Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:57, реферат
Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний. В регулировании банковского сектора очень сильна роль государства.
Банковская система
Японии характеризуется высоким
уровнем развития, хотя по сравнению
с банковскими системами США
и Евросоюза она относительно
молодая. В отличие от этих стран
ей присущ азиатский тип банковской
культуры, при котором банки играют
роль осевой структуры в финансово-
Возникновение
первых банков во второй половине XIX в.
в Японии было обусловлено необходимостью
привлечения банковского
Бурное развитие
банковское дело в Японии получило
в эпоху Мэйдзи (1868 - 1912 гг.). Этому
способствовала структурная перестройка
экономики страны, активное участие в
данном процессе государства и начало
эпохи открытия страны внешнему миру,
а также принятие в 1872 г. Закона «О национальных
банках». Этот закон предоставил национальным
банкам право осуществлять эмиссию банкнот.
Национальные банки были частными и создавались
в форме корпораций, которые имели филиалы
по всей стране. Первый японский банк -First
National Bank - был образован в Токио в 1873 г.
В 1880 г. были созданы Иокогамский банк
золота и серебра и первый сберегательный
банк. В 1882 г. начал функционировать Банк
Японии с уставным капиталом 10 млн иен,
выполнявший функции центрального банка
страны. Срок его полномочий был определен
в 30 лет, который позднее (в 1910 г.) был продлен
еще на 30 лет, а с 1979 г. полномочия стали
бессрочными. По Закону «О Банке Японии»
1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной
эмиссии.
Отличительной
особенностью развития банковской системы
Японии в это время было то, что
оно шло параллельно и во взаимосвязи
с осуществлением индустриализации
страны.
Первый закон,
касающийся непосредственно коммерческих
банков, - Закон «О банковской деятельности»
(Banking Law), был принят в 1897 г. Для финансирования
строительства новых промышленных предприятий
был организован Промышленный банк Японии;
для финансирования сельского хозяйства
- Банк долгосрочного кредита и Сельскохозяйственный
кооперативный банк. Создание системы
сберегательных банков в Японии началось
с принятием в 1890 г. Закона «О сберегательных
банках».
В XIX в. в Японии крупные частные банки практически стали хозяевами японской промышленности. Это было связано с тем, что в стране не был развит рынок акций и банки стали единственными инвесторами. В результате они оказались не кредиторами, а владельцами создаваемых промышленных предприятий. Знаменитые промышленные группы (дзайбацу) «Mitsubishi», «Sumitomo», «Mitsui» и «Yasuda», господствовавшие в экономике Японии до Второй мировой войны, были созданы четырьмя крупнейшими банками. В Японии были созданы государственные банки, такие, как Yokohama Exchange Bank, который осуществлял расчеты и финансирование внешней торговли.
Основные
этапы развития
В 40 - 60-х годах
XX в. банковская система переживала тяжелый
кризис. В военный период деятельность
всей кредитной системы была подчинена
Национальной финансовой контрольной
ассоциации. Банки были обязаны вкладывать
в облигации государственных займов не
менее 75% суммы прироста своих депозитов.
После Второй мировой войны резко обострилась
проблема невозвратных кредитов. Это было
связано с тем, что банки лишились возможности
кредитовать своих клиентов под гарантии
правительства, а предприятия, занимавшиеся
военным производством, оказались не в
состоянии вернуть большую часть заемных
средств.
Именно в этот
период сформировалась институциональная
структура современной
Законом «О Банке
Японии» от 1942 г. были определены функции
Банка Японии, в который в 1947 г.
и 1949 г. были внесены поправки. В 1949 г.
был создан высший орган управления
Банка Японии (Политический совет),
определяющий монетарную политику государства
и действующий до настоящего времени.
На его регулярно проводимых заседаниях
обсуждается экономическое и
финансовое положение страны и определяются
параметры инструментов монетарной политики.
Исполнительным органом Банка Японии,
осуществляющим оперативную работу, является
Совет управляющих, в который входят управляющий,
заместители управляющего, исполнительные
директора, аудиторы и консультанты. Оплаченный
уставный капитал Банка Японии на 55% принадлежит
государству и 45% - частным акционерам
(финансовым институтам, частным компаниям,
физическим лицам и др.). Акционерам гарантированы
дивиденды в размере 4%, которые при очень
больших прибылях банка могут быть увеличены
до 5%. Оставшаяся часть прибыли перечисляется
в государственный бюджет.
Банк Японии
длительное время (до 1998 г.) занимал
подчиненное положение по отношению
к Министерству финансов, в связи
с чем проводимая в Японии монетарная
политика находилась под прямым контролем
последнего. Министр финансов был вправе
самостоятельно налагать вето на подзаконные
акты банка, финансовая деятельность Банка
Японии была жестко регламентирована.
В послевоенный
период в отношении банковского
сектора был взят курс на создание
небольшого числа банков, действующих
по всей стране. Банки Японии осуществляли
свою деятельность в соответствии с Законом
«О банковской деятельности» (который
был принят в 1927 г. после внесения шести
изменений в прежний закон). Он был очень
простым и содержал всего 37 статей, которые
касались, в основном, структуры банков
и организации их деятельности. В соответствии
с законом банковские операции разграничивались
на краткосрочные и долгосрочные (инвестиционные).
В одном кредитном учреждении запрещалось
совмещать банковскую деятельность и
проводить операции с ценными бумагами.
Банковская система имела черты централизации
и узкой специализации, выделялись отдельные
типы банков в зависимости от срока кредитования,
их деятельность жестко ограничивалась
рамками конкретного рынка. Сфера деятельности
банков включала в себя депозитные и кредитные
операции, учет векселей, операции с государственными
и муниципальными облигациями и валютные
операции.
