Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 14:00, курсовая работа
Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертнос.
Глава 1. Формирование финансовой системы страны.......................... .стр.4
Глава 2. Отличия формирования банковской системы Японии..............стр.6
Глава 3. Банк Японии................................................................................стр.7
Заключение.............................................................................................стр.9
Список используемой литературы…
Пенсионная
система Японии достаточно сложна и
многослойна. Средствами государственного
бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой
пенсии. Остальное выплачивается
за счет различных пенсионных фондов.
За счет
бюджета финансируется в Японии
так называемое общественное вспомоществование.
Оно охватывает тех, кто сам не
может обеспечить минимальный уровень
жизни. Такая помощь предоставляется
на основе Закона о гарантиях прожиточного
минимума и выплачивается по семи номинациям:
на повседневные нужды, образование, жилье,
медицинское обслуживание, материнство,
по безработице, на похороны. В середине
90-х годов ее получали 0,7% населения против
2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К
2025 году планируется поднять расходы на
социальное обеспечение, и в частности,
повысить уровень социальной защищенности
всех нуждающихся. 75% выплат по общественному
вспомоществованию предоставляется из
центрального бюджета, 25% - из бюджетов
местных органов власти.
Реализуя
программу научно-технического прогресса,
правительство Японии увеличивает государственные
ассигнования на НИОКР. Особое внимание,
уделяемое науке и образованию, объясняется
тем, что они превратились в главный структурный
фактор экономического роста. В составе
расходов на науку 13% составляют ассигнования
на социальные науки, а 87% - на естественные
и технические. В ближайшие годы намечено
ликвидировать существующий перекос в
финансировании.
За счет
государственного бюджета финансируются
дорожное строительство, работы по развитию
авиационного и железнодорожного транспорта,
системы связи, расходы по ликвидации
последствий стихийных бедствий и т.п.
Что касается
военных расходов, то их уровень
в Японии, по сравнению с другими
развитыми капиталистическими странами,
достаточно низкий. Военные расходы в
Японии не выходят за пределы 1% ВВП.
2. БЮДЖЕТЫ
МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ.
В Японии
всего насчитывается 47 префектур, объединяющих
3045 городов, поселков, районов, каждый
из которых имеет самостоятельный
бюджет.
Доходная
часть местных бюджетов состоит
из налоговых и неналоговых
Закон
о местных налогах определяет
их виды и предельные ставки, в остальном
управление ведется местными органами
власти. Всего в стране 30 местных
налогов.
В местных
налогах решающая роль принадлежит
прямым налогам.
Юридические
лица уплачивают префектурный подоходный
налог в размере 12.3% от государственного,
что дает ставку 1,67% от прибыли и
городской (поселковый, районный) подоходный
налог в размере 12,3% от государственного,
или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль
служит источником выплаты налога на предпринимательскую
деятельность, поступающего в распоряжение
префектур; его ставка 10,71%.
Физические
лица уплачивают подоходный префектурный
налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости
от суммы дохода. Кроме этого существуют
местные подоходные налоги. Сверх этого
каждый гражданин Японии независимо от
величины дохода уплачивает налог на жителя
в сумме 3200 иен в год.
К прямым
налогам относятся и некоторые
местные имущественные налоги.
Из местных
косвенных налогов следует
За счет
средств местных органов власти
в Японии финансируется развитие
производственной инфраструктуры, мероприятия,
связанные с ликвидацией последствий
стихийных бедствий.
Кроме
того, через местные бюджеты
3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ
СЧЕТА ЯПОНИИ
3.1.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
В Японии
специальные фонды являются составной
частью специальных счетов. К ним
относятся страховые, пенсионные, сберегательные
и некоторые другие фонды.
С середины
80-х годов в Японии осуществляется
постепенное реформирование пенсионной
системы. Задача реформы - сделать ее
состоящей из национальной пенсионной
системы (базовая пенсия), которая
охватывает все население, и пенсий,
выплачиваемых наемным работникам.
Базовая
пенсия выплачивается по старости,
инвалидности, а также всем нуждающимся.
