Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах 6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ 21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России 26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг. 31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
Из приведенной диаграммы видно, что с 2008 по 2010 г. сложилась тенденция роста доли доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации. В прогнозируемом периоде отмечается стабилизация указанного показателя, который при снижении его значения в 2011 г. в последующие два года вновь увеличивается.
Анализ доли расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за 2008 – 2013 гг. показывает, что ее снижение прослеживается с 2008 г. до 2010 г. (на 7,2% в 2009 г. по сравнению с 2008 г., на 0,7% в 2010 г. в сравнении с 2009 г.). В 2011 – 2013 гг. указанная доля расходов увеличивается и сохраняется на уровне 34% – 35%.
В прогнозируемом периоде предусматривается постоянный рост доли расходов при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.
Данные о дефиците консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. приведены на рисунке 1.
Рис. 1. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., млрд. руб.
Из данных, представленных на рисунке 1, видно, что в 2008 – 2010 гг. дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составил 54,3, 329,1, 417,6 млрд. руб. соответственно.
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется также с дефицитом в 2011 г. 0,6 % ВВП, и в 2012 г. – 0,5% ВВП, соответственно. В 2013 г. объем дефицита указанных бюджетов составит 0,22% ВВП и снизится более чем в 3,1 раза по сравнению с показателем в 2010 г.
Основными источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются привлечение бюджетных кредитов и кредитов коммерческих организаций, выпуск государственных (муниципальных) облигаций, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Рассмотрим совокупный объем финансовой помощи из федерального бюджета в 2008 – 2013 гг.
Рис. 2. Динамика общего объёма межбюджетный трансфертов субъектам Российской Федерации, млрд. руб.
Из приведенного графика видно, что за анализируемый период прослеживается тенденция к снижению объема финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно заключить, что начиная с 2008 г. правительство РФ выстраивает межбюджетные отношения таким образом, что его финансовая помощь стала действенным экономическим рычагом влияния на политику и деятельность администраций регионов.
В
настоящее время осуществлено законодательное
разграничение налоговых
Из представленного анализа также видно, что Правительством Российской Федерации поставлена цель повышения заинтересованности субъектов Российской Федерации в обеспечении финансовой самостоятельности, эффективном использовании собственности и повышении эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Однако расходы федерального бюджета, предусмотренные на межбюджетные трансферты, периодически увеличиваются, что свидетельствует об ограниченности возможности в ближайшее время создания условий для укрепления финансовой самостоятельности большинства бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основным
документом, определяющим перспективы
развития межбюджетных отношений в
РФ до 2013 является «Концепция межбюджетных
отношений и организации
Согласно Концепции, в соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
Прогнозируемый
переход на стадию экономического роста
позволяет поставить перед
В дальнейшем могут быть сформулированы следующие принципы разграничения полномочий между бюджетами трех уровней:
Реализация этих принципов позволяет создать устойчивую в своей основе, но открытую к изменениям систему разграничения бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы. Формирование системы разграничения бюджетных полномочий на основе сформулированных выше принципов, дает возможность повысить роль межбюджетных отношений в стимулировании экономического роста в регионах и муниципалитетах.
Это позволяет определить следующие приоритеты развития межбюджетных отношений: умеренная децентрализация бюджетных полномочий; обеспечение конкуренции между регионами и муниципалитетами за инвестиции при недопущении конкуренции в налоговой сфере; повышение эффективности системы предоставления межбюджетных трансфертов; совершенствование распределения налогов между уровнями бюджетной системы; разграничение собственности на природные ресурсы между федеральным центром, регионами и муниципалитетами.
В сфере межбюджетных отношений в России до сих пор остаются нерешенными некоторые актуальные проблемы. Одна из них - правовой статус участников межбюджетных отношений, связанная с недостаточной регламентацией отношений центра и субъектов Федерации при неопределенности статуса последних. С провозглашением Конституцией РФ равенства субъектов Федерации все республики в составе России имеют на практике существенно больше прав по сравнению с другими субъектами – краями, областями, округами. Такое неравенство ущемляет их бюджетные права и снижает эффективность межбюджетных отношений. Необходимо также в законодательном порядке определить статус третьего уровня бюджетной системы, т. е. контрагента органов власти субъекта Федерации по межбюджетным отношениям внутри страны. На практике создаются муниципалитеты с урезанными бюджетными правами в части установления местных налогов, получения отчислений от регулирующих налогов и финансовой помощи из вышестоящих бюджетов.
Обеспечение
конкуренции между регионами
и муниципалитетами за инвестиции при
недопущении конкуренции в
Повышение
эффективности системы
Важной
задачей совершенствования
Преимущественное направление развития системы трансфертов – предоставление целевой финансовой помощи в виде субвенций и субсидий. Однако при значительных различиях в налоговых потенциалах регионов неизбежно сохранение нецелевой финансовой помощи в виде дотаций, обеспечивающих выравнивание регионов по уровню бюджетной обеспеченности.
Анализ
сложившейся практики приводит к
выводу о необходимости в
Таким образом, целью стратегии развития межбюджетных отношений в РФ является создание эффективно функционирующего механизма распределения доходных источников между органами власти для реализации их расходных полномочий, связанных с решением задач социально-экономического и политического развития страны в целом, ее регионов, муниципальных образований. Методами достижения этой цели являются совершенствование законодательства с учетом складывающихся социально-экономических условий, формализация методик распределения финансовой помощи между федеральным центром и регионами, между регионами и муниципальными образованиями, использование стандартов бюджетных затрат на конкретные цели.
В результате проведенного исследования было определено, что бюджетная политика государства – главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.
Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает, как уже отмечено, концепция межбюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики.
Суть межбюджетных отношений выражается в финансовых взаимосвязях между различными уровнями власти. Они призваны обеспечивать, прежде всего, оптимальное распределение доходных и расходных полномочий между уровнями власти и, соответственно, уровнями бюджетной системы, а также выравнивание бюджетной обеспеченности по всей территории страны.
Следует отметить, что в настоящее время для РФ остается актуальной проблема выбора модели бюджетного устройства и совершенствование межбюджетных отношений как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для недавно начавших рыночные преобразования. Для России изучение опыта стран, где механизм бюджетного регулирования давно сложился, а также стран, лишь недавно прошедших сложный путь бюджетных преобразований, учёт их ошибок в этом процессе, может оказать помощь в решении данной сложной и многогранной проблемы.
Любая бюджетная система (унитарная или федеративная) должна быть ориентирована на достижение следующих глобальных целей: экономическая эффективность, политическая стабильность, господство закона и укрепление единства государства. Чем больше государство, чем разнообразнее условия (экономические, культурные, национальные и т. д.), тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и территорий