Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:57, реферат
Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний. В регулировании банковского сектора очень сильна роль государства.
Антикризисные
меры включают три
основных направления.
Использование
политики процентной
ставки
С началом финансового
кризиса центральные банки
Банк Японии
сохранял свою политику в области
процентных ставок и не изменял их
уровень до октября 2008 г. Он считал,
что целевой ориентир краткосрочной
процентной ставки на межбанковском
рынке (около 0,5%) и действующий уровень
базовой процентной ставки (0,75%) достаточно
низкие и соответствуют сложившейся
экономической ситуации. Однако в
результате нарастания финансового
кризиса и неблагоприятного влияния
рисков на экономику Японии было принято
решение о снижении целевого ориентира
краткосрочной процентной ставки на
межбанковском рынке до 0,3% в октябре
2008 г. и 0,1% в декабре 2008 г. Уровень
базовой процентной ставки был снижен
до 0,5 и до 0,3% соответственно.
В качестве временной
меры Банк Японии принял решение с
ноября 2008 г. ввести выплату процентов
из расчета 0,1% годовых на избыточные
резервы финансовых учреждений, находящиеся
на текущем счете в центральном
банке.
Меры по обеспечению
стабильности на финансовых рынках и
расширению возможностей финансирования
крупных корпораций
С целью поддержания
ликвидности банковского
Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые инструменты на нем, а именно:
были расширены
инструменты и объемы операций по
покупке государственных
стали проводиться
операции, направленные на поддержание
ликвидности рынка долговых обязательств
крупных корпораций. Введение этих операций
Банк Японии рассматривал в качестве временной
меры на период финансового кризиса. Ранее
он принимал краткосрочные обязательства
и облигации компаний в качестве одного
из видов залога при предоставлении кредитов
банкам. С целью предоставления компаниям
быстрого доступа к деньгам в январе 2009
г. центральный банк приступил к проведению
операций по покупке краткосрочных обязательств
корпораций на аукционах, а с февраля 2009
г. - облигаций крупных корпораций. Планируемые
фонды для этих целей были определены
в размере 3 трлн иен и 1 трлн иен соответственно.
По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные
программы поддержки рынка долговых обязательств
крупных корпораций были выполнены. Проведение
операций РЕПО с краткосрочными обязательствами
корпораций продолжается в 2010 г., их текущий
объем составил 2,8 трлн иен1;
В конце 2008 г. в
список контрагентов Банка Японии по
операциям РЕПО с краткосрочными
обязательствами крупных
Меры
по стабилизации банковского
сектора
С целью усиления
капитализации банковского
Для оздоровления
балансов банков и снижения их зависимости
от фондового рынка с марта 2009
г. центральный банк возобновил покупки
акций корпораций, находящихся в
инвестиционных портфелях банков, имеющих
рейтинг международных агентств
не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность.
Предполагается до апреля 2010 г. выкупить
ценные бумаги крупных корпораций на общую
сумму 1 трлн иен (лимит на один банк установлен
250 млрд иен) с последующим обязательством
их продажи в период с конца марта 2012 г.
до конца сентября 2017 г. По состоянию на
31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных
активов составил 206,9 млрд иен.
С начала 2009 г. был
расширен перечень видов обеспечения
(залога) для получения банками
кредитов у Банка Японии. В него
были включены облигации корпораций,
долговые инструменты инвестирующих
в недвижимость корпораций, гарантированные
правительством краткосрочные обязательства
корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень
был дополнен государственными облигациями
США, Великобритании, Германии и Франции.
В апреле 2009 г. Банк
Японии объявил о возможности
привлечения городскими и региональными
банками дополнительных ресурсов в
рамках предоставления субординированного
10-летнего займа на общую сумму до 1 трлн
иен (лимит на один банк составляет 350 млрд
иен). Банки, которые получат займы, смогут
учитывать их как дополнительную часть
капитала и вернуть средства в любое время
по истечении трехлетнего периода после
получения.
Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер по стимулированию развития экономики Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:
заключение двусторонних валютных своп-согла-шений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;
взаимодействие
с центральными банками стран
АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского
банка развития. В рамках «чиангмайской
инициативы» центральные банки стран
АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения
в национальных валютах о валютных свопах.
По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма
соглашений Банка Японии с центральными
банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд
дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по
результатам ежегодного совещания министров
финансов стран и представителей Азиатского
банка развития в Бали (Индонезия) было
подписано соглашение о создании Азиатского
антикризисного валютного фонда в размере
120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил
32%. Таким образом, был создан многосторонний
механизм валютного сотрудничества стран
АСЕАН+3.
В настоящее
время японская банковская система
движется по пути формирования конкурентоспособного
на международном рынке
Процесс реформирования банковского сектора Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:
Достижение баланса
между сохранением
Распределение рисков между банками, клиентами и регулирующими органами.
Заключение
В заключение следует
отметить, что на всех этапах развития
экономики Японии, в том числе
ее банковского сектора, смена экономической
(в том числе монетарной) политики
осуществлялась плавно и осторожно.
В зависимости от экономических
и политических условий расширялись
права банков, их сфера деятельности.
В свою очередь банками осуществлялся
поиск эффективных путей
Опыт Японии, по нашему мнению, заслуживает пристального внимания, дальнейшего тщательного изучения и разумного использования.