Именно
для этого был разработан проект
Налогового кодекса, ведь именно
налоги, формируя финансовую базу деятельности
государства, создают предпосылки для
успешного проведения бюджетного регулирования.
Но налоговый кодекс Российской Федерации
допускает ряд особенностей: закон о федеральном
бюджете или даже сам Кодекс может в порядке
исключения разрешить зачисление части
федерального налога в бюджеты других
уровней; перечень региональных и местных
налогов находится в компетенции федеральной
власти и устанавливается сверху. Допускается
зачисление региональных налогов с согласия
субъекта Федерации в местные бюджеты
(вне системы трансфертов); вводится совместная
компетенция региональных и местных властей
в отношении введения налога на недвижимость,
прекращения налога на землю, налога на
имущество физических лиц и регионального
налога на имущество предприятий.
К
проблемам современного бюджетного устройства
следует отнести и чрезвычайную бюджетную
децентрализованность, что противоречит
тенденциям формирования единого общероссийского
рынка, осложняет проведение общенациональной
денежно-кредитной политики, подрывает
политику ограничения бюджетного дефицита,
устойчивость денежной системы.
Таким
образом, сама жизнь настоятельно
требует преобразования бюджетного
устройства Российской Федерации.
В
целом же обновление бюджетного
устройства России должно вестись по следующим
направлениям:
- обеспечение
формирования сильного федерального бюджета
как гаранта устойчивости всей бюджетной
системы, мощного инструмента государственного
регулирования рыночной экономики;
- переход к
целевым финансовым трансфертам (грантам)
территориям с аккумуляцией федеральных
и региональных бюджетных ресурсов для
совместного финансирования инвестиционных
и социальных программ;
- отказ от
предоставления бюджетно-налоговых преимуществ
по признакам государственно-национального
статуса субъектов Федерации;
- законодательное
утверждение бюджетной асимметрии в соответствии
с программами региональной экономической
и социальной политики с использованием
критериев “бедных” и “богатых” регионов
и других, утвержденных Федеральным Собранием,
группировок и критериев.
Все
это в совокупности способно
значительно усовершенствовать
бюджетное устройство Российской
Федерации, особенно с точки
зрения формирования нормальных
рыночных межбюджетных отношений,
основанных на принципах бюджетного
федерализма. Тем не менее это, являясь
чрезвычайно важным аспектом реформирования
всей бюджетной системы, затрагивает в
основном лишь внутрибюджетные проблемы.
Не менее важно и формирование рациональных
“внешних” бюджетных отношений, то есть
отношений бюджета с конечными объектами
государственного бюджетного регулирования
- с населением и предприятиями. А, следовательно,
возникает необходимость рационализации
бюджетных расходов, повышения их целевой
направленности и, конечно, оптимизации
доходных поступлений. Эта проблема выражается
в Российской Федерации, как, впрочем,
и во многих развитых государствах, в необходимости
сбалансированности бюджета: проблеме
управления бюджетным дефицитом и государственным
долгом.
Заключение
Итак,
на основе данной курсовой работы можно
отметить следующие основные тезисы:
- Бюджет
– это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
(ст.6 БК РФ). Предполагается, что
государство обеспечивает потребности
граждан услугами, приобретение которых
невозможно в индивидуальном порядке.
- Принципы
действия Российской бюджетной системы
находят свое отражение в Бюджетном Кодексе
РФ, они обязательны для исполнения правительственными
структурами. Разница между доходами и
расходами частью составляет профицит
(при излишке средств) или дефицит (при
их недостатке).
- Бюджеты различных
уровней не зависят друг от друга и имеют
законодательно закрепленные статьи доходов
и расходов. Доходы бюджетов всех уровней
складываются из поступлений налоговых,
неналоговых и безвозмездных дарений,
причем за каждым из бюджетов закреплен
определенный процент определенных доходов.
- Бюджетная
система РФ имеет три уровня, что характерно
для федеративных государств. Для унитарных
государств характерно двухуровневое
строение бюджетной системы.
Государственный
бюджет – это основной финансовый
план государства, являясь главным
средством аккумулирования финансовых
средств, бюджет дает государству реальную
экономическую и политическую власть.
Именно
бюджет, определяет налоговый климат
страны, фиксирует конкретные направления
расходования средств, процентное соотношение
расходов по отраслям и территориям,
является конкретным выражением экономической
политики государства. Перераспределение
дохода и внутреннего валового продукта
происходит через бюджет, он выступает
инструментом регулирования и стимулирования
экономики.
Таким
образом, для улучшения общего положения
в стране существует необходимость
реформирования бюджетной системы,
несмотря на то, что преобразование бюджетной
системы - это сложный, длительный и весьма
болезненный процесс, совершенствование
бюджетного устройства способно оказать
значительное положительное воздействие
на функционирование всей рыночной системы.
И это
совершенствование следует осуществлять
как по отношению к внутренним,
межбюджетным отношениям, основывая
их на принципах бюджетного федерализма,
так и по отношению к количественным и
качественным показателям самого бюджета,
способствуя его сбалансированности и
осуществляя достаточный контроль за
уровнем государственного долга и возможного
бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности
эти изменения способны превратить государственный
бюджет в мощный стимул экономического
роста.
Список
литературы
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации. – М.:
ИНФА-М, 2000;
- Налоговый
кодекс Российской Федерации: часть первая
от 31 июля 1998 г. № 145 – ФЗ (с изменениями
и дополнениями); часть вторая от 5 августа
2002г. №117 – ФЗ (с изменениями и дополнениями).
- Лушина С.И.,
Слепова В.А. Финансы. – М.: РЭА, 2010.
- Романовский
М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит:
Учебник. – М.: Юрайт, 2009.
- Романовский
М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система
Российской Федерации.2009.
- Горегляд
В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического
развития. – М.: Экономика, 2010.
- Бабич А.М.
Государственные и муниципальные финансы.
– М.: ИНФРА, 2008.
- Николаева
Т.П. - Бюджетная система РФ 2009.
- Казначейская
система исполнения бюджета в РФ: Учебное
пособие / Авт. колл: И.Г. Акперов, И.А.
Коноплева, С.П. Головач. - М.: Финансы и
статистика, 2010.
- Бюджетная
система РФ: Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина,
С.Н. Максимова. – М., Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К», 2008.
- Бюджетная
система России: Учебник для вузов/Под
ред. Г.Б. Поляка – М.: ИНФРА-М, 2010. –550с.
- О Министре
Финансов РФ//Финансы 2009. - № 6 С. 78.
- Селезнев
А.З. Бюджетная система Российской Федерации:
В.Ю. Катасонова.-М.:Магистр,2007.-383с.
- Бюджетная
система России/Под ред. Г.Б.Поляка.-2-е
изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-(Золотой
фонд российских учебников).
- Акперов
И.Г. Казначейская система исполнения
бюджета в Российской Федерации: учеб.
пособие/И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П.
Головач; под ред. проф. И.Г. Акперова.-2-е
изд., перераб. и доп. – 2009.
- Фетисов
В.Д. Бюджетная система Российской Федерации:
учеб. пособие / В.Д. Фетисов. — М.: Юнити-Дана,
2009
- Финансы.
Денежное обращение. Кредит: Учебник для
вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной, Л.П.
Окунева, Л.Д. Андросова и др. – М.: ЮНИТИ,
2008
- Александров
И.М. Бюджетная система Российской Федерации:
Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2007.
- Куликова
Н.И. Современная бюджетная система России:
Н.И. Куликова, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко.
– Тамбов: Изд–во Тамб. гос. техн. ун-та,
2007.
- Годин А.
М., Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система
Российской Федерации: Учебное пособие.
– М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2010.
- Лавриков
И.Н. Федеральное казначейство и межбюджетное
регулирование. //Финансы, № 5, 2009.
- Сидоренко
В.В. Государственное казначейство в РФ
– одно на всех. //Финансы, № 5, 2009.
- Селезнев
А.З. Бюджетная система Российской Федерации:
учебник / Селезнев А.З. — М.: Магистр, 2007.
- Газета «Экономика
и жизнь» №5, 2008
- Газета «Финансовая
газета» №12, 2009