Банковская система Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:57, реферат

Краткое описание

Банковская система Японии характеризуется высоким уровнем развития, хотя по сравнению с банковскими системами США и Евросоюза она относительно молодая. В отличие от этих стран ей присущ азиатский тип банковской культуры, при котором банки играют роль осевой структуры в финансово-промышленных группах и объединяют вокруг себя ряд компаний. В регулировании банковского сектора очень сильна роль государства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 122.72 Кб (Скачать)

Антикризисные меры включают три  основных направления. 

Использование политики процентной ставки 

С началом финансового  кризиса центральные банки шести  развитых экономик мира (Федеральная  резервная система США, Европейский  центральный банк, Банк Англии, Банк Канады, Национальный банк Швейцарии  и Центральный банк Швеции) начали проводить скоординированную политику по последовательному снижению уровня процентной ставки: 8 октября 2008 г. они  объявили о снижении базовой процентной ставки на 0,5 %. 

Банк Японии сохранял свою политику в области  процентных ставок и не изменял их уровень до октября 2008 г. Он считал, что целевой ориентир краткосрочной  процентной ставки на межбанковском  рынке (около 0,5%) и действующий уровень  базовой процентной ставки (0,75%) достаточно низкие и соответствуют сложившейся  экономической ситуации. Однако в  результате нарастания финансового  кризиса и неблагоприятного влияния  рисков на экономику Японии было принято  решение о снижении целевого ориентира  краткосрочной процентной ставки на межбанковском рынке до 0,3% в октябре 2008 г. и 0,1% в декабре 2008 г. Уровень  базовой процентной ставки был снижен до 0,5 и до 0,3% соответственно. 

В качестве временной  меры Банк Японии принял решение с  ноября 2008 г. ввести выплату процентов  из расчета 0,1% годовых на избыточные резервы финансовых учреждений, находящиеся  на текущем счете в центральном  банке. 

Меры по обеспечению  стабильности на финансовых рынках и  расширению возможностей финансирования крупных корпораций 

С целью поддержания  ликвидности банковского сектора  Банк Японии активизировал проведение операций на открытом рынке. В конце 2008 г. общий объем проводимых Банком Японии операций на открытом рынке (дополнительное кредитование банков, кредитование под  допустимый залог, операции РЕПО с краткосрочными обязательствами и облигациями  корпораций, с государственными облигациями, с казначейскими и финансовыми  векселями) превысил 50 трлн иен, что выше исторического среднего уровня. 

Наряду с обычными операциями, проводимыми на открытом рынке, Банк Японии расширил перечень операций и стал использовать новые  инструменты на нем, а именно:

были расширены  инструменты и объемы операций по покупке государственных облигаций. Банком Японии была увеличена периодичность  проведения операций с государственными облигациями (с 1 раза в квартал до 2 раз в неделю) и размер предложения  за одну операцию (от 300 до 600 млрд иен). Была увеличена возможная сумма операций по покупке государственных облигаций до 21,6 трлн иен в год (1,8 трлн иен в месяц). По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций по покупке государственных облигаций увеличился до 48,2 трлн иен. С середины декабря 2008 г. центральный банк добавил в список своих операций РЕПО операции с государственными облигациями с плавающей процентной ставкой, с облигациями, индексированными к уровню инфляции, и с 30-летними государственными облигациями. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем операций РЕПО составил 7 трлн иен '

стали проводиться  операции, направленные на поддержание  ликвидности рынка долговых обязательств крупных корпораций. Введение этих операций Банк Японии рассматривал в качестве временной меры на период финансового кризиса. Ранее он принимал краткосрочные обязательства и облигации компаний в качестве одного из видов залога при предоставлении кредитов банкам. С целью предоставления компаниям быстрого доступа к деньгам в январе 2009 г. центральный банк приступил к проведению операций по покупке краткосрочных обязательств корпораций на аукционах, а с февраля 2009 г. - облигаций крупных корпораций. Планируемые фонды для этих целей были определены в размере 3 трлн иен и 1 трлн иен соответственно. По состоянию на 31 декабря 2009 г. указанные программы поддержки рынка долговых обязательств крупных корпораций были выполнены. Проведение операций РЕПО с краткосрочными обязательствами корпораций продолжается в 2010 г., их текущий объем составил 2,8 трлн иен1; 

В конце 2008 г. в  список контрагентов Банка Японии по операциям РЕПО с краткосрочными обязательствами крупных корпораций был включен Банк Развития Японии.

Меры  по стабилизации банковского  сектора 

С целью усиления капитализации банковского сектора  в декабре 2008 г. действие закона 1998 г. «О своевременном укреплении финансовых функций» было продлено до 2012 г. В него были внесены изменения, в соответствии с которыми возможный фонд для  этих целей увеличен с 2 до 12 трлн иен. Банки, получающие средства, должны расширять кредитование малого и среднего бизнеса. 

Для оздоровления балансов банков и снижения их зависимости  от фондового рынка с марта 2009 г. центральный банк возобновил покупки  акций корпораций, находящихся в  инвестиционных портфелях банков, имеющих  рейтинг международных агентств не ниже «ВВВ-» и достаточную ликвидность. Предполагается до апреля 2010 г. выкупить ценные бумаги крупных корпораций на общую сумму 1 трлн иен (лимит на один банк установлен 250 млрд иен) с последующим обязательством их продажи в период с конца марта 2012 г. до конца сентября 2017 г. По состоянию на 31 декабря 2009 г. текущий объем выкупленных активов составил 206,9 млрд иен. 

