Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа
Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертнос.
Глава 1. Формирование финансовой системы страны.......................... .стр.4
Глава 2. Отличия формирования банковской системы Японии..............стр.6
Глава 3. Банк Японии................................................................................стр.7
Заключение.............................................................................................стр.9
Список используемой литературы…
В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 году по сравнению с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%. [1; с.70]
Таблица 5
Военные расходы Японии, в % к ВВП [1; с.70]
Год | Япония | США | Англия | Германия | Франция |
1990 | 1,0 | 5,5 | 4,0 | 2,3 | 3,5 |
1996 | 1,0 | 3,5 | 2,8 | 1,4 | 3,1 |
Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В 1997/98 году их доля составила 21,7%. [1; с.68]
В конце 1997 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.
Установлены
следующие показатели по расходам на
2000 финансовый год по сравнению с
1997 годом: увеличить расходы на социальное
обеспечение примерно на 6%, расходы
на поощрение науки и техники
- на 5%; сохранить в прежних размерах
расходы на культуру и образование,
оборону, на мероприятия в сфере энергетики,
на поддержку малого и среднего предпринимательства;
уменьшить расходы на предприятия общественного
сектора более чем на 7%, на правительственную
помощь развивающимся странам - на 10%, дотации
органам местного самоуправления - на
27%. [8; с.44]
1.4. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И
Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП.[1; с.68]
Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит покрывается с помощью государственных займов.
В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. с 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.
В 1979/80 году доля доходов от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. [1; с.68] В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. [1; с.68] Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны. [5; с.121]
Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% [1; с.68] и 43,6% согласно другому [5; с.121]
Японские
власти объявили о мерах по приведению
своих финансов в соответствие с
нормативами Европейского экономического
сообщества. И, согласно реформе, дефицит
бюджета должен быть сокращен до 3% ВВП
к 2003 году против 5,9% в 1997/98 году. [1; с.68]
Кроме того, предполагается “за тот же
период свести к нулю выпуск
новых займов на покрытие финансового
дефицита”. [8; с.44]
2.
БЮДЖЕТЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет. [10; с.56]
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений (см. рис.1).
В
1990 году общие доходы местных органов
управления составили 80,41 трлн иен. Из
них собственные налоговые
Рис. 1 Структура доходов местных органов власти
Японии
в 1990 году
Данная диаграмма свидетельствует о том. что в Японии местные налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую систему от северо-американской, где местные налоги превышают 2/3 бюджета муниципалитетов.[7; с.296]
Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.
В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам: в 1978 году на них приходилось 79% [9; с.334]; в 1990 году - 87,5% [7; с.297]
Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%. [12; с.57]
Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год. [12; с.57]
К прямым налогам относятся
и некоторые местные
Из
местных косвенных налогов
За
счет средств местных органов
власти в Японии финансируется развитие
производственной инфраструктуры, мероприятия,
связанные с ликвидацией
Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.
Таблица 6
Доходы и расходы местных органов власти
Японии в 1978-1990 г.г., трлн иен [10; с.59]
1978г | 1980г | 1983г | 1985г | 1988г | 1990г | |
Доходы | 39,13 | 46,80 | 53,46 | 57,47 | 68,01 | 80,41 |
в т.ч. за счет местных налогов | 12,24 | 15,89 | 19,84 | 23,32 | 30,12 | 33,45 |
Расходы | 38,35 | 45,78 | 52,31 | 56,29 | 66,40 | 78,47 |
Баланс (доходы минус расходы) | 0,78 | 1,02 | 1,15 | 1,18 | 1,61 | 1,94 |
Остаток от предыдущего года | 0,35 | 0,41 | 0,35 | 0,32 | 0,56 | 0,82 |
Реальный баланс данного года | 0,43 | 0,61 | 0,80 | 0,86 | 1,05 | 1,12 |
Данные таблицы 6 свидетельствуют о постоянном росте и доходной, и расходной части местных бюджетов Японии, причем рост доходов опережает рост расходов. Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.
Таблица 7
Удельный вес государственных расходов Японии
в ВНП в 1966-1991 г.г, % [10; с.204-205]
1966г | 1971г | 1976г | 1981г | 1986г | 1991г | |
Расходы центрального правительства | 6,2 |
5,9 |
8,2 |
10,5 |
9,9 |
9,3 |
Расходы местных органов власти | 13,0 |
14,4 |
16,9 |
18,9 |
17,2 |
15,4 |
Изучая
расходы местных органов
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. [11; с.333] К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. [6; с.96] На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц. [6; с.96]
Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.
Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.
Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов). [6; с.96]
Таким
образом, доход семейной пары пенсионеров
складывается из базовых пенсий мужа
и женю плюс пенсия по страхованию
наемного работника. В 1994 году в совокупности
это составляло в среднем свыше
2200 долларов. [6; с.96]
3.2.
ФИНАНСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
В
силу ряда причин в Японии сложилось
четкое разграничение сфер приложения
капитала: частного - в производственную
сферу, государственного - в инфраструктуру.
Поэтому в Японии государственный
сектор не выступает серьезным
Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”. [4; с.102]
По данным на март 1993 года в государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала. [4; с.102]
Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.
Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3% [4; с.103]