Шпаргалка по "Безопасносность жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 16:16, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 57 ответов на вопросы по дисциплине "Безопасносность жизнедеятельности"

Файлы: 1 файл

Шпоры по БЖД.doc

— 669.00 Кб (Скачать)

  

  Рис.2.9. Определение приемлемого  риска

  Суммарный риск имеет минимум при определённом соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы.

  Это обстоятельство и нужно учитывать  при выборе риска, с которым общество пока вынуждено мириться. Говоря о риске, необходимо иметь в виду, что помимо прямого риска Rnp, создаваемого данным оборудованием (на ¯ которого направлены мероприятия по обеспечению безопасности), существует ещё и косвенный риск RK0CВ - с ­ расходов X на безопасность ¯ Rnp, a RKOCB. ­.

  Из  рис. видно, что начиная с некоторого уровня этих расходов, при их дальнейшем ­ будет происходить ­ полного риска.

  Rполн. = Rnp.+ Rkocb.

  Приемлемый  риск обычно на 2-3 порядка строже фактического. Следовательно, введение приемлемых рисков является акцией, направленной на защиту человека.

  Помимо  коллективной приемлемости существует также и индивидуальная приемлемость, установленная для себя сознательно или неосознанно и являющаяся балансом между риском и выгодой.

  В определённых случаях люди готовы добровольно  идти на риск, в 1000 раз больший, чем  приемлемый.

  Решающая  роль в принятии такого решения лежит в психологии человека.

  Рис.  Определение полного  риска 

 
 

  15. Основы управления безопасностью жизнедеятельности

  Под управлением БЖД понимается организованное воздействие на системы "человек - среда", "человек - производство", "человек - машина" с целью перевода объекта из одного опасного состояния в другое, менее опасное. При этом должны соблюдаться на основе сопоставления затрат и выгод условия экономической и технической целесообразности.

  Управление  БЖД - это в то же время есть управление риском. И осуществляться это должно на всех стадиях деятельности - это научный замысел, НИР, ОКР, проект и его реализация, испытание, производство, транспортирование, эксплуатация, реконструкция, консервация, ликвидация и захоронение.

  Управление  БЖД (риском) осуществляется по нескольким направлениям:

  1. Обучение персонала и профессиональный отбор.

  2. Психологическая подготовка персонала.

  1. Совершенствование технических систем.
  2. Экономическое стимулирование.
  3. Управление режимами труда и отдыха.
  4. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты.
  5. Воспитание культуры безопасного поведения.
  6. Организация контроля.
  7. Прогнозирование и организация управления чрезвычайными ситуациями.

  10.Материально - техническое обеспечение.

  Одним из путей повышения БЖД является активное содействие всех участников трудовой деятельности в сборе и анализе информации о безопасном ведении работ. Для чего все сотрудники обязаны сообщать о выявленных ими ошибках, их причинах, возможных последствиях.

  Накопленные данные анализируются, и разрабатываются предложения по совершенствованию производства, рабочей среды, оборудования.

  Таким образом, создаются "банки данных" о безопасности работы как оборудования, так и систем. 

16. Структура производственных психических состояний.

 Международный опыт и наши исследования свидетельствуют, что от 60 до 90% травм в быту и  на производстве происходит по вине самих  пострадавших. В современной психологии ошибки работников рассматриваются как неизбежный элемент деятельности, причина которых связана с психическим состоянием людей, так называемым личным фактором.

 Изучением особенности труда человека при  взаимодействии его с техническими средствами в процессе производства и управления, а также требований, предъявляемых к конструкциям машин и приборов с учётом психических свойств человека, занимается инженерная психология.

 Часто встречающимися (производственными) психическими состояниями людей являются:

 - Психическое  напряжение (стресс).

 - Утомление.

 - Особые  психические состояния работника. 

17. Стресс. Утомление…

 Это нормальная реакция человека, мобилизующая физические и психические ресурсы на выполнение какой - либо работы. Оказывает положительное влияние на работоспособность до определённого, так называемого запредельного напряжения.

 Чрезмерные  формы психического напряжения приводят к снижению результатов труда вплоть до полной утраты работоспособности.

 При организации деятельности человека необходимо ориентироваться не на максимальную мобилизацию его сил, а на реальные психофизиологические возможности человека, которые не должны превышать 40 - 60% от максимальной нагрузки.

 Превышение  этих нагрузок приводит к состоянию утомления.

 

 Утомление

 До 50% несчастных случаев происходит в  конце смены в результате утомления.

 Запредельные психические формы утомления проявляются в двух типах реакции человека.

 1. Тормозной  тип характеризуется  скованностью, замедленностью действий, замедлением мыслительной деятельности, ухудшением воспоминания и другими признаками, не свойственными человеку в обычной обстановке. Замедленная психическая деятельность увеличивает время операций и число совершенных ошибок.

 2. Возбудимый  тип характеризуется вспыльчивостью, грубостью, суетливостью, многословностью, дрожанием рук, излишними ненужными действиями.

Особые  психические состояния

  Контроль  за психическим состояниям может  выявить особые состояния, которые не всегда являются постоянным свойством личности, возникают спонтанно и существенно изменяют работоспособность человека. Встречаются три вида особых психических состояний: параксизмальные состояния (приступы), психогенное состояние, действие стимуляторов.

  Параксизмальное состояние связано с заболеванием мозга и проявляется отключением сознания на 1 - 2 мин в виде обморока, эпилепсии, лунатизма.

