Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 19:50, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах 6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ 21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России 26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг. 31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
Негативное
влияние имеет преимущественное
финансирование отраслевых приоритетов
по сравнению с приоритетами территориальными.
Оно ведет к усугублению
Командное перераспределение национального дохода между регионами усугубляет неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения. К тому же существующая методика расчетов и оценок такова, что бюджетная обеспеченность формально оказывается высокой в регионах с низкими экономическим потенциалом и уровнем социально-экономического развития.
Другая группа проблем связана с так называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием.
Вертикальное выравнивание – это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными за данным бюджетным уровнем7.
Горизонтальное выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между субъектами РФ для устранения или снижения неравенства в налоговых возможностях территорий.
При
этом, как показывает практика, должный
эффект может дать только разумное
сочетание вертикального и
Но
горизонтальное выравнивание значительно
сложнее, чем вертикальное ввиду
огромных различий в экономическом
положении и бюджетных
Для исправления недостатков в межбюджетных отношениях РФ, прежде всего, следует совершенствовать нормативно-правовую, в первую очередь законодательную базу распределения полномочий и функций между органами власти различных уровней, в том числе там, где это необходимо, на договорной основе. И с одновременным закреплением ответственности и передачей вплоть до местного муниципального уровня финансовых ресурсов (как по источникам, так и по расходам), требуемых для их осуществления. Здесь целесообразны соответствующие решения, в том числе законодательные и иные нормативно-правовые акты, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Магистральным
направлением улучшения межбюджетных
отношений должен стать постепенный
переход от их приоритетной направленности
на дотационное выравнивание бюджетной
обеспеченности регионов к преимущественному
созданию условий для укрепления
бюджетной самостоятельности
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что Бюджетная система РФ построена на основе юридически декларированных принципов, которые на практике реализуются не в полной мере, особенно в той их части, которая имеет неформальное, экономическое содержание.
Природа
федеративного государства
В результате, для современной России характерна весьма высокая нарастающая дифференциация регионов и муниципальных образований по бюджетной обеспеченности и иным параметрам социально-экономического развития.
В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы межбюджетных отношений в РФ:
В
последние годы предпринимаются
определенные, меры по решению этих
проблемы, в основном путем отмены
ряда федеральных нормативных
Основным документом, определяющим развитие межбюджетных отношений в РФ, является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года».
Формирование бюджетной политики в области межбюджетных отношений в период 2008 – 2010 гг. осуществлялось в условиях постепенного выхода экономики страны из кризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2011 – 2013 гг. будет продолжена реализация Концепции в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами [23].
В целях анализа основных тенденций в области отношений между бюджетами различных уровней рассмотрим объем и структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их динамику в период 2008 – 2010 гг. и в прогнозируемый период 2011 – 2013 гг.
Данные о доходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008 – 2013 гг. приведены в таблице 1.
Таблица 1
Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
отчет |
отчет |
отчет |
прогноз |
прогноз |
прогноз | |
Доходы (млрд. руб.) |
6198,8 |
5926,6 |
6144,8 |
6497,8 |
6828,4 |
7337,6 |
Изменение к предыдущему году: | ||||||
сумма (млрд. руб.) |
1370,3 |
-272,2 |
218,2 |
353,0 |
330,6 |
509,2 |
в % |
28,4 |
-4,4 |
3,7 |
5,7 |
5,0 |
7,5 |
в % ВВП |
15 |
15,2 |
13,6 |
12,9 |
12,2 |
11,9 |
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Из таблицы 1 видно, что объем доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов в 2008 г. составил 15% ВВП, в 2009 г. объем указанных доходов увеличился до 15,2% ВВП, или на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 г. снизился до 13,6, или на 1,6 процентного пункта по сравнению с 2009 г.
Анализ динамики доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 – 2013 гг. прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном периоде будет снижаться.
Таблица 2
Структура поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., %
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
отчет |
отчет |
оценка |
прогноз |
прогноз |
прогноз | |
Доходы - всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
1370,3 |
-272,2 |
218,2 |
353,0 |
330,6 |
509,2 |
налоговые и неналоговые |
81,7 |
74,9 |
78,3 |
80,6 |
85,0 |
86,9 |
межбюджетные трансферты |
18,3 |
25,1 |
21,7 |
19,4 |
15,0 |
13,1 |
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Из
приведенных данных видно, что доля
налоговые и неналоговые
Планируется, что в 2012 – 2013 гг. доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации увеличивается при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов.
Снижение доли межбюджетных трансфертов в 2011 г. по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.
Необходимо отметить, что основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются налоговые доходы8.
Данные о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их удельном весе в ВВП в 2008 – 2013 гг. приведены в следующей таблице.
Таблица 3
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
отчет |
отчет |
отчет |
прогноз |
прогноз |
прогноз | |
Расходы (млрд. руб.) |
6253,1 |
6255,7 |
6562,4 |
6794,5 |
7106,2 |
7473,6 |
Изменение к предыдущему году: |
Продолжение таблицы 3
сумма (млрд. руб.) |
1424,6 |
2,6 |
306,7 |
232,1 |
311,7 |
367,4 |
в % |
29,5 |
0 |
4,9 |
3,5 |
4,6 |
5,2 |
в % ВВП |
15,1 |
16 |
14,5 |
13,5 |
12,7 |
12,1 |
Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru
Анализ данных о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что расходы с 2008 по 2010 г. выросли с 6253,1 до 6562,4 млрд. руб. В прогнозируемом периоде предусматривается их постоянный рост при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.
Прирост расходов в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в 2008 – 2010 гг. превышает прирост доходов, что свидетельствует о недостатке средств в региональных и местных бюджетах для исполнения своих расходных полномочий.
Проанализируем структуру доходов (см. Приложение 1) и расходов (см. Приложение 2) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2013 гг.