименее обеспеченных граждан не менялась ни разу, что несправедливо, так как более 30% населения России получают доходы ниже прожиточного минимума.

Принятие  Налогового кодекса РФ, предусматривающего единую ставку налога на доходы для  всех категорий налогоплательщиков, произошедшее несмотря на отрицательное мнение ряда экономистов и опыт стран с развитой рыночной экономикой, по мнению других должно было способствовать собираемости налога и выводу доходов из теневой сферы. Однако, снижение ставки подоходного налога с физических лиц до 13% независимо от уровня дохода не оказало существенного воздействия на показатели прироста заработной платы и не привело к раскрытию теневых доходов. Во многом это связано с отсутствием соответствующего контроля за формированием доходов и уплатой налога. Кроме  того было зафиксировано ухудшение положения налогоплательщиков с наименьшими доходами, доля которых преобладает.

Недостатки  налогового механизма перераспределения  доходов свидетельствуют о необходимости  его совершенствования. В связи с тем, что целью налоговой реформы является перенос налогового бремени с юридических на физических лиц, реформа налога на доходы может развиваться по двум направлениям. Первое направление может предусматривать возврат к прогрессивной шкале, позволяющей регулировать перераспределение национального дохода. Вторым путем является сохранение единой ставки с последующим ее увеличением и таким образом, повышением налоговых сборов за счет наименее обеспеченных и наиболее многочисленных граждан.

Исследования  показали, что отсутствие однозначного представления о необходимой  России налоговой системы приводит к неэффективному применению ее инструментов. В этой связи, предлагаемая нами концепция  реформирования налогового механизма  регулирования доходов актуальна, поскольку является одной из попыток  поиска направлений совершенствования  не только налоговой системы России, но и системы формирования доходов  населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В процессе теоретического исследования и обзора литературы по данной теме было построено  понятие бюджетной политики страны и, в частности, описан процесс бюджетного регулирования экономики, то есть, достигнута цель данной работы. Для этого были решены следующие задачи:

показано  содержание бюджетной политики;

сформулированы  принципы формирования бюджетной политики;

описана роль налогов в проведении бюджетной  политики;

проанализированы  государственные расходы как  инструмент реализации бюджетной политики;

показаны  направления совершенствования  бюджетного регулирования экономики.

В ходе работы были сделаны следующие выводы.

Бюджетное регулирование  экономики страны зависит, прежде всего, от действия бюджетной политикой  государства. Под бюджетной политикой  следует понимать целенаправленные действия правительства, связанные  с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенных для удовлетворения общегосударственных потребностей. Бюджетная политика является политикой  государственных расходов, налоговых  ставок и государственных займов. В современных условиях она должна быть ориентирована на создание необходимых  условий для роста бюджетного потенциала страны, ее регионов и территорий.

Государственная бюджетная система Российской Федерации  чрезвычайно многогранный механизм реализации различных функций государства. Одной из важнейших его частей является бюджетная система субъектов  Федерации, которая объединяет несколько  десятков бюджетов различных форм федерального подчинения. Это влечет за собой  проблему органичной интеграции бюджетных  систем всех уровней в единый бюджетный  процесс.

В связи с  переходом к рынку наша страна испытывает экономический и социальный кризис. Поэтому большое значение придается реформированию и бесперебойному функционированию Государственной  бюджетной системы в цепом и бюджетной системы субъектов Федерации в частности. Бюджетная политика получает сегодня все большую самостоятельность в решении насущных вопросов регионов.

Правильная    реализация большого функционального    бремени невозможна без создания грамотно разработанной бюджетной  политики. Это должно стать приоритетной задачей органов законодательной  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст.

2. Налоговый  кодекс Российской Федерации 

3. Программа  развития бюджетного федерализма  в Российской Федерации на  период до 2005 г.  Постановление  Правительства РФ от 15 августа  2001 г. N 584 "О Программе развития  бюджетного федерализма в Российской  Федерации на период до 2005 года" (с изменениями от 6 февраля 2004 г.)

4. Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации (с изменениями от 20 мая, 11 декабря 2003 г.). Приказ Минфина РФ от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая, 12 августа, 11 декабря 2003 г., 24 февраля, 22 апреля, 16 июня, 15, 30 сентября, 12 ноября 2004 г.)

5. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2002.

6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2009

7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

8. Селезнев А. Проблемы бюджетной поилтики в 2005 г.//Экономист. 2004. №12.

9. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001. 

10. Финансы, налоги и кредит. Учебник. Общ. ред. Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. М.: Изд-во РАГС, 2002.

11. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008

 

1 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2009

2 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009

3 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2009

4 Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2002.

5 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. -  2-е изд., доп. – М.: Издательство НОРМА, 2008

6 Селезнев А. Проблемы бюджетной поилтики в 2005 г.//Экономист. 2004. №12.

7 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2009

8 Финансы, налоги и кредит. Учебник. Общ. ред. Емельянов А.М., Мацкуляк И.Д., Пеньков Б.Е. М.: Изд-во РАГС, 2002.

9 Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008

10 Бюджетный кодекс Российской Федерации

11 Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.  Постановление Правительства РФ от 15 августа 2001 г. N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" (с изменениями от 6 февраля 2004 г.)

12 Функциональная классификация расходов бюджетов Российской Федерации (с изменениями от 20 мая, 11 декабря 2003 г.). Приказ Минфина РФ от 11 декабря 2002 г. N 127н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая, 12 августа, 11 декабря 2003 г., 24 февраля, 22 апреля, 16 июня, 15, 30 сентября, 12 ноября 2004 г.)

 


Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации. Основные положения