  Психогенное состояние наступает после конфликта, гибели близких людей, обиды и так далее. Проявляется в виде снижения настроения, апатии, замедления мышления и может длиться от нескольких часов до двух месяцев. Под влиянием обид, неудач, оскорблений может развиваться аффективное состояние (взрыв эмоций, агрессивные и разрушительные действия).

  Лица, склонные к аффективным состояниям – категоря с повышенным риском травматизации и не должны занимать специальности c ­ ответственностью.

Действие  стимуляторов

  Приём лёгких стимуляторов (чай, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способствовать повышению работоспособности на короткий период.

  Активные  стимуляторы уменьшают скорость реакции, ухудшают самочувствие.

  Транквилизаторы оказывают успокоение и предупреждают развитие неврозов, однако могут снизить психическую активность, вызвать апатию и сонливость.

  Алкоголь  как транквилизатор приносит при  избыточном употреблении колоссальный ущерб здоровью человека, разрушая прежде всего нервную систему и психику человека. 40 - 60% случаев автомобильного травматизма и 64% смертельных случаев на производстве, связаны с употреблением алкоголя.

  Посталкогольная астения (похмелье) ведёт к заторможенности  человека и снижению чувства осторожности (пьяному море по колено).

18. Классификация основных форм деятельности человека

 Физиология  труда - это наука, изучающая изменения  функционального состояния организма человека пол влиянием трудовой деятельности и разрабатывающая физиологически обоснованные нормы  организации трудового процесса, способствующие предупреждению утомления и поддержанию высокого уровня работоспособности.

 Общепризнанной  системой классификации основных форм трудовой деятельности является физиологическая классификация.

 Суть  её в том, что любой труд изменяет функциональное состояние человека и в зависимости от этого состояния классифицируются формы труда.

 Всего выделено 6 форм основной трудовой деятельности человека.

  1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности. Характеризуются высоким напряжением физических сил и потребностью в длительном (до 50% рабочего времени) отдыхе.
  2. Групповые формы труда (конвейерные). Монотония - одна из основных отрицательных особенностей такого труда, приводит к преждевременной усталости, быстрому нервному истощению, потере внимания, снижению скорости, реакции и возбудимости.
  3. Механизированные формы труда. Характеризуются вовлечением в работу отдельных мышц или частей тела (рук, ног). Нередко требуют специальный знаний и двигательных навыков. Однообразие простых и большей частью локальных действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.
  4. Формы труда, связанные с частично автоматизированным производством. Непосредственную обработку предмета осуществляет механизм. Задача человека ограничивается обслуживанием этого механизма (установка деталей, пуск, контроль за процессом и т.д.) Характеризуется монотонностью, утратой творческого начала, высокой ответственностью и постоянным нахождением в состоянии "оперативного ожидания".
  5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. С физиологической точки зрения различают две основные формы управления производственным процессом. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человеке, а в других - редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах. Во втором - работник находится в состоянии "оперативного ожидания" (готовности к действию), его реакции малочисленны (соответственно диспетчер железной дороги и оператор электростанции).
  6. Формы интеллектуального (умственного) труда. Это труд инженеров, врачей, учителей, артистов и т. п. Характеризуются необходимостью переработки большого объёма разнообразной информации с мобилизацией памяти, внимания, частым стрессовым состоянием и, как правило, незначительной двигательной активностью, что порождает патологию сердечно-сосудистой системы (гипогинезия, гиподинамия).
 

  Статическая работа, феномен Лингарда

 Она характеризуется тем, что напряжение мышц развивается без изменения длины последних и без активного перемещения конечностей и всего тела.

При статическом  усилии с точки зрения физики внешняя  механическая работа отсутствует, однако в физиологическом смысле она характеризуется теми активными процессами, которые протекают в нервно - мышечном аппарате и центральной нервной системе, обеспечивая поддержание напряженного состояния мышц.

 При статической работе наблюдается  незначительное увеличение потребления кислорода, но после её прекращения потребление кислорода (О2) резко возрастает и усиливается кровоток (феномен Лингарда, рис.З.1).

 

  Динамическая работа

 Это процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также  тела человека или его частей в пространстве.

 Динамическая работа подразделяется на общую, региональную и локальную.

 Общая мышечная работа выполняется более  чем двумя третями массы скелетной мускулатуры. Это работы, где полностью или в значительной степени отсутствует механизация.

 Региональная  мышечная работа выполняется преимущественно  мускулатурой плечевого пояса и рук. В ней участвуют от одной до двух третей массы скелетной мускулатуры.

 Локальная мышечная работа выполняется менее  одной трети скелетных мышц.

 В условиях современного производства выполняются  в основном региональная или локальная мышечная работа, требующие точности, координированности и быстрых движений. 

19.Работоспособность и её динамика

 Работоспособность - это величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определённое время при максимально интенсивном напряжении.

 Изменение работоспособности в течение рабочего дня имеет несколько фаз (рис.3.3).

 Динамика  работоспособности одинакова до и после обеденного перерыва. Но после обеденного перерыва фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности по уровню ниже и менее длительная, чем до обеда.

 В соответствии с суточным циклом работоспособности  наивысший уровень её отмечается с 8 до 12 ч. и с 14 до 17 ч. Наименьшая работоспособность -с 12 до 14 и с З до 4 ч.

Информация о работе Шпаргалка по "Безопасносность жизнедеятельности"