С начала 2009 г. был  расширен перечень видов обеспечения (залога) для получения банками  кредитов у Банка Японии. В него были включены облигации корпораций, долговые инструменты инвестирующих  в недвижимость корпораций, гарантированные  правительством краткосрочные обязательства  корпораций и другие. В мае 2009 г. перечень был дополнен государственными облигациями  США, Великобритании, Германии и Франции. 

В апреле 2009 г. Банк Японии объявил о возможности  привлечения городскими и региональными  банками дополнительных ресурсов в  рамках предоставления субординированного 10-летнего займа на общую сумму до 1 трлн иен (лимит на один банк составляет 350 млрд иен). Банки, которые получат займы, смогут учитывать их как дополнительную часть капитала и вернуть средства в любое время по истечении трехлетнего периода после получения. 

Вместе с тем, учитывая глобальный характер современного кризиса, наряду с принятием мер  по стимулированию развития экономики  Банк Японии стремится координировать свои усилия с международными организациями  и надзорными органами других стран. Среди форм взаимодействия такие, как:

заключение двусторонних валютных своп-согла-шений с центральными банками развитых стран. Для предоставления ликвидности городским банкам в долларах США, а также регулирования курса иены по отношению к доллару США в сентябре 2008 г. Банк Японии заключил такое соглашение с ФРС США на срок до 30 января 2009 г. на сумму 60 млрд дол. СИТА. В последующем сумма соглашения была увеличена в 2 раза (до 120 млрд дол. США), а срок действия продлен до 1 февраля 2010 г. Заключение данного соглашения произошло после объявления ФРС США, Европейским центральным банком, Банком Англии, Банком Японии и Национальным банком Швейцарии о скоординированных мерах по борьбе с финансовым кризисом. Они договорились объединенными усилиями поддерживать финансовые рынки, в том числе путем вливания средств в банковский сектор. Банк Японии стал обмениваться валютными активами с ФРС и центральными банками других стран, а также проводить односторонние интервенции на международных валютных рынках;

взаимодействие  с центральными банками стран  АСЕАН+3 и странами - членами Азиатского банка развития. В рамках «чиангмайской инициативы» центральные банки стран АСЕАН+3 заключали двусторонние соглашения в национальных валютах о валютных свопах. По состоянию на 19 января 2010 г. общая сумма соглашений Банка Японии с центральными банками 7 стран АСЕАН+3 составила 44 млрд дол. США (в эквиваленте)1. В мае 2009 г. по результатам ежегодного совещания министров финансов стран и представителей Азиатского банка развития в Бали (Индонезия) было подписано соглашение о создании Азиатского антикризисного валютного фонда в размере 120 млрд дол. США. Взнос Японии в нем составил 32%. Таким образом, был создан многосторонний механизм валютного сотрудничества стран АСЕАН+3. 

В настоящее  время японская банковская система  движется по пути формирования конкурентоспособного на международном рынке банковского  сектора, способного противостоять  внешним рискам, и банков, способных  координировать интересы корпоративного бизнеса и собственников банков на внутреннем рынке с целью развития внутреннего спроса. 

Процесс реформирования банковского сектора Японии продолжается, при этом решаются две основные задачи:

Достижение баланса  между сохранением эффективности  в условиях свободной конкуренции  и обеспечением стабильности при  оптимизации отношений между  менеджментом, и акционерами.

Распределение рисков между банками, клиентами  и регулирующими органами.

Заключение 

В заключение следует  отметить, что на всех этапах развития экономики Японии, в том числе  ее банковского сектора, смена экономической (в том числе монетарной) политики осуществлялась плавно и осторожно. В зависимости от экономических  и политических условий расширялись  права банков, их сфера деятельности. В свою очередь банками осуществлялся  поиск эффективных путей взаимодействия с корпоративными клиентами. Это  привело к изменениям в развитии банковского сектора: от узкой специализации  банков к универсализации банковской деятельности. В результате при сохранении азиатского типа банковской культуры была реформирована система взаимоотношений  между банками и промышленными  группами, с одной стороны, и банками  и надзорными органами - с другой. Банковский сектор сознательно ограждался денежными властями от возможных  потрясений, что значительно усиливало  риск его неустойчивости. Вместе с  тем на разных временных отрезках при проведении монетарной политики ставились разные задачи, использовались разные инструменты. В период кризисов неизменно повышалась роль государства. Из кризиса 90-х годов Япония выходила за счет расширения экспорта товаров  и капитала. Однако запаздывание принятия оперативных мер для нейтрализации  кризиса в банковском секторе  в 90-х годах на ранних фазах его  развития привело к поздней реакции  и со стороны реального сектора  экономики. Для восстановления финансовой стабильности использовались экстраординарные меры: проведение рекапитализации банков за счет государственных средств, временная национализация банков, предоставление гарантий правительством. В 2008 г. перед правительством и Банком Японии встала задача по ликвидации диспропорции между предложением и внутренним спросом в экономике, управлению внешним системным риском и обеспечению устойчивости финансового сектора. Меры денежных властей по преодолению финансового кризиса 2008 г. рассчитаны на краткосрочный и среднесрочный период. Краткосрочная программа предполагает возможность использования при осложнении ситуации в банковском секторе экстраординарных мер, но, в основном, она направлена на восстановление функций финансового посредничества банков с целью поддержания реального сектора экономики. В среднесрочной перспективе планируется усиление системы финансового надзора, предполагающей регулирование и управление системным и трансграничным рисками. В регулировании деятельности банковского сектора приоритеты будут отданы обеспечению достаточности капитала банков, управлению риском ликвидности, стандартам прозрачности деятельности и применению кредитных рейтингов. 

Опыт Японии, по нашему мнению, заслуживает пристального внимания, дальнейшего тщательного  изучения и разумного использования.

Информация о работе Банковская система Японии