2/3 финансирования обеспечивается средствами
различных страховых пенсионных
фондов. Имеются, например, фонд базовой
пенсии по старости, фонд потерявших кормильца.
На создание пенсионных фондов работает
практически все население Японии в возрасте
от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий
японец вносил в тот или иной фонд около
100 долларов в месяц.
Пенсионный
фонд наемных работников частного сектора
состоит из отчислений предприятий, взносов
самих работников и доплат со стороны
государства. Пенсия составляет около
70% месячной зарплаты работника-мужчины.
Пенсионные
фонды работников государственных
и муниципальных предприятий
и учреждений формируются из средств
обществ взаимопомощи, которые создаются
по месту работы, а также выплат
самих предприятий и
Для получения
базовой пенсии по старости необходим
25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст.
Размер такой пенсии может быть сокращен
до 58% установленного уровня в случае ухода
на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при
уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине
90-х годов базовая пенсия составляла 65
тысяч иен (примерно 600 долларов).
Таким
образом, доход семейной пары пенсионеров
складывается из базовых пенсий мужа
и женю плюс пенсия по страхованию
наемного работника.
3.2. ФИНАНСЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В силу
ряда причин в Японии сложилось четкое
разграничение сфер приложения капитала:
частного - в производственную сферу, государственного
- в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный
сектор не выступает серьезным конкурентом
ни в одной из областей производства, и
его функционирование по существу полностью
подчинено интересам частных корпораций.
Госсектор
в Японии невелик. Американский исследователь
Р.Сэмюэльс называет Японию страной
“государственной политики без государственной
собственности”.
В
государственном секторе экономики
Японии на уровне центрального правительства
насчитывается около 5 казенных и 94 акционерных
компании и паевых товариществ, в том числе
7 строительных фирм, 13 банков и других
финансовых учреждений и 68 организаций
с участием государственного капитала.
Среди
акционерных компаний и паевых товариществ
много некоммерческих учреждений: институты
и лаборатории, занятые фундаментальными
исследованиями и гуманитарными
науками; японский фонд экономического
сотрудничества, фонд поддержки искусств,
центр научно-технической информации,
японский фонд культурного обмена.
Во многих
акционерных компаниях и паевых
товариществах государство (в лице
главы соответствующего министерства)
- единственный или главный акционер,
но в среднем доля участия правительства
в их капитале составляет 38,3%.
В госсекторе
экономики Японии на местном уровне
действует около 8300 предприятий, из
них 3650 - казенные: водопровод, газо- и
теплоснабжение, канализация, городской
транспорт, больницы. Остальные - акционерные
и паевые, занятые строительством и
эксплуатацией муниципального жилья,
платных автомобильных дорог, портовых
сооружений, крытых рынков.
Среди
главных функций
В ряде
отраслей существуют государственные
и полугосударственные
Главная
особенность регулирования
У казенных
предприятий есть общий верховный
хозяин - парламент. Он принимает решения
по планам и исполнению специальных
счетов центрального бюджета, в которые
оформлены балансы этих предприятий. Парламент
утверждает цены, планы развития, объемы
и источники финансирования и программы
использования прибыли. Помимо этого есть
непосредственные хозяева: у монетного
двора, издательства и спиртовой монополии
- министерство финансов; у почты и почтовых
сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме
того, министерство финансов отвечает
за выдачу бюджетных кредитов.
При изменении
отпускных цен (тарифов) требуется
обязательное согласие Управления экономического
планирования, которое отвечает за то,
чтобы эти тарифы не стали причиной общей
дестабилизации цен. Правительственная
финансовая инспекция проверяет периодически
состояние дел на предприятиях. На местном
уровне действует подобная модель управления
финансами государственных предприятий.
Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.
В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.
Изучение финансовой системы Японии представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов.
Финансовая
система Японии состоит из бюджета
центрального правительства (общий
счет), бюджетов местных властей
и специальных счетов, включающих
как специальные фонды. так и счета предприятий,
служб, корпораций, принадлежащих центральным
и местным органам власти.
1.1.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы
и расходы бюджета имеют
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
С
сентября по декабрь бюджетный департамент
рассматривает поступившие
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.