Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ, выявление проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в Российской Федерации на примере взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ.

Оглавление

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ЕЕ СТРУКТУРА В РФ 6
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы. Особенности и типы бюджетных систем в различных государствах 6
1.2 Структура бюджетной системы Российской Федерации. Характеристика уровней бюджетной системы РФ 12
2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 21
2.1 Характеристика современных принципов построения бюджетной системы РФ 21
2.2 Проблемы развития межбюджетных отношений в России 26
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг. 31
3.2 Направления дальнейшего совершенствования межбюджетных отношений в РФ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49

Файлы: 1 файл

byudgetnaya_sistema_rossiyskoy_federatsii_vzfei_kr_11_kea.docx

— 187.69 Кб (Скачать)

Негативное  влияние имеет преимущественное финансирование отраслевых приоритетов  по сравнению с приоритетами территориальными. Оно ведет к усугублению диспропорций в уровне социально-экономического развития республик и других субъектов  Федерации.

Командное перераспределение национального дохода между регионами усугубляет неравенство территорий по уровню и динамике бюджетной обеспеченности населения. К тому же существующая методика расчетов и оценок такова, что бюджетная обеспеченность формально оказывается высокой в регионах с низкими экономическим потенциалом и уровнем социально-экономического развития.

Другая  группа проблем связана с так  называемым вертикальным и горизонтальным выравниванием.

Вертикальное  выравнивание – это устранение несоответствий между расходными функциями региональных бюджетов и поступлениями, закрепленными  за данным бюджетным уровнем7.

Горизонтальное  выравнивание означает пропорциональное распределение налогов между  субъектами РФ для устранения или  снижения неравенства в налоговых  возможностях территорий.

При этом, как показывает практика, должный  эффект может дать только разумное сочетание вертикального и горизонтального  выравнивания.

Но  горизонтальное выравнивание значительно  сложнее, чем вертикальное ввиду  огромных различий в экономическом  положении и бюджетных возможностях территорий, региональных и местных  властей. И особенно сложным оно  стало в условиях экономического спада, сужения налогооблагаемой базы, когда наметилась тенденция централизации  доходов в федеральном бюджете. В значительной мере именно с этим связана другая тенденция, но уже  в регионах – централизация расходных  полномочий в региональных бюджетах, что фактически оставляет без  достаточных средств местные  муниципальные власти [16, С. 28].

Для исправления недостатков в межбюджетных отношениях РФ, прежде всего, следует совершенствовать нормативно-правовую, в первую очередь законодательную базу распределения полномочий и функций между органами власти различных уровней, в том числе там, где это необходимо, на договорной основе. И с одновременным закреплением ответственности и передачей вплоть до местного муниципального уровня финансовых ресурсов (как по источникам, так и по расходам), требуемых для их осуществления. Здесь целесообразны соответствующие решения, в том числе законодательные и иные нормативно-правовые акты, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Магистральным направлением улучшения межбюджетных отношений должен стать постепенный  переход от их приоритетной направленности на дотационное выравнивание бюджетной  обеспеченности регионов к преимущественному  созданию условий для укрепления бюджетной самостоятельности субъектов  РФ, увеличения заинтересованности региональных и местных властей в расширении и укреплении собственных источников доходов [15, С. 37].

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что Бюджетная система РФ построена на основе юридически декларированных принципов, которые на практике реализуются не в полной мере, особенно в той их части, которая имеет неформальное, экономическое содержание.

Природа федеративного государства проявляется  в построении его бюджетной системы  на основе принципов единства и самостоятельности. Они должны реализовываться таким образом, чтобы система устойчиво функционировала и развивалась. Однако усиливающаяся экономическая и социальную дифференциация регионов, ограничивающая самостоятельность значительного числа субъектов межбюджетных отношений и ослабляющих саму систему свидетельствует о сложности достижения данного условия в РФ.

В результате, для современной России характерна весьма высокая нарастающая  дифференциация регионов и муниципальных  образований по бюджетной обеспеченности и иным параметрам социально-экономического развития.

В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы межбюджетных отношений в РФ:

    • Структурный дисбаланс бюджетной системы РФ: передача на нижестоящий уровень бюджетных полномочий и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.
    • Уровень вертикали власти, из бюджета которого должно осуществляться финансирование соответствующего полномочия, не всегда совпадает с уровнем, где непосредственно происходит его реализация.
    • Низкая доля собственных доходов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах заметно снижает заинтересованность на местах в наращивании налогового потенциала, в своевременном и полном поступлении налогов в бюджетную систему.
    • Единый норматив отчислений по территориям от регулирующих налогов не учитывает особенности каждого региона (численность населения, уровень развития).
    • Ежегодные изменения нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих налогов лишают органы местного самоуправления возможности планировать свою бюджетную политику даже в краткосрочной перспективе, не говоря о возможности реализации долгосрочных программ развития муниципальных образований. В результате – резкое сокращение капитальных вложений в структуре расходов местных бюджетов.

