Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах 6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ 21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России 26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг. 31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти, т. к. в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.
Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.
Анализ реализации принципов бюджетного устройства Российской Федерации позволил выделить основные проблемы, тормозящие экономическое развитие страны.
Динамика структуры доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2008 – 2010 гг. свидетельствует о высокой степени централизации доходных источников вместе с высокой степенью децентрализации фактических расходов, включая значительный объем полномочий совместного ведения органов власти различного уровня, что может привести к снижению самостоятельности региональных органов власти.
Существующая
модель распределения межбюджетных
трансфертов (как и модель межбюджетных
отношений в целом) способна отчасти
решить задачу выравнивания финансовой
обеспеченности территорий, но не способна
стимулировать экономическое
Таким образом, в процессе написания данной курсовой работы были выявлены следующие наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ:
В связи с этим основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в России должны стать:
Доля доходов
консолидированных бюджетов субъектов
Российской Федерации (без учета
межбюджетных трансфертов) и федерального
бюджета в общих доходах
Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) и федерального бюджета в общих доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., %
1 Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т. п.) и многоуровневого (федеральный, региональный, городской и т. п.) перераспределения средств как бюджет.
2 Бюджетное устройство – внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
3
Простое или унитарное государство –
это единое, централизованное государство,
состоящее из различных административно-
4 Сложные (федеративные) государства – это государства, которые представляют собой либо союз государств, либо общность относительно самостоятельных территориальных (государственных) образований. Примерами сложных государств служат федерация, конфедерация, империя. Наиболее распространенной формой является федерация.
5 На территории РФ принимаются 29 тысяч местных бюджетов, среди которых районные, городские, поселковые и сельские.
6 Федерализм – это такой способ управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивая единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных уровней власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы.
7 Этим должно заниматься федеральное правительство, располагающее соответствующими правами экономического регулирования и необходимыми объемами налоговых поступлений.
8 В кризисном 2009 г. их поступления составили 64% общих поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
вторник, 2 июля 2013 г., 9:57:19