Анализ доходов регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ поступления местных налогов в региональный бюджет, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере нашего региона.
Данная направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач курсовой работы:
 рассмотрение теоретических основ местных налогов как финансовой базу региональных бюджетов;
 рассмотрение местных бюджетов в качестве главной финансовой базы местных органов власти;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 5
1.1. Региональные бюджеты как главная финансовая база
местных органов власти 5
1.2. Местные налоги и их роль в структуре доходов
муниципальных образований 9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
В БЮДЖЕТ Г. ЛИПЕЦКА 16
2.1.Анализ бюджетного устройства г. Липецка 16
2.2. Оценка поступлений местных налогов в бюджет г.Липецка 22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 26
3.1. Направления развития доходной базы региональных бюджетов РФ 26
3.2.Основные направления совершенствования бюджетно-финансовой
сферы г.Липецка 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 5 файлов

Приложение А.doc

— 276.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение Б.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение В.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Текст.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

     - совершенствование методики кадастровой  оценки земельных участков, инвентаризация  и межевание земельных участков, находящихся в общедолевой собственности  (включая финансирование), оформление в собственность или в пользование (включая аренду) всех земельных участков, проведение работ по закреплению бесхозных земель в пользование или в собственность, порядок, условия и периодичность переоценки результатов государственной кадастровой оценки земельных участков;

     - совершенствование законодательного  регулирования взимания налога  на имущество физических лиц  в части включения в состав  объектов налогообложения объектов  незавершенного строительства, закрепления  за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в установленные сроки и ответственности за их нарушение;

     - обеспечение компенсации из федерального  бюджета выпадающих доходов региональных  и местных бюджетов в случае  предоставления в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) льгот по региональным и местным налогам и сборам, осуществление инвентаризации предоставляемых льгот [3].

     В соответствии с новым законодательством  выравнивание бюджетной обеспеченности на всех уровнях бюджетной системы  должно осуществляться исходя из соотношения оценок доходных возможностей и расходных потребностей субъекта межбюджетных отношений, получающего дотацию.

     Таким образом, на региональном уровне, так  же как и на федеральном, возникает  необходимость оценивать налоговый потенциал и индекс бюджетных расходов муниципальных районов.

     Также возникает острая необходимость дальнейшего совершенствования механизма межбюджетных отношений в направлении наращивания финансовой независимости органов местного самоуправления прежде всего за счет роста собственной налоговой базы. По нашему мнению, существенным резервом увеличения налоговых поступлений может стать налог на недвижимость.

     Налог на недвижимость имеет особенно важное значение, поскольку именно через  недвижимость воедино связываются интересы населения и местной власти: чем успешнее решаются на местном уровне вопросы благоустройства, правопорядка, социальной среды, тем выше цена объектов недвижимости в этом районе и тем богаче их владельцы.

     Регулирование этого налога целесообразно ввести, используя "шведскую модель", когда государство берет на себя ведение кадастрового учета недвижимости и регистрации прав собственности, а местные власти с помощью единого банка данных по объектам недвижимости самостоятельно решают вопросы их оценки и налогообложения.

     Налог на недвижимость в сравнении с  существующей системой поимущественных  налогов имеет ряд преимуществ.

     Во-первых, он относительно равномерно распределен  по территории страны, имеет немобильную  налоговую базу и может обеспечить местные бюджеты стабильными налоговыми поступлениями.

     Во-вторых, зачисление основной части доходов  отданного налога в местные бюджеты  в значительной степени отвечает принципу получаемых выгод.

     В-третьих, администрирование этого налога включает в себя сбор, обработку и актуализацию дифференцированных для различных местностей данных, которые доступны только органам местного самоуправления, и, следовательно, является более эффективным.

     Еще одно преимущество налога на недвижимость заключается в определении недвижимости как объекта налога и рыночной цены имущества как его налоговой базы.

     Это дает возможность избавиться от тех  недостатков, которые несет в  себе инвентаризационная стоимость, и  обеспечить справедливое распределение  налогового бремени. Кроме того, исчисленный на основе рыночной цены налог служит стимулом для более рационального и эффективного использования ресурсов.

     Налог на недвижимость, база которого определяется по рыночной стоимости имущества, предоставляет  возможности для создания эффективного механизма поступления налоговых платежей в местный бюджет.

     Важным  обстоятельством при применении налога на недвижимость является то, что  он предполагает значительные права  местного самоуправления на дифференциацию размера платы за землю и проведение соответствующей для местных условий политики землепользования, которые в настоящее время значительно ограничены.

     Налог на недвижимость привлекателен для  органов местного самоуправления, поскольку  он укрепляет финансовую базу местных  бюджетов и благодаря этому позволяет  решать задачи развития муниципалитета.

     Закрепление такого значительного доходного  источника финансовых ресурсов за местным  бюджетом, связанным с воспроизводством муниципальной недвижимости, позволит комплексное управление городским  имуществом сделать приоритетным направлением деятельности муниципалитетов.

     Это неизбежно повлечет за собой повышение  общей доходности местных бюджетов путем целенаправленного вовлечения в экономический оборот города значительных объемов муниципального имущества. 
 

3.2.Основные  направления совершенствования бюджетно-финансовой

сферы г.Липецка 

     Финансовый  потенциал города Липецка определяется суммарными финансовыми потоками, проходящими через экономику города, а также системой взаимоотношений с бюджетами всех уровней.

     На  протяжении последних лет сальдо финансовых взаимоотношений финансового баланса города с вышестоящими уровнями власти устойчиво отрицательное – город передает на вышестоящий властный уровень больше средств, чем от него получает.

     Учитывая  то, что тенденции сокращения доли отчислений в вышестоящие бюджеты не наблюдается, можно сделать вывод о том, что основными факторами роста финансового потенциала города является увеличение доходности экономики города в целом.

     Данный  процесс невозможно успешно осуществлять, не решив ряд проблем бюджетно-финансовой сферы города Липецка:

  • значительные суммы недоимки в городской бюджет;
  • наличие на территории города убыточных предприятий;
  • существующая практика выплаты заработной платы по «серым схемам»;
  • низкий уровень неналоговых платежей сборов.

     Основной  целью бюджетно-финансовой политики, реализуемой администрацией города,  является повышение качества управления финансовыми потоками муниципального образования и поддержание условий для стабильного экономического и социального развития городской экономики.

     Для достижения  поставленной  цели необходимо решить следующие приоритетные задачи:

  • внедрение новых принципов бюджетного планирования, ориентированных на результат;
  • создание условий эффективного администрирования формирования доходной базы городского бюджета;
  • обеспечение эффективности расходования бюджетных средств;
  • повышение прозрачности управления муниципальными финансами;
  • совершенствование системы управления нефинансовыми активами.

     В целях решения  поставленных задач  в Липецке необходимо реализовать следующие мероприятия:

     - осуществление регламентации предоставления  муниципальных услуг, развитие системы муниципальных заданий на оказание бюджетных услуг;

     - внедрение показателей качества  муниципальных услуг; 

     - проведение совместно с налоговыми органами работы по сокращению недоимки в бюджет, снижению числа убыточных предприятий, легализации системы оплаты труда;

     - расширение использования потенциала  имущественного, земельного, природоохранительного и природопользовательского налогообложения;

     -своевременное  совершенствование отдельных положений  муниципальных правовых актов в области налогообложения;

     -увязка  муниципальных расходов с результатами  и основными направлениями деятельности главных распорядителей средств бюджета.

     - усовершенствование методов разработки и мониторинга исполнения ведомственных и городских целевых программ;

     - оптимизация сети получателей  средств городского бюджета, содействие созданию автономных учреждений;

     - усовершенствование системы отчетности  о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств;

     - внедрение системы оценки качества  оказываемых муниципальных услуг;

     - развитие механизмов публичной  экспертизы решений, принимаемых  в области бюджетного и налогового законодательства;

     - расширение рынка муниципальных ценных бумаг;

     - формирование залогового фонда  муниципального имущества.

     Реализация  всех вышеназванных мероприятий  предполагается в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике в 2009-2011 годах», в рамках ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», Положения «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в городе Липецке».

     Учитывая  изложенные выше проблемы и тенденции  развития, можно выделить следующие  основные векторы возможного совершенствования  системы местного самоуправления, которые  находят поддержку у экспертов:

  1. создание системы стимулов для проведения муниципалитетами активной политики по наращиванию налоговой базы и повышению эффективности расходов;
  2. обеспечение различных подходов к территориям с высоким потенциалом развития и территориям, переживающим период сжатия;
  3. учет местных приоритетов при формировании финансовой политики.

     В этих целях целесообразно осуществить следующий комплекс изменений бюджетно-финансовой системы г. Липецк.

  1. Нормативы отчисления от федеральных и региональных налогов должны быть федеральным законом закреплены за муниципальными образованиями в размере, достаточном для выхода на самообеспечение подавляющего числа городских округов как наиболее обеспеченного типа муниципальных образований.  Тем самым в Липецке будет стимулировано развитие ими собственной налоговой базы и расширение зон опережающего развития, исключены непродуктивные встречные финансовые потоки (из муниципалитета – в бюджеты вышестоящего уровня, а затем обратно в качестве трансфертов). Выбор налогов, нормативы отчислений от которых дополнительно передаются муниципальным образованиям (в качестве единого федерального стандарта), нуждается в тщательной проработке.
  2. В отличие от городских округов, применительно к районам (и, в какой-то мере к поселениям) следует совершенствовать систему межбюджетного выравнивания. Необходимо и по окончании переходного периода сохранить за субъектами Федерации право закреплять за местными бюджетами дифференцированные отчисления от налогов в счет финансовой помощи, без ограничения перечня налогов и сроков.
  3. Необходимо произвести инвентаризацию сохранившихся нефинансируемых мандатов и предусмотреть на них средства.
  4. Усилить роль местных налогов в формировании доходной части бюджетов муниципальных образований.
  5. Практически повсеместным сегодня является предложение о введении местного налога на недвижимость, закрепленного за поселениями и городскими округами, при условии установления системы налоговых вычетов в целях сохранения налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан. Возможно рассмотрение вопроса о придании статуса местных некоторым другим налогам (например, транспортному; налогам, связанным с применением специальных налоговых режимов).

     Учитывая, что даже реализация обозначенных выше предложений не исключает наличия  финансово несамодостаточных городских  округов, а также крупных и  с высокой плотностью населения районов и поселений, в формуле выравнивания бюджетной обеспеченности необходимо учесть проявления эффекта масштаба.

  1. Представляется необходимым ослабить предусмотренные статьей 136 БК РФ ограничения самостоятельности распоряжения бюджетом муниципальными образованиями, дотационными в течение последних 3 лет. Представляется неоправданно жестким при дотационности в 10% устанавливать лимит расходов на содержание органов местного самоуправления, при 30%  – ограничивать принятие на себя дополнительных расходных полномочий, а при 70%  – вводить элементы прямого управления местным бюджетом с регионального уровня.

Информация о работе Анализ доходов регионального бюджета