Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.

Оглавление

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах 6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ 21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России 26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг. 31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49

Файлы: 1 файл

byudgetnaya_sistema_rossiyskoy_federatsii_vzfei_kr_11_kea.docx

— 187.69 Кб (Скачать)

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти, т. к. в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения  между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

Анализ  реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации позволил выделить основные проблемы, тормозящие экономическое  развитие страны.

Динамика  структуры доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2008 – 2010 гг. свидетельствует о высокой степени централизации доходных источников вместе с высокой степенью децентрализации фактических расходов, включая значительный объем полномочий совместного ведения органов власти различного уровня, что может привести к снижению самостоятельности региональных органов власти.

Существующая  модель распределения межбюджетных трансфертов (как и модель межбюджетных отношений в целом) способна отчасти  решить задачу выравнивания финансовой обеспеченности территорий, но не способна стимулировать экономическое развитие территорий. Региональные органы власти при такой системе не только не заинтересованы в наиболее эффективном  использовании собственных возможностей, но ориентированы на иждивенческую  модель поведения.

Таким образом, в процессе написания данной курсовой работы были выявлены следующие наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ:

    • проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти;
    • недостаточно эффективная нормативно-правовая основа, регулирующая межбюджетные отношения;
    • чрезмерная межрегиональная дифференциация регионов в плане социально-экономического развития;
    • неэффективная система распределения финансовой помощи нуждающимся регионам и муниципалитетам посредством межбюджетным трансфертов, поощряющая иждивенческие настроения и отбивающая у регионов-доноров совершенствовать свою финансово-экономическую деятельность.

В связи с этим основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:

    • укрепление финансовой самостоятельности субъектов Федерации;
    • укрупнение регионов на взаимовыгодной, экономически целесообразной основе;
    • создание четкой нормативно-правовой основы, объективно оценивающей усилия нуждающихся регионов, направленные на рост своей социально-экономической базы;
    • введение эффективной дифференцированной системы выделения трансфертов нуждающимся регионам в зависимости от результатов их финансово-экономической деятельности;
    • обеспечение определенных финансовые преимуществ для регионов-доноров, за счет которых живут регионы, получающие федеральную помощь.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) от 31.07.1998. № 145-ФЗ. – Консультант-Плюс.
  2. Архипов А.И., Погосов И.А. Финансы: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
  3. Балтина А.М., Волохина В.А., Попова Н.В. Финансовые системы зарубежных стран: учеб пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  4. Богов Х.М. Развитие межбюджетных отношений и предпосылок экономического роста // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2007, № 16.
  5. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / А.С. Колесов, В.А. Гуртов, А.С. Ревайкин, С.В. Сигова; Под ред. А.С. Колесова. – М.: Финансы, 2007.
  6. Врублевская О., Романовский М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. – 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
  7. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.
  8. Ерошкина Л.А. Основные направления совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2008, № 23.
  9. Миляков Н.В. Финансы. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2005.
  10. Мищенко В.В., Медведева А.Г. Межбюджетное регулирование как инструмент сглаживания территориальной дифференциации в регионе // Вестник Алтайского государственного аграрного университета, 2007, № 12.
  11. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  12. Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
  13. Подпорина И.В. Межбюджетные отношения и бюджетное регулирование // Финансы, 2010, № 10.
  14. Поляк Г.Б., Кононов П.И. Бюджетное право: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлениям «Юриспруденция» и «Экономика». – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
  15. Слепов В.А., Шубов В.Б. Приоритетные направления развития межбюджетных отношений // Финансы, 2009, № 3
  16. Суглобов А.Е., Черкасова Ю.И. Развитие межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит, 2009, № 1.
  17. Финансы / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  18. Финансы. Под ред. В.В. Ковалева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2007.
  19. Ходасевич С. Бюджетный федерализм: оценка условий // Экономист, 2008, № 4.
  20. Отчёт об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2008 г. – взято с официального сайта Федерального казначейства (Казначейства России) http://www.roskazna.ru
  21. Отчёт об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2009 г. – взято с официального сайта Федерального казначейства (Казначейства России) http://www.roskazna.ru
  22. Отчёт об исполнении консолидированного бюджета РФ за 2010 г. – взято с официального сайта Федерального казначейства (Казначейства России) http://www.roskazna.ru
  23. Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Доля доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации (без учета  межбюджетных трансфертов) и федерального бюджета в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., %

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Доля  расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) и федерального бюджета в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., %

 

1 Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т. п.) и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и т. п.) перераспределения средств как бюджет.

2 Бюджетное устройство – внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.

3 Простое или унитарное государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей, краев и т. д.), не имеющих в своем составе других государств или государственных образований.

4 Сложные (федеративные) государства – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя. Наиболее распространенной формой является федерация.

5 На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.

6 Федерализм – это такой способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.

7 Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений.

8 В кризисном 2009 г. их поступления составили 64% общих поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

вторник, 2 июля 2013 г., 9:57:19


Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации