Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа
Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертнос.
Глава 1. Формирование финансовой системы  страны.......................... .стр.4 
Глава 2. Отличия формирования банковской системы Японии..............стр.6   
Глава 3. Банк Японии................................................................................стр.7 
Заключение.............................................................................................стр.9 
Список  используемой литературы…
     Контроль 
за расходованием утвержденных ассигнований 
проводится поквартально в форме 
отчетов министерств и 
     Общий 
отчет представляется правительству, 
которое, в свою очередь, отправляет 
его на рассмотрение ревизионного бюро. 
После того. как ревизионное бюро 
даст заключение, отчет утверждается 
правительством и передается на рассмотрение 
и утверждение в парламент. 
 
 
     1.2.ДОХОДЫ 
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 
 
     Доходная 
часть бюджета Японии состоит 
из налоговых и неналоговых 
 
 
Таблица 1
Доходы государственного бюджета Японии
в 1960-1991 г.г., %
| 1960/61 | 1970/71 | 1978/79 | 1990/91* | |
| Налоги | 90,1 | 91,4 | 64,6 | 83,8 | 
| Неналоговые поступления | 9,9 | 8,6 | 35,4 | 16,2 | 
  
  | 
    2,0  | 
    0,2  | 
    0,1  | 
  |
  
  | 
  - | 4,6 | 32,0 | |
  
  | 
  7,9 | 3,8 | 3,3 | |
| ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 
* Рассчитано 
по : Черник Д.Г. Налоги Японии 
// Финансы.- 1992.- №12.- С.56 
     Налоговая 
система Японии характеризуется 
множественностью налогов. Их имеет 
право взимать каждый орган территориального 
управления. Но все налоги страны зафиксированы 
в законодательных актах. Всего 
государственных налогов в 
Таблица 2
Структура налогов в Японии в 1960-1998г.г.,%
| Налоги | 1960/61* | 1970/71* | 1778/79* | 1990/91** | 1997/98** | 
| Прямые | 54,3 | 66,0 | 69,2 | 73,7 | 63,8 | 
| в т.ч подоходный налог | 21,7 | 31,2 | 35,6 | ||
  
 юридических лиц  | 
    31,8  | 
    33,0  | 
    32,0  | 
    29,3  | 
    24,3  | 
| Косвенные | 45,7 | 34,0 | 30,8 | 26,3 | 36,2 | 
| в т.ч. налог на потребление | 7,4 | 16,5 | |||
| ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 
* Финансы капиталистических государств: Учебник / Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1980.-С.328
** Динкевич 
А.И. Экономическое развитие современной 
Японии // Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.69 
     Налоги 
взимаются прямые  и косвенные. 
Основу бюджета составляют прямые налоги. 
В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов 
в общей сумме налоговых 
     К 
прямым налогам относятся подоходный 
налог с юридических и 
Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог на прибыль в размере 40% от суммы прибыли, с 1990/91 года по настоящее время ставка составляет 37,5% [2; с.8]. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5% [9; с.4].
Мелкие и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году - 28% [2; с.9]. Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.
У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.[12; с.57]
Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.[12; с.57] При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 году налог на потребление повышен с 3 до 5% “с целью пополнения доходов государственного бюджета” [8; с.44].
Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).
     К 
косвенным налогам также 
     В 
последние годы в Японии была провозглашена 
политика снижения налогового бремени. 
Бремя государственных и 
В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.[8; с.44]
 
      
     1.3. 
РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО 
“Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.”[10; с.87]
С 1966 года по 1991 год расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз (рассчитано по таблице 3). В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2% до 9,3% (см. табл.3).
Таблица 3
Удельный вес расходов центрального правительства
Японии в ВНП в 1966-1991 г.г. [10; с.204-205]
| Год | ВНП, 1000 млн иен | Расходы центрального правительства, 100 млн иен | Доля расходов в ВНП, % | 
| 1966 | 384186 | 23659 | 6,2 | 
| 1971 | 827258 | 48923 | 5,9 | 
| 1976 | 1711525 | 139146 | 8,2 | 
| 1981 | 2603343 | 273723 | 10,5 | 
| 1986 | 3396853 | 335332 | 9,9 | 
| 1991 | 4596000 | 428275 | 9,3 | 
Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности (см. табл.4).
Таблица 4
Структура расходов центрального правительства
Японии в 1971-1990 г.г. (среднегодовые показатели
по пятилетним периодам), % [3; с.32]
| 1971-1975 | 1976-1980 | 1981-1985 | 1986-1990 | |
| Капиталовложения | 21,2 | 20,1 | 18,1 | 14,0 | 
| Текущие расходы | 78,8 | 79,9 | 81,9 | 86,0 | 
    
  в т.ч. 
  
  | 
    2,5  | 
    2,9  | 
    3,2  | 
    3,5  | 
  | 
  7,1 | 9,2 | 10,0 | 10,8 | 
  | 
  6,8 | 8,1 | 8,6 | 9,1 | 
  | 
  48,4 | 50,9 | 51,1 | 52,6 | 
| из них: образование | 14,0 | 12,8 | 11,7 | 11,6 | 
| здравоохранение | 1,7 | 1,3 | 1,2 | 1,2 | 
| прочие соц. услуги | 4,3 | 4,6 | 4,7 | 4,8 | 
  
  | 
  28,4 | 32,2 | 33,5 | 35,0 | 
  
  | 
    21,5  | 
    24,9  | 
    27,5  | 
    29,0  | 
  | 
  14,0 | 8,8 | 9,0 | 10,0 | 
| ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 
Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн человек против 2 млн в 1993 году [6;с.97]. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.
Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии [6; с.96]. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят.[6; с.97] К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.[6; с.97]
Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.[1; с.64]
В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические.[1; с.64] В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. (см. табл.5)