Крупные банки в соответствии с задачей финансирования восстановления промышленности создавались. В 50-е годы начали воссоздаваться промышленные группы, и их стали называть кэйрэцу. В дополнение к четырем восстановленным довоенным промышленным группам были созданы две новые группы - «Dai-Ichi Kangyo» и «Sanwa». Несмотря на преемственность ведения бизнеса, эти группы строились по новому принципу: ядро группы формировалось вокруг головного банка и универсальной торговой компании. Помимо головного банка в группу обычно входил траст-банк. Городские банки интегрировались в промышленные группы с перекрестным владением акций. Именно городские банки стояли в центре крупнейших замкнутых промышленно-финансовых групп, при этом во всех связях активно присутствовало государство.
Параллельно шел
процесс создания местных банков
по принципу «одна префектура - один
банк». Создание региональных банков привело
к резкому сокращению сберегательных
банков, число которых и так
резко уменьшилось в связи
с разрешением коммерческим банкам
в военный период аккумулировать
сберегательные вклады населения.
Сразу после Второй
мировой войны в Японии появились первые
иностранные банки. Американский Citi-bank
в 1946 г. открыл филиал в Токио. Филиалы
других американских банков, банков из
Тайваня и Индии начали осуществлять операции
в 1950 г. Они должны были внести существенный
вклад в возрождение экономики Японии.
Число филиалов иностранных банков оставалось
стабильно в период с 1950-го по 1960 г. Вплоть
до 1970 г. деятельность иностранных банков
сопровождалась многочисленными ограничениями
и установлением жестких барьеров, препятствующих
их дальнейшему проникновению на финансовый
рынок Японии.
В рассматриваемый период начали создаваться различные типы частных институтов кооперативного типа. В 1947 г. стали образовываться сельскохозяйственные кооперативы, в 1948 г. - рыболовецкие кооперативы, в 1949 г. - кредитные кооперативы, в 1951 г. - кредитные ассоциации (заемные банки), в 1953 г. - трудовые банки. Они осуществляли свою деятельность на основе принятых соответствующих названию законов. Создавались также и центральные органы (ассоциации, федерации) для соответствующих типов институтов кооперативного типа.
В рамках плана
послевоенной реструктуризации экономики
Японии в 1951 г. был создан Банк развития
Японии (Development Bank of Japan), который, как и
Экспортный банк Японии (Export Bank of Japan), осуществлял
свою деятельность на основе соответствующего
закона. Уставный капитал этих банков
был полностью оплачен правительством
Японии.
Деятельность
государственного банка развития была
сосредоточена на льготном кредитовании
отраслей экономики и на выдаче кредитов,
в предоставлении которых не были
заинтересованы коммерческие банки. Первые
20 лет своей деятельности банк кредитовал
конкретные отрасли, признанные приоритетными
с точки зрения государственной
промышленной политики Японии.
Экспортный банк
Японии первоначально предоставлял
кредиты лишь для экспортеров
производственного оборудования и
тяжелых машин. С апреля 1952 г. в
сферу его деятельности вошло
финансирование предварительных оплат
по импорту 10 ключевым для японской
экономики видам ресурсов — железной
и марганцевой руды, угля, нефти
и других, а также предоставление
гарантий по выдаваемым кредитам. Он стал
называться Экспортно-импортный банк
Японии (Export-Import Bank of Japan).
В этот период банковская
система преследовала основную цель
- стимулирование экономического развития
путем обеспечения дешевого финансирования
возрождающейся национальной экономики.
В связи с этим основным инструментом
монетарной политики была процентная
ставка. Центральный банк жестко контролировал
ее уровень. Кроме того, он использовал
такой административный метод, как
проведение политики «открытого окна»
(руководство кредитной
В целом в 40 -
60-х годах экономика Японии имела
стабильные темпы роста, чему соответствовала
и сформированная стабильная банковская
система. Монетарная политика осуществлялась
с использованием административных
методов регулирования. В условиях
контроля за валютными операциями, связанными
с движением капитала, величиной процентной
ставки, наличия ограничений на виды операций
банков и используемые ими продукты она
была эффективной, так как финансовый
рынок был закрытым и, следовательно, защищен
от действия внешних факторов.
В 70 - 80-х годах
возросла роль рыночных методов регулирования,
использования инструментов косвенного
воздействия на рынок капиталов
и сферу финансирования экономики.
Это было связано со сменой со второй
половины 70-х годов модели экономического
развития: от быстрого количественного
роста к более умеренным темпам
развития и качественному
Интернационализация
рынка ссудного капитала привела
к использованию Банком Японии такого
нового инструмента регулирования,
как операции на открытом рынке. Был
сделан первый шаг на этом пути: Банк
Японии начал проводить операции
на вексельном рынке и с облигациями
государственных займов. Операции с
ними к началу 1980-х годов заняли
доминирующее положение среди активных
операций Банка Японии. В 1971 г. стала
создаваться система
В 80-х годах была принята поэтапная программа дерегулирования и либерализации финансово-банковского сектора на основе принципа «шаг за шагом». Она включала в себя следующие основные направления.
Либерализация процентной ставки.
Стирание границ между традиционной банковской и инвестиционной деятельностью.
Расширение операций с производными финансовыми инструментами.
Открытие банковского
сектора Японии для иностранных
банков.
1. С целью
повышения доступности
2. Спустя
54 года после принятия закона
«О банковской деятельности»
его основные положения были
пересмотрены. Новый закон был
принят в 1981 г. и вступил
в силу в 1982 г. С его принятием
начался поворот к