Анализ доходов регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ поступления местных налогов в региональный бюджет, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере нашего региона.
Данная направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач курсовой работы:
 рассмотрение теоретических основ местных налогов как финансовой базу региональных бюджетов;
 рассмотрение местных бюджетов в качестве главной финансовой базы местных органов власти;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ 5
1.1. Региональные бюджеты как главная финансовая база
местных органов власти 5
1.2. Местные налоги и их роль в структуре доходов
муниципальных образований 9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОСТУПЛЕНИЙ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ
В БЮДЖЕТ Г. ЛИПЕЦКА 16
2.1.Анализ бюджетного устройства г. Липецка 16
2.2. Оценка поступлений местных налогов в бюджет г.Липецка 22
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ И ВЗИМАНИЯ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ 26
3.1. Направления развития доходной базы региональных бюджетов РФ 26
3.2.Основные направления совершенствования бюджетно-финансовой
сферы г.Липецка 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 5 файлов

Приложение А.doc

— 276.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение Б.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение В.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Текст.doc

— 218.00 Кб (Скачать)

Введение 

     Успешное  осуществление социально-экономических преобразований в РФ в значительной степени зависит от эффективной деятельности не только центральных, а и региональных и местных органов власти. Особенного внимания заслуживает именно местное самоуправление.

     Являясь по своей сущности не государственной, а гражданской формой организации  власти, самоуправление является мощным фактором повышения эффективности  управления экономическими и социальными  процессами развития территорий. Именно местное руководство находится ближе всех к проблемам населения. На местную власть возлагается с каждым разом все больше полномочий, решение которых требует финансового обеспечения.

     Реализации  всех больших и важных свершений  способствуют достойное вознаграждение, разумные и обоснованные планы. Объединение усилий общества. Среди этих трех важных условий первое место по праву принадлежит планам, которым во все времена придавалось большое значение.

     Вряд  ли найдутся достаточные аргументы  для убеждения в целесообразности отказа от прогнозирования, призванного предвидеть вероятные тенденции при решении стратегических задач развития общества, и планирования как средства обоснования кратчайших путей достижения поставленных целей.

     В условиях рыночной экономики прогноз  и план должны разрабатываться на основании новых методологии и методики. Ведь в условиях рыночных отношений прогнозирование и планирование – это не директива, а собрание правил и средств очерчивания параметров уровня развития экономики, которые будут определять основы жизни общества в предстоящем периоде.

     Актуальность  проблемы исследования курсовой работы обусловлена недостатками действующей системы планирования, прогнозирования и взимания местных налогов, которая базируется на вертикальной схеме принятия решений по распределению ресурсов и планированию от достигнутого уровня.

     Целью курсовой работы является анализ поступления местных налогов в региональный бюджет, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере нашего региона.

     Данная  направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач  курсовой работы:

  • рассмотрение теоретических основ местных налогов как финансовой базу региональных бюджетов;
  • рассмотрение местных бюджетов в качестве главной финансовой базы местных органов власти;
  • выявление имеющихся источников доходов муниципальных образований;
  • изучение структуры и размера доходов и использования бюджетных средств г. Липецка;
  • предложения по повышению эффективности формирования местных бюджетов.

     Объектом  исследования курсовой работы являются региональный бюджет города Липецка. Предметом – динамика местных налогов городского бюджета.

     При написании работы были использованы методические указания, нормативные и законодательные документы, действующие в настоящее время:  Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, принятые органами местного самоуправления.

     Новизна и практическая значимость исследования состоит в адаптации модели прогнозирования доходов региональных бюджетов к условиям функционирования местного самоуправления. 

1.Теоретические  основы формирования и планирования доходов региональных бюджетов 
 

1.1. Региональные бюджеты как главная финансовая база местных органов  власти 

     В условиях рыночной экономики государственные  и муниципальные органы выполняют  функции регуляторов производства, участников обмена и хозяйствующих субъектов, для обеспечения которых создана финансовая система из трех уровней: федерального, регионального, муниципального.

     Каждый  бюджетный уровень в свою очередь  обеспечивает финансовые потребности  своего уровня власти, оставаясь составной  частью единой бюджетной системы страны.

     С 3 января 2010 г. вступил в силу в полном объеме Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Согласно  положениям этого Закона, местное  самоуправление базируется на трех принципах: самостоятельность, самоорганизация и самодостаточность.

     Иначе говоря, муниципальные образования  сами принимают решения, сами исполняют  их и сами изыскивают источники финансирования для воплощения в жизнь этих решений. Таким образом, муниципальные образования обязаны наращивать свой потенциал за счет развития собственной экономики [6].

     Существует  множество вариантов трактовки  понятия «финансы», но, в общем, финансами муниципальных образований можно назвать совокупность денежных средств, направляемых на экономическое и социальное развитие муниципальных образований. Основными их составляющими являются местные бюджеты, средства хозяйствующих субъектов, муниципальные внебюджетные фонды.

     Правовой  основой местных бюджетов в РФ на сегодня являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, а также нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, принятые органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

     Статья 14 Бюджетного кодекса РФ дает определение  понятию «бюджет муниципального образования (местный бюджет)» –  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления [2].

     Каждое  муниципальное образование имеет  свой собственный бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

     В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных  населенных пунктов, не являющихся поселениями.

     Муниципальные бюджеты являются финансовой основой органов местного самоуправления. Помимо вопросов местного значения, их средства используются также для решения общегосударственных и региональных экономических и социальных задач (при реализации федеральных и региональных целевых программ).

     Местный бюджет выполняет три основных функции:  формирование денежных фондов, обеспечивающих финансирование деятельности местных органов власти; распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Бюджет  муниципального образования, являясь  частью бюджетной системы РФ, связан с бюджетами вышестоящего уровня. Так местные бюджеты формируются  в основном бюджетами субъектов РФ.

     Российское  законодательство закрепляет право  органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местные бюджеты.

     Причем  самостоятельность означает достаточный уровень собственных доходов, наличие права определять направления расходования бюджетных средств (исходя из компетенции органов местного самоуправления) и использовать по своему усмотрению доходы, дополнительно получаемые в ходе исполнения бюджета, также наличие права на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.

     Формирование  местного бюджета осуществляется путем  применения единой методологии, социальных норм и нормативов, устанавливаемых  органами государственной власти. Составляется бюджет на основе исходных показателей – объема ВВП, темпа роста ВВП, уровня инфляции, курса рубля, мировых цен на часть природных ресурсов.

     Решение о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня  подписания. Органы местного самоуправления ведут учет и представляют вышестоящим органам власти сведения об исполнении местных бюджетов. Отчет об исполнении местного бюджета органы местного самоуправления должны предоставлять населению муниципального образования через публичные слушания и средства массовой информации.

     Согласно  статье 132 Конституции РФ органы государственной  власти субъектов РФ не имеют права  осуществлять контроль за целесообразностью  расходования средств местных бюджетов, в том числе направляемых на исполнение муниципального заказа, поэтому отчет – не более чем констатация происшедших событий [1].

     Рассматривая  бюджет в виде основного финансового плана, отметим, что в нем представлены все его составляющие: доходы по конкретным источникам поступлений; денежные расходы (использование фондов денежных средств) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение денежных расходов и доходов на основе балансовых расчетов.

     В каждой административно-территориальной  единице доходы и расходы хозяйствующих  субъектов и органов власти включаются в сводный финансовый баланс, характеризующий финансовую обеспеченность конкретного муниципального образования с учетом деятельности предприятий и организаций независимо от форм собственности [18, с. 71]

     Через механизм бюджетных доходов и  расходов происходит перераспределение средств из производственной сферы в непроизводственную, а также между социальными слоями населения.

     Законодательством о местном самоуправлении предусматривается  разделение местных бюджетов на бюджеты  двух уровней: муниципальных районов  и муниципальных поселений.

     Между собой эти бюджеты не соподчинены. У каждого свои полномочия и реализуются  они самостоятельно. При этом возможна передача каких-то полномочий с передачей  финансовых ресурсов для их осуществления. Это определяется готовностью бюджетов каждого уровня осуществлять дополнительные полномочия.

     С точки зрения содержания деятельности выделяют текущий бюджет и бюджет развития.

     Текущий бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов органов местного самоуправления, обеспечивающих первоочередные нужды городского хозяйства (расходы по финансированию постоянно действующих хозяйственных структур местного самоуправления), то есть средства для поддержания функционирования городского хозяйства.

     Бюджет  развития включает в себя совокупность доходов и расходов, направляемых на совершенствование и развитие городского хозяйства. 
 

1.2. Местные налоги  и их роль в структуре доходов муниципальных образований 

     Ссылаясь  на статью 6 Бюджетного кодекса РФ можно  утверждать, что доходы бюджета – это те денежные средства, которые поступают в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления [2].

     Доходы  местных бюджетов подразделяются на собственные и субвенции от вышестоящих  бюджетов на выполнение делегированных государственных полномочий. К собственным  доходам относят:

  • средства от самообложения граждан;
  • средства от местных, региональных и федеральных налогов и сборов;
  • безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  • доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • часть прибыли муниципальных унитарных предприятий и часть доходов от оказания платных услуг;
  • штрафы, устанавливаемые органами местного самоуправления;
  • добровольные пожертвования и иные поступления.

     Понятие «собственные доходы» существенно  изменилось, теперь оно включает поступления  из вышестоящих бюджетов, хотя на их объем местное самоуправление влиять не может. Эти возможности распространяются на доходы, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Также исключены понятия «регулирующие доходы», «налоговые доходы», «неналоговые доходы».

Информация о работе Анализ доходов регионального бюджета