В последние годы предпринимаются  определенные, меры по решению этих проблемы, в основном путем отмены ряда федеральных нормативных правовых актов. Однако этого недостаточно, необходимо внесение изменений в действующее  налоговое и бюджетное законодательство, разграничение полномочий и ответственности  между органами власти разных уровней.

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1 Анализ взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ в 2008 – 2010 гг. Прогноз на 2011 – 2013 гг.

 

Основным  документом, определяющим развитие межбюджетных отношений в РФ, является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 года».

Формирование  бюджетной политики в области  межбюджетных отношений в период 2008 – 2010 гг. осуществлялось в условиях постепенного выхода экономики страны из кризисного периода и перехода к осуществлению экономического развития в направлении модернизации экономики при необходимости обеспечения в полном объеме исполнения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2011 – 2013 гг. будет продолжена реализация Концепции в направлении проведения расходных обязательств в соответствие с разграничением полномочий между уровнями власти в Российской Федерации, формирования стимулов к увеличению доходной базы региональных и местных бюджетов, совершенствовании механизмов предоставления межбюджетных трансфертов и формировании более эффективной системы управления региональными и местными финансами [23].

В целях анализа основных тенденций  в области отношений между  бюджетами различных уровней  рассмотрим объем и структуру доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и их динамику в период 2008 – 2010 гг. и в прогнозируемый период 2011 – 2013 гг.

Данные  о доходах консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  и их удельном весе в ВВП в 2008 – 2013 гг. приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

отчет

отчет

отчет

прогноз

прогноз

прогноз

Доходы (млрд. руб.)

6198,8

5926,6

6144,8

6497,8

6828,4

7337,6

Изменение к предыдущему году:

сумма (млрд. руб.)

1370,3

-272,2

218,2

353,0

330,6

509,2

в %

28,4

-4,4

3,7

5,7

5,0

7,5

в % ВВП

15

15,2

13,6

12,9

12,2

11,9


Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru

 

Из  таблицы 1 видно, что объем доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации с учетом межбюджетных трансфертов в 2008 г. составил 15% ВВП, в 2009 г. объем указанных доходов увеличился до 15,2% ВВП, или на 0,2 процентного пункта по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 г. снизился до 13,6, или на 1,6 процентного пункта по сравнению с 2009 г.

Анализ  динамики доходов консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации показывает, что в 2011 – 2013 гг. прогнозируется рост доходов, однако их удельный в ВВП в прогнозном периоде будет снижаться.

 

Таблица 2

Структура поступлений доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг., %

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

отчет

отчет

оценка

прогноз

прогноз

прогноз

Доходы - всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

1370,3

-272,2

218,2

353,0

330,6

509,2

налоговые и неналоговые

81,7

74,9

78,3

80,6

85,0

86,9

межбюджетные трансферты

18,3

25,1

21,7

19,4

15,0

13,1


Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru

Из  приведенных данных видно, что доля налоговые и неналоговые доходов  в консолидированных бюджетах субъектов  Российской Федерации в 2008 – 2011 гг. составила 81,7%, 74,9% и 78,3% соответственно.

Планируется, что в 2012 – 2013 гг. доля налоговых и неналоговых доходов в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации увеличивается при одновременном снижении доли межбюджетных трансфертов.

Снижение  доли межбюджетных трансфертов в 2011 г. по сравнению с предыдущими двумя годами напрямую связано с сокращением объема дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, предоставляемой для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов и поддержания региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, а также в связи с сокращением количества субсидий и объемов финансовой помощи, предоставляемой в данной форме межбюджетных трансфертов.

Необходимо  отметить, что основным источником доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются налоговые доходы8.

Данные  о расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  и их удельном весе в ВВП в 2008 – 2013 гг. приведены в следующей таблице.

 

Таблица 3

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008 – 2013 гг. и их удельный вес в ВВП

 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

отчет

отчет

отчет

прогноз

прогноз

прогноз

Расходы (млрд. руб.)

6253,1

6255,7

6562,4

6794,5

7106,2

7473,6

Изменение к предыдущему году:


Продолжение таблицы 3

сумма (млрд. руб.)

1424,6

2,6

306,7

232,1

311,7

367,4

в %

29,5

0

4,9

3,5

4,6

5,2

в % ВВП

15,1

16

14,5

13,5

12,7

12,1


Источник: Анализ межбюджетных трансфертов в 2011 – 2013 гг. http://www.protown.ru

 

Анализ  данных о расходах консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации  показывает, что расходы с 2008 по 2010 г. выросли с 6253,1 до 6562,4 млрд. руб. В прогнозируемом периоде предусматривается их постоянный рост при снижении удельного веса расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в ВВП.

Прирост расходов в консолидированном бюджете  субъектов Российской Федерации  в 2008 – 2010 гг. превышает прирост доходов, что свидетельствует о недостатке средств в региональных и местных бюджетах для исполнения своих расходных полномочий.

Проанализируем  структуру доходов (см. Приложение 1) и расходов (см. Приложение 2) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета межбюджетных трансфертов и федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2008 – 2013 гг.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации