Требования к организации рабочего места офисного сотрудника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:31, контрольная работа

Краткое описание

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.
Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с

Файлы: 1 файл

бжд.doc

— 68.00 Кб (Скачать)


Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Высшее Учебное Заведение

Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «требования к организации рабочего места офисного сотрудника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдала: Студентка 2 курса

заочного отделения ИРЭиУ

Семенова И.А.

 

 

                                                                                                  Проверил: В.А.Михайлов

                                                                                                  Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург,

2010

Введение.

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Физический труд характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечнососудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность. Физический труд, развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, в тоже время имеет ряд отрицательных последствий. Прежде всего это социальная неэффективность физического труда, связанная с низкой его производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном – до 50 % рабочего времени – отдыхе.

Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является одним из условий формирования сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда. Длительная умственная нагрузка оказывает угнетающее влияние на психическую деятельность: ухудшаются функции внимания (объем, концентрация, переключение), памяти (кратковременной и долговременной), восприятия (появляется большое число ошибок).

Формы интеллектуального труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся, студентов. Эти виды различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Работа оператора отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением. Например, труд авиадиспетчеpa характеризуется переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью. Труд руководителей учреждений, предприятий (управленческий труд) определяется чрезмерным объемом информации, возрастанием дефицита времени для ее переработки, повышенной личной ответственностью за принятые решения, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Труд преподавателей и медицинских работников отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает степень нервно-эмоционального напряжения. Труд уча-щихся и студентов характеризуется напряжением основных психических функций, таких как па-мять, внимание, восприятие; наличием стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения, внимания, – это творческий труд. Труд научных работников, конструкторов, писате-лей, композиторов, художников, архитекторов приводит к значительному повышению нервно-эмоционального напряжения. При таком напряжении, связанном с умственной деятельностью, можно наблюдать тахикардию, повышение кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение ле-гочной вентиляции и потребления кислорода, повышение температуры тела человека и другие изменения со стороны вегетативных функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планировка и мебель рабочего места офисного работника.

Рабочее место - это и планировка, и мебель, и оснащение. На рабочем столе должно быть достаточно светло в дневное время. Желательно, чтобы источник света - окно - находился с левой стороны от работника умственного труда. Если это консультант или менеджер, ведущий в офисе переговоры с клиентами - свет должен в первую очередь попадать на лицо его визави, оставляя его самого в легкой полутени. В темное время суток на рабочее место должен попадать рассеянный свет от потолочных или настенных светильников, кроме того, должен быть локальный источник направленного света - например, настольная лампа.

Труд современного офисного работника трудно представить без использования компьютера. Столы для компьютеров надо подбирать таким образом, чтобы для менеджеров, занимающихся учетом, ведением базы данных, перепиской и так далее стол давал возможность удобно расположить клавиатуру, мышь и монитор. Оставшееся небольшое пространство будет вполне достаточно для редкого прочтения бумажных документов и тому подобных потребностей. А вот стол консультанта должен давать больший простор - на нем работник должен при необходимости разложить принесенные клиентом документы, продемонстрировать работу с литературой. Очень внушает уважение наличие на столе консультанта полочки с несколькими книгами.

Кресло менеджера должно быть удобным для длительной работы с компьютером и телефоном, то есть, для работ, совершаемых практически в одном и том же положении тела. Кресло консультанта должно быть обязательно вращающимся, достаточно глубоким, с высокой спинкой. Все это обеспечит ему свободу маневра - повернуться к компьютеру, к клиенту, взять из шкафчика или со стенной полки справочник и т.д.

Если для менеджера обычные письменные принадлежности и бумага - излишняя роскошь, то консультанту эти атрибуты просто необходимы. У него всегда должны быть под рукой листки для заметок, блокнот, несколько ручек и карандашей разного цвета.

В соответствии с санитарными нормами на одно рабочее место, оснащенное компьютером, предусматривается не менее 6 м2 площади и кубатура не менее 19,5 м3.

Условия труда менеджера при работе на компьютере характеризуется возможностью воздействия на него следующих производственных факторов: шума, тепловыделений, ионизирующих и неионизирующих излучений, специфических условий зрительной работы.

 

Микроклиматические условия.

Для того, чтобы работнику было приятно и комфортно работать, а также, чтобы его работа была эффективной и результативной, а функциональное состояние, работоспособность и здоровье сотрудника не пострадали, были разработаны Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», утверждённые постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.96 № 21.

В соответствии с п. 1.2 СанПиН 2.2.4.548-96 санитарные правила распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и являются обязательными для всех предприятий и организаций.

Разделы 5 и 6 СанПиН 2.2.4.548-96 предусматривают оптимальные микроклиматические условия и допустимые микроклиматические условия применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.

Так, например, для работников сферы управления, осуществляющих работу сидя с незначительным физическим напряжением (категория Iа), температура воздуха в помещении в холодный период времени должна составлять 22–24 градуса по Цельсию, а в тёплый период – 23–25 градусов.

Правилами установлено, что при температуре воздуха на рабочих местах выше или ниже допустимых величин, время пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену) должно быть ограничено. К примеру, при температуре воздуха в помещении 29 градусов время нахождения работника на рабочем месте не должно превышать 3–6 часов в зависимости от категории работ.

С учетом специфики производственного процесса, т. е. повышенной температуры и пониженной влажности в помещении, организуется система вентиляции на базе одного кондиционера с возможностью регулировки температуры и влажности воздуха, а также предусматривается приточная система вентиляции.

Отопление помещения - центральное водяное от городских тепловых сетей. Возможно, использование электрического обогревателя средней мощности на особо холодный период времени и во время демисезонного отключения отопления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шум на рабочем месте.

Основными источниками шума на рабочем месте менеджера, оборудованном видеотерминалами, являются копировальная техника, принтер, сканер, факс, модем и оборудование для кондиционирования воздуха, в самих видеотерминалах - вентиляторы систем охлаждения и трансформаторы.

Уровень шума на рабочем месте менеджера при работе на компьютере не превышает 65 дБА, при работе на принтере он превышает нормы на 2-3 дБА.

Снижение шума обеспечивается за счет использования современного малошумного оборудования (современных компьютеров, дисководов, лазерных принтеров, сканеров и т. д.), применением звукопоглощающих материалов при облицовке помещения, различных звукопоглощающих устройств (прокладок под принтер) и, кроме того, рациональной планировкой рабочего места и удалением принтера и дисководов от менеджера, работающего на видеотерминале.

              Более 90 процентов времени офисные работники проводят на своем рабочем месте.  Их рабочие зоны необходимо максимально оградить от шума,  телефонные разговоры и переговоры мешают полностью сконцентрироваться на работе. Использование акустических материалов в стационарных и мобильных перегородках оградит такие рабочие зоны от источников шума.

Иногда для создания благоприятной акустической среды в помещении большого офиса недостаточно применения только подвесного акустического потолка. Расчет показывает, что для получения требуемых акустических характеристик помещения необходимо задействовать площади большие, чем площадь потолка. Как правило, это происходит в помещениях с очень высокими потолками. Тогда помимо подвесного звукопоглощающего потолка, а иногда и вместо него (если в силу определенных обстоятельств потолок нельзя закрывать подвесной системой), применяются стеновые акустические панели, имеющие также очень высокие характеристики звукопоглощения.

В случаях, когда помещение большого офиса разгораживается офисными перегородками, не доходящими до потолка (чтобы стоящий человек мог видеть весь зал целиком), акустические стеновые панели применяются для облицовки таких перегородок-экранов, чтобы повысить эффект звукоизоляции между кабинами.

Как правило, на рабочем месте офисного работника вибрации не возникают, а если и возникают, то по причине рядом проходящих железнодорожных путей.

Освещение.

Важное место в комплексе мероприятий по охране труда и оздоровлению условий труда занимает создание оптимальной световой среды, то есть рациональная организация естественного и искусственного освещения помещения и рабочих мест.

На рабочем месте в светлое время суток предусматривается естественное одностороннее боковое освещение (КЕО=1,2% в соответствии с СНБ 2.04.05-98). Экран дисплея развернут боком к окну. Окна снабжены светорассеивающими шторами.

Искусственное освещение должно создавать хорошую видимость информации на экране видеотерминала и рабочих материалов на столе. Для освещения рабочего места менеджера применяется комбинированное освещение (общее + местное). Освещенность рабочих поверхностей при комбинированном искусственном освещении в соответствии с СНБ 2.04.05-98 составляет 500 лк. Для исключения засветки экрана прямыми световыми потоками светильники общего освещения с люминесцентными лампами располагаются сбоку от рабочего места под потолком параллельно линии зрения менеджера. Местное освещение обеспечивается светильниками, устанавливаемыми непосредственно на рабочем столе ниже или на уровне линии зрения менеджера, чтобы не вызывать ослепления.

Вся вычислительная техника и многие другие виды оборудование представляют для человека с точки зрения поражения электротоком потенциальной опасности, так как в процессе эксплуатации или при проведении профилактических работ человек может коснуться частей оборудования, находящихся под напряжением.

Помещение, в котором находится рабочее место менеджера, относится к помещениям без повышенной опасности. В нормальных условиях электрические сети достаточно безопасны, так как они надежно изолированы, и окружающая среда практически не разрушает изоляцию; кроме того, в помещении выполнены следующие мероприятия по защите людей от поражения электрическим током:

      защитное заземление - заземляются системный блок и защитный экран дисплея;

      части оборудования и проводка, находящиеся под напряжением, надежно защищены и расположены в недоступных местах;

      защитное зануление.

Благодаря заземлению и почти полному отсутствию открытых металлических частей на современной компьютерной технике, опасность возникновения зарядов статического электричества очень мала. Для уменьшения интенсивности генерации электрических зарядов покрытие полов выполняется из антистатического линолеума.

В рабочем кабинете менеджера в непосредственной близости друг от друга располагаются соединительные провода, коммутационные кабели, аппаратура, устройства, узлы которых нагреваются до 80-100 С0. Для отвода избыточной теплоты от персонального компьютера служат системы вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом возможно оплавление изоляции соединительных проводов, их оголение, и, как следствие, короткое замыкание, которое сопровождается искрением.

Пожарная опасность помещения определяется особенностями выполняемого в нем технологического процесса, свойствами применяемых веществ и материалов. Здания, в котором находится рабочий кабинет менеджера, относятся к степени огнестойкости.

Информация о работе Требования к организации рабочего места офисного